Герт Наталья Николаевна,
Алтайский государственный университет,
аспирант каф. БЖД (научный рук. Ушакова Е.В., д.ф.н.)
Барнаул, Россия
Самоуправление связано с развитием самосознания личности. Но в первобытном обществе такого еще практически не было. Человек обладал сознанием, но не имел самосознания. Он осмысливал явления, связи и отно-шения внешнего объективного мира, каковым был мир природы и мир лю-дей вокруг индивидуума. Наиболее продвинутой в этом отношении была племенная знать – вожди (сильнейшие и активнейшие), старейшины мудрей-шие), шаманы (общающиеся с миром духов, во многом использующие ин-туицию сознания человека) [1; 2].
В древнейших своих истоках общественная жизнь развивается из «об-щественной» жизни высших млекопитающих, способных вести стадный и семейно-групповой образ жизни (приматы, хищники, копытные животные). Здесь существуют: вожак и особи группы, находящиеся в групповой иерар-хии. Это уровень до-сознательного сложнейшего приобретенного поведения высших млекопитающих, который, конечно, послужил базой для развития осознанных форм человеческого управления в обществе. Уже вожак мог следить за всей группой, своим поведением инициировать адекватное поведение группы, воздействовал на определенных членов животной группы для сохранения ее организации, адекватной внешним условиям и внутренним связям. Это высшая животная координация существования группы.
Вождь также проявлял эту до-сознательную саморегуляцию общины с «высоты» своего центрального положения. На этом фоне в антропогенезе формируется сознательная саморегуляция из центра управления общины, которая носит объективный характер. Но здесь еще нет личностной самосознательной саморегуляции, приобретающей характер самоанализа, самооценки, самоконтроля действий центра при анализе субъективной реальности [3].
Общее поведение первобытных сообществ – родов и племен опиралось на непререкаемые законы табу, на их реализацию в повседневной жизни людей, еще не разделенной на социокультурную, хозяйственно-бытовую, хозяйственно-экономическую, политико-правовую, ресурсно-экологическую и пр. виды и стороны общественной жизни, которые присущи современному глубоко дифференцированному и очень сложному обществу. Все существовало неразрывно в едином недифференцированном целом.
Вся жизнь строилась по непререкаемым, проходящим через ряд поко-лений, родоплеменным законам – табу (поскольку социальная эволюция здесь шла очень медленно, изменения были минимальными, а «твердое ядро» природно-социальных и социальных отношений – устойчивым). Табу был ядром традиции. Традиция являлась базисом культа. Ярким явлением и четко запоминающимся, представленным ядром культа был образно и чувственно воспринимаемый ритуал. Периферию ритуала составляла вся реальная первобытнообщинная жизнь людей, ориентированных на культ, регулярно поддерживающаяся и закрепляющаяся вспышками ритуальных действий, обрядов, четко закрепляющих в памяти первобытных людей основы их непререкаемых форм поведения и иерархию социальных отношений [1; 2].
Таким образом, культ обеспечивал всю синкретично-многоплановую жизнь людей по определенным канонам. Соответственно, ритуалы были так-же многоплановые: и ремесленно-трудовые, и удачной добычи, и поиска но-вых мест жизни, и обрядово-семейные, и священно-магические.
Ритуал был наиболее ярким коллективным действом в отрыве от обы-денной общинной жизни, когда накопленная в людях энергия целенаправ-ленно выплескивалась – в виде движений, танцев, состязаний, звуков, песно-пений, ритуально-магических действий, общих ритмов, зажигавших осталь-ных и всех. Сознание становилось общим, коллективным, внешние действия закреплялись образными и логическими фигурами сознания.
Формировался и закреплялся в памяти общий ментально-резонансный ритм, который затем звучал в каждом человеке еще длительное время после ритуального действа, ориентировал жизнь индивида согласно отраженным и закрепленным памятью формам поведения. А поскольку ритуалы повторя-лись периодически, то в механизмах памяти закреплялись четкие правила жизнедеятельности, проходившие через всю жизнь первобытных людей, во-площался в разных сторонах первобытных культур.
Огонь был важнейшей частью жизни первобытных людей, во многом определившей будущее развитие человечества. Он вошел в табу всех куль-тур, поскольку от наличия или отсутствия огня зависела жизнь или гибель рода и племени. Он был в основе первобытных технологий народов, пользо-вавшихся огнем, поэтому именно огонь стал неотъемлемой частью трудовых ритуалов.
Огонь был центром семейного очага, поэтому без него невозможны были бытовые ритуалы, свадебные обряды. Огонь завораживал человека, уводил его в мир воображения, волшебства, оказывался неотъемлемой ча-стью многих видов шаманских камланий.
Таким образом, появились сложнейшие синкретичные формы сознания первобытных людей, в которых огонь становился центром ритуалов, входил в традицию и закреплялся непререкаемыми правилами табу. Это были формы объектного самоуправления коллектива, но здесь еще отсутствовали формы субъектного самоуправления личности.
И лишь позже формируется субъектное самоуправление личности, прежде всего, наиболее ярких представителей племенной знати. Некоторые вожди, шаманы, старейшины все более ясно стали осознавать свою личную роль в жизни рода-племени. Почувствовали собственную личную возмож-ность воздействовать на устои жизни. Начали на практике реализовывать эту возможность. Осознавали наличие излишков продукта, который оказывался у них в руках. Стали следить за собственным имуществом, обдумывать, как его увеличить. С данного времени табу стали изменяемы. Закон оказывался все более подвижным, жизнь людей усложнялась и видоизменялась, роль центральной личности возрастала, зависимость членов племени от нее – так-же. Главным законом все более становилась личность – вождя, шамана – как прообразов будущей политической и духовной власти в обществе. Начинало формироваться самосознание племенной знати, все более сравнивающей наше и мое, осознававшей особый статус моего и само-осознание своей личности. В частности, в патриархальных семейно-брачных отношениях отец-вождь все более следил за собственным потомством, не путая его с другими детьми, поскольку именно эти личности должны были в будущем получить свою долю наследства.
А родоплеменное управление на поздних этапах существования, осо-бенно в период разложения все шире включало в себя особенности самосоз-нания и самоуправления правящих личностей [3; 4]. Это процесс шел исто-рически медленно и в итоге привел к формированию княжеств, феодальных патерналистских государств, а в средиземноморском регионе – к рабовладе-нию.
Традиция легла в основу государственности. Культ все более приобре-тал духовно-религиозные формы и стал частью религиозных конфессий, хотя еще длительное время продолжали сохраняться культы ремесла и мастеров в изготовлении разных предметов. А культ огня сохранился как в духовно-религиозной, так и в материально-практической формах, например, в металлургическом, кузнечном деле (ритуалы и культы получения металлов, сплавов от бога Огня, оружия и пр.).
Таким образом, традиция и табу, ритуал и культ пришли к человечест-ву из глубины тысячелетий, до сих пор сохранились в традиционных культурах разных народов, в том числе, народов России, а культ огня в них был и остается одним из ведущих.
Список использованных источников
- Андреев И. Л. Происхождение человека и общества / И. Л. Андреев. – М., 1988.
- Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. – М. 1989.
- Поляков В.Г. Человек в мире управления / В.Г.Поляков – Новосибирск, 1992.
- Энциклопедия управления. – М. , 1985.