- Сидякина Т.Г.
- Автор поднимает проблему формирования толерантности у школьников средствами музейной деятельности и выстраивания межкультурного диалога.
- толерантность, гуманистические принципы педагогики
Российский академик Д.С. Лихачев когда-то пояснил, что если новый век не станет веком гуманистической культуры, его не будет совсем. Мы уверены, что закладывать основы толерантности, патриотизма, гражданственности можно только в гуманистической среде и в той педагогической ситуации, где каждый ребенок, не утрачивая право на ошибку, может рассчитывать на помощь и любовь со стороны окружающих его взрослых и детей. Важность этих принципов в современной жизни столь сильна, что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
В МБОУ «СОШ № 38 с углубленным изучением отдельных предметов» города Барнаула Алтайского края творческой группой, состоящей из руководителя школьного музея, библиотекаря, учителей русского языка, истории, начальных классов несколько лет назад была разработана примерная программа по толерантности.
Задачи, решаемые в опыте:
– Использование воспитывающих возможностей традиционных педагогических средств в конкретных условиях школы: акцентирование толерантности в содержании учебного материала, организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, выстраивание межличностных взаимоотношений, формирование культуры сотрудничества, сотворчества.
– Введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности.
– Методическое обеспечение введения в педагогическую практику методик измерения уровней толерантности и качества образовательной среды.
– Оптимизирование педагогических средств в их комплексном сочетании в процессе моделирования толерантной образовательной среды.
– Введение в педагогическую практику новых форм коллективной урочной и внеурочной деятельности (например, проектная деятельность) повышение их коммуникативной культуры.
– Формирование и введение в практику новых общешкольных традиций, воспитывающих культуру толерантного взаимодействия.
Большое значение в развитии духовного мира школьников было отведено работе клуба интернациональной дружбы «Окно в большой мир» и школьного музея «Дружба». Основываясь на том, что школа № 38 в советское время носила имя легендарного монгольского революционного деятеля Д. Сухэ-Батора, была восстановлена переписка с Монголией, налажены контакты и подписан договор о международном сотрудничестве между школами № 6 г. Ховд (Монголия) и школой № 38 г. Барнаула Алтайского края. Состоялся обмен школьными делегациями. Гостями МБОУ № 38 в разное время были представители администрации, бизнеса, школы №6. Все они принимали активное участие в мероприятиях, посвященных развитию международных отношений, обсуждали проблемы, связанные с педагогическими, культурологическими аспектами в деле воспитания подрастающего поколения.
Неоценимую помощь в восстановлении международных отношений оказал заслуженный художник РФ Фёдор Семёнович Торхов. Исповедуя гуманистические принципы, он послужил ярким примером толерантного отношения к людям разных национальностей, социального статуса, политической и административной направленности. Фёдор Семёнович, привлекая единомышленников, совместно со школой организовывал просветительские проекты. Экскурсии, беседы с художниками Ф.С. Торховым и А.П. Щетининым во многом способствовали формированию культуры школьников, развитию принципов толерантного отношения, осознанию и принятию собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.