- Рассыпнов В.А., Максимова Н.Б.
- Авторы рассматривают особенности туристско-рекреационных ресурсов края, уникальность его природных объектов и экономические условия для развития познавательного туризма. Определены способы реализации развития данного направления туризма.
- переселенческий ареал, биосферный заповедник, музеефикация, туристско-рекреационные ресурсы
Духовное развитие человека происходит на всем протяжении его активной деятельности, и в большей мере связано с местом проживания и выбранной профессией. Познание окружающей среды, прежде всего, направлено на природу с ее многообразием проявлений растительного и животного мира. Школьное образование, с его многочисленными и не всегда позитивными реформами, в усеченном виде, но все, же знакомит подрастающее поколение с художественной литературой о природе, учит видеть прекрасное на нашей планете. Последующий этап образования уже связан с формированием духовного мира ребенка и вовлечением его в самообразование. Удовлетворение любознательности личности и пополнение знаниями продолжается вне стен образовательных учреждений, и здесь появляется возможность ознакомления с миром природы, истории и культуры во время экскурсий и туристских поездок в другие регионы и в зарубежные страны.
Привлекательность региона, как правило, связана с уникальными природными объектами и развитой инфраструктурой транспорта и обслуживающего гостиничного сервиса. Транспорт и особенно сервис как и в прошлые годы, в настоящее время оставляет желать лучшего. В переходный период экономики туристический бизнес Алтайского края получил два направления развития. Первое связано с акционированием предприятий туризма, созданных еще в советское время. Второй путь основан на частном бизнесе с созданием совершенно новых туристских предприятий. Развитие туризма в последние годы становится важной статьей пополнения региональных и местных бюджетов.
Немаловажную роль в создании привлекательности Алтая играет местное население, которое представляет собой переселенческий ареал, сформировавшийся из десятков наций и народностей. Сюда ехали переселенцы из центральной России, Украины, Прибалтики, Белоруссии. Есть здесь и потомки голландцев, немцев, поляков. Такое смешение народов за многие десятилетия совместного проживания все же сохранило национальные черты и самобытность. Особенно это проявляется у алтайских немцев, которые компактно проживают в Немецком национальном районе в степной Кулунде. Современной достопримечательностью Кулундинской степи можно назвать Немецкий национальный район, образованный на северо-западе степного Алтая. Административный центр находится в селе Гальбштадт, около 60% населения района – немцы, потомки переселенцев, пришедших на эту землю более ста лет назад. Местные жители не утратили национальной любви к аккуратности, чистоте и добротности, и Немецкий район выглядит неожиданным кусочком Западной Европы посреди алтайских степей.
Популярность края как туристско-рекреационного региона сформировалась в прошлые годы за счет курорта Белокуриха в предгорьях Алтая, Телецкого озера, горы Белухи и реки Катуни. Указанные природные объекты за исключением курорта и верховий реки Катуни остались в Республике Алтай после отделения ее от Алтайского края. Теперь край стал лишь транзитом для потока туристов водников и альпинистов, едущих в Горный Алтай.
Традиционно Алтайский край развивался как регион с многоотраслевым сельским хозяйством и обслуживающей его машиностроительной промышленностью. Дома отдых и санатории были ведомственными и не принимали отдыхающих из других регионов. Существовавшие природные, исторические и культурные достопримечательности края оставались не востребованными и не имели привлекательности для туристов как местных, так из-за пределов края и страны. Кроме того продукция имеющихся предприятий края не имела спроса за его пределами и не могла нести привлекательный имидж для территории. К этому надо добавить еще широкую негативную известность Алтая, как территории длительное время подвергавшейся воздействию испытания ядерных устройств на Семипалатинском полигоне.
Оставшаяся в наследство ситуация с привлекательностью края не может удовлетворять развивающийся туристический бизнес. Многочисленные туристические бюро развернули широкую рекламную кампанию по привлечению гостей из российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья. За последние годы было построено и введено в действие большое количество туристических баз, отелей, кемпингов, обустроено множество природных достопримечательностей в предгорных районах Алтайского края. Обслуживание туристов осуществляется квалифицированными специалистами гостиничного, ресторанного сервиса, гидами и переводчиками. Принято решение о создании «Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» совместно с Республикой Алтай, и уже часть объектов этого комплекса запущено в работу. Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» образована на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. с целью формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3220 га. Уже сейчас здесь туристам предлагают пляжный отдых, пешие и конные маршруты, сплавы по реке, охоту и рыбалку, альпинизм, велотуризм. Со временем здесь будут ежегодно отдыхать около 1,1 млн. человек.
Появились туристические базы и в других районах края – на степных озерах Кулунды, в нижнем Причумышье в Тальменском районе, на озерах Ая и Колыванское в предгорьях Алтая. Объектами туризма здесь выступают солёные, горькие и пресные озера, где по берегам много удобных песчаных пляжей. Здесь отличные места для купания и водных прогулок. Природные лечебные свойства воздуха и озерных вод в алтайских степях и предгорьях давно известны и подтверждены научными и медицинскими исследованиями.
Кулундинская низменность – это еще одна уникальная достопримечательность. Она самая низкая на Алтае, самая солнечная. Дно древнего моря, усыпанное озерами, окаймленное реликтовыми, нигде больше на планете не встречающимися ленточными борами.
Задача, что показывать на территории края, зачастую решается самими туристами, которые приехали знакомиться с уникальной природой и ее привлекательными объектами. Ученые Алтайского госуниверситета В.Е. Арефьев и А.В. Чудов (1994) в своем исследовании туризма на Алтае указывают на многочисленные памятники природы практически во всех районах. Кроме природно-ресурсного потенциала они предлагают для туристической индустрии использовать культурно-историческое наследие древних народов, памятники горнозаводского производства и «наследие» индустриального общества. К последним объектам авторы явно относятся негативно, связывая это с репрессиями советского строя, но, тем не менее, признают, что социалистическое прошлое также достойно для ознакомления.
Особой гордостью жителей края являются наши знаменитые земляки и выдающиеся деятели, связавшие свою жизнь с Алтаем. Уже сейчас туристам предлагают экскурсии в село Сростки в музей В.М. Шукшина. В селе Полковниково работает музей космонавта-2 Г.С. Титова. В краевом музее истории литературы и искусства Алтая есть экспозиции и других выдающихся людей края. Многочисленные районные краеведческие музеи, школьные и частные коллекции пока не готовы для массового приема туристов и нуждаются в квалифицированной музеефикации.
Озабоченность организаторов туризма в крае вызывает низкая бытовая культура, экологическое варварство населения и убогость архитектуры сельских населенных мест. Въезды в населённые пункты идут мимо свалок бытовых отходов, часто отсутствуют дорожные указатели, расписания движения транспорта, нет элементарных санитарных удобств. В селах и посёлках много заброшенных усадеб, заросших сорняками, с полуразвалившимися домами и покосившимися заборами.
Столица края и его города негостеприимны к приезжему человеку. В продаже нет топографических карт, туристических и транспортных схем, доступных по цене сувениров. Определить в какую сторону идет автобус или трамвай на остановках невозможно, надо спрашивать у местных людей. Узнать о концерте, сеансе кино, режиме работы музея, не имея под рукой компьютера с интернетом, можно только в самом заведении.
По мере перехода экономики России от прежнего уклада к рыночным отношениям у населения, в том числе и в Алтайском крае, снижается интерес к экологическим проблемам в окружающей природной и социальной среде. Это отмечено в исследованиях Д.Н. Кавтарадзе и А.А. Овсянникова (2002) на материалах социологических опросов ВЦИОМ 1994-98 годов. Нашими исследованиями в 4 сельских районах и двух малых городах Алтайского края (с общим населением 112 тыс. человек) установлено, что в решении проблем сохранения окружающей природной среды менее всего заинтересованы лица, принимающие административные решения, взрослое сельское население, а наиболее заинтересованными оказались учащиеся начальной школы (Рассыпнов, 2004). Причина равнодушия к экологическим проблемам кроется по нашему мнению в отсутствии положительного эффекта от принимаемых мер по сохранению природы, как в стране, так и на уровне регионов и муниципальных образований. Кроме того у населения появились другие заботы, в частности повышение безработицы, снижение жизненного уровня сельского населения.
Появление среди такого населения отдыхающих людей вызывает негативную реакцию. Отсюда многочисленные проявления грубости, нежелания оказывать даже платные услуги туристам. Для формирования положительного интереса у местного населения в развитии нового направления трудовой деятельности в обслуживании туристов необходимо уже сейчас решить множество задач экономического, социального, нравственного характера.
Нам видится путь решения таких задач в едином комплексе, где приоритетными направлениями будут экономика, управление средой обитания, экологическое образование и воспитание всех слоёв населения.
Туристско-рекреационные ресурсы, как и любые другие, имеют цену. Вовлечение окружающей природной среды в экономику должно идти с включением их цены в себестоимость туристских услуг. Налоговые отчисления от эксплуатации природных объектов должны возвращаться для сохранения биоразнообразия и охрану ценных объектов природы. Таким образом, сохранение природы в зоне оказания туристских услуг должно быть выгодными для предпринимателей и необременительным для природы.
Экономика туристических услуг должна нести явно экологический характер, и основываться на емкости экосистем, их пропускной способности без ущерба и при постоянной энтропии (Перелет, 2002). На законодательном уровне должно быть ограничение перехода привлекательных природных богатств в категорию ресурсов. Последние будут реально потребляться с увеличением количества отходов и потерей ландшафтами привлекательности для туристов. Например, разрешение туристам сбор лекарственных растений, цветных минералов, отлов бабочек.
Эксплуатируемые природные объекты в туристической зоне не беспредельны. Строительство объектов обслуживания уже несет ущерб привлекательности дикой природе. Во время эксплуатации необходимо соблюдение всех правил сохранения природных объектов, управлять ими и при необходимости восстанавливать. Кроме уборки и утилизации мусора крайне важно поддерживать приемлемый для природных объектов уровень сохранности и привлекательности. Самые ценные объекты природы, ради которых и приехали сюда туристы, не должны вовлекаться в хозяйственную деятельность, а лишь нести созерцательную функцию визуального (эстетического) отдыха. Вокруг такого объекта должна быть буферная зона с минимумом деятельности, а далее территория с хорошим управлением и воспроизводством природных объектов. Такая задача совпадает с программой ООН «Человек и биосфера», которая направлена на создание биосферных заповедников, в которых возможен туризм (Примак, 2002).
Экологическое, нравственное и патриотическое образование и воспитание населения всех возрастов и социальных групп является неотъемлемым условием создания доброжелательной среды приема туристов. Решение этой проблемы необходимо начинать в системе образования путем реализации существующего в учебных планах регионального компонента. Для этого нужны учебники и пособия по краеведению, подготовленные кадры преподавателей. Формирование доброжелательной среды у старших поколений должно идти через пропаганду средствами массовой информации патриотизма и материальной заинтересованности в развитии новых видов туризма. Администрации сельских муниципальных образований могут оказать поддержку развитию семейного туристического бизнеса, сельскохозяйственного туризма, приема городских детей на каникулярный отдых и других видов отдыха.
Список литературы
1. Арефьев, В.Е., Чудов, А.В. Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы полезности. – Барнаул, 1994. – 128 с.
2. Кавтарадзе, Д.Н., Овсянников, А.А. Природа в жизни, ценностях и доктринах современного общества //Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. – М.: Изд-во Научного и уч.-метод. центра, 2002. – С. 15-90.
3. Перелет, Р.А. Экономика биоразнообразия //Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. – М.: Изд-во Научного и уч.-метод. центра, 2002. – С. 199-326.
4. Рассыпнов, В.А. Социальные условия формирования этноэкологического сознания сельского населения в меняющейся экономике юга Западной Сибири //Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2004. — 362-366.
5. Ричард Б. Примак. Основы сохранения биоразнообразия /пер. с англ. – М.: Изд-во Научного и уч.-метод. центра, 2002. – 256 с.