- Селиванова О.В.
- О воспитании уважительного отношения к праву, об организации преподавания права в системе общего образования, об условиях создания и использования социальных правовых служб.
- законопослушное поведение, правовая культура, правовое сознание
Для построения правового государства в России необходимым условием является законопослушное поведение граждан. Законопослушное поведение – это поведение, приспособленное к условиям жизнедеятельности определённой общности и связанное, в первую очередь, с усвоением основных норм поведения в данном обществе. На этой основе в дальнейшем формируются правовые представления, знания и оценки. Устойчивое правомерное поведение формируется при наличии у члена общества готовности действовать в определенных обстоятельствах правомерно. Уважительное отношение к праву является основой правового воспитания.
Особое значение по искоренению нигилизма, произвола и для повышения правовой культуры имеют меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правосознания граждан связано с такими процессами как повышение культуры общества, приверженность нравственности, уважение достоинства личности, соблюдение прав и свобод человека, стремление к достижению справедливости, демократического сознания и так далее. В процессе правового воспитания важным является определение соотношения законности и свободы человека, его прав и гражданской ответственности. Демократия и законность коренным образом отличаются от анархии, произвола и представляют собой явления взаимоисключаемые. Свобода человека должна выражаться в такой форме поведения, при которой реализация его разумных интересов и потребностей ни в коем случае не ущемляла бы интересы и права других людей, общества и государства.
Воспитание правосознания предполагает усвоение нравственных ценностей, духовное общение, в первую очередь, в семье и школе. Формирование правосознания происходит под влиянием современной социальной среды, то есть совокупности различных отношений, например, социальных и бытовых конфликтов или нормально протекающих событий, факторов и условий, в которых живёт человек. Однако, значение правового воспитания, обеспечивающего развитие правового сознания, нельзя недооценивать. В настоящее время влияние права на развитие личности намного меньше, чем воздействие окружающей среды, существующих общественных отношений. Воспитательная деятельность государства в условиях современной правовой системы находится на недостаточном уровне и предстоит еще большая работа в этом направлении.
Значимую роль в становлении правосознания в современном обществе играет право. Оно выполняет в государстве воспитательную функцию, которая характеризуется тем, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение1[1]. Воспитательная роль права при разработке новых нормативно-правовых актов является существенным фактором при формировании правового сознания.
Сейчас правовое воздействие на молодых граждан нашей страны связано с инновационными направлениями в деятельности государственных органов, например, реализацией национальных проектов, реформами в законодательной системе, в том числе – в образовательной.
Формирование правового сознания молодёжи происходит через общение и вступление в практическую деятельность. Поэтому одним из источников становления правосознания молодёжи можно считать социальную среду, которая подвержена изменениям в связи с развитием общества.
Существующая в настоящее время криминальная среда является основным условием криминализации молодых граждан страны и препятствует их позитивной правовой социализации. В молодом возрасте часто в романтическом виде воспринимается преступный жаргон, конспирация, опасные мировоззрения. Профилактическими мерами для предотвращения совершения правонарушений молодёжью представляется правовое воспитание и нейтрализация влияния антиобщественной среды, ограничение сферы её влияния. Неправильное определение личностью своих интересов, потребностей, отсутствие нравственной основы и ценностных ориентаций, в том числе позитивного отношения к праву, приводят к формированию дефектов правосознания молодёжи, что свидетельствует о недостатках правового воспитания в государстве. Государству в своей законодательной политике необходимо также уделить особое внимание обеспечению благоприятной социальной среды для молодёжи. Например, повсеместное ограничение негативного влияния уличной среды на несовершеннолетних за счёт повсеместного соблюдения запретов или ограничений пребывания их в общественных местах в неурочное время во всех регионах страны.
В среде молодёжи получило распространение мнение о повсеместном нарушении прав человека в современном обществе. Такое представление о правовой реальности приводит, во-первых, к оправданию несовершеннолетними своих правонарушений, во-вторых, к неуверенности в гарантиях, предоставленных законодательством, по защите их прав. Существующие в настоящее время нарушения правовых норм служащими государственных и общественных организаций в различных сферах общественной жизни приводят к формированию у подрастающего поколения представления о своей правовой незащищённости.
На становление правового сознания несовершеннолетней молодёжи оказывают значительное влияние средства массовой информации, многие из которых способствуют формированию неправомерного поведения молодых людей. Речь идет о печатной продукции, аудио-видеопродукции, пропагандирующей насилие, антиобщественное поведение.
В современных условиях правовое воспитание молодёжи и окружающая социальная среда часто вступают в противоречие. Это приводит к дисбалансу формирующегося правосознания несовершеннолетних. Для преодоления такой ситуации должно быть обеспечено принятие правовых актов, которые определяют действие правовоспитательного механизма в государстве.
Преподавание права в системе общего образования имеет важное значение для формирования правового сознания школьников. В современных условиях имеются благоприятные предпосылки для формирования системы вариативного правового обучения и правового воспитания.
Создание правовых служб, центров воспитательной работы при региональных департаментах образования и науки могло бы содействовать системной работе по становлению правосознания школьников. Правовой информированности учащихся, защите их прав способствуют их телефонные консультации по юридическим вопросам при районных администрациях; распространение правовой информации через средства массовой информации, юридические консультации при вузах и другие. Улучшилась ситуация с повышением квалификации и переподготовкой преподавателей учебных заведений и сотрудников правоохранительных органов, для которых были разработаны обучающие программы [2]. Издание педагогических журналов («Право в школе», «Основы государства и права» и других) способствует правовой информированности преподавателей и учащихся, а значит, вносит определённый вклад в формирование правового сознания несовершеннолетних.
В настоящее время состояние правового воспитания несовершеннолетней молодёжи не соответствует потребностям текущего периода и является недостаточно эффективным. Решение проблемы повышения правовой культуры молодёжи требует принятия важных мер. Например, разработка и принятие нормативных актов, обеспечивающих регулирование института правового воспитания; проведение профилактики правонарушений среди молодёжи, используя правовое просвещение; нормативное закрепление обязанностей образовательных учреждений; постоянное осуществление работы по правовому воспитанию подрастающего поколения и консультирование законных представителей детей по вопросам охраны их прав; привлечение юристов к воспитательному процессу в образовательных учреждениях и другие мероприятия.
Список литературы
1. Теория государства и права: учебник. / под ред. М.Н. Марченко – М., 2005. – С.4
2. Певцова Е.А. Программа повышения квалификации и переподготовки работников образования по правовому воспитанию несовершеннолетних. – М., 2004. – С.53.
Примечания
1 Теория государства и права: учебник. / под ред. М.Н. Марченко М.2005.С.4.