- Наливайко Н.В., Паршиков В.И. (г. Новосибирск), Ушакова Е.В. (г. Барнаул)
- Философская рефлексия потребностной идеи духовно-культурной сферы, связанной с воспитанием и образованием.
- социокультурный аспект, потртебностная идея, паразакон, истинный закон
В данной статье обсудим культурфилософскую и праксиологическую проблему – об общих социальных закономерностях перехода от исходных образовательных идей к их юридическому оформлению и практическому воплощению в обществе. Обсуждение ряда актуальных проблем человека и общества показало следующее. В связи с тем, что жизнь не стоит на месте, периодически в социуме возникают потребности в новой форме организации той или иной стороны общественной жизни. А если данные процессы нарастают, то усиливается и потребность целостного, всестороннего изменения общественных отношений. В нашем случае, речь может идти об одном, но весьма важном аспекте социальной жизни – об образовании. На современном уровне существования все больше развивается потребность в демократичной, доступной большинству населения, соответствующей здоровым социальным отношениям, системе российского образования [4; 5].
А в нем нас интересует социокультурный аспект – диалектики социальных идей, от их формирования до практической реализации. Сразу оговоримся, что дать окончательные выводы по отмеченному вопросу вряд ли возможно. Это объясняется тем, что, во-первых, сам процесс сознательно-практической деятельности людей в условиях научно-технологического прогресса XXI века приобретает высокую сложность, а во-вторых, социально-культурная жизнь быстро изменяется, что вызывает необходимость периодической корректировки получаемых теоретических и практических результатов. Но, несмотря на указанные сложности, философская рефлексия здесь необходима, т.к. без рефлексии важных процессов они все равно будут продолжаться, но пойдут стихийно, а в обществе определенной степени зрелости это означает, что процессы пойдут в сторону поляризации и распада социальной системы.
Начнем с того, что изначально идея возникает из-за появления в обществе жизненных проблем, над которыми значительная часть населения начинает задумываться.
Так, сегодня в российском обществе среди широких слоев населения ведущую роль приобретает духовно-культурная идея о достойном воспитании и образовании в связи с насущным вопросом о будущем существовании человека, его детей и внуков. Возможность же реализации такой идеи в государстве XXI века имеет общественную форму, поскольку сегодня уже ни одна семья собственными силами родителей не в состоянии дать ребенку тот сложнейший комплекс школьных и тем более вузовских знаний, которым он должен овладеть для своей достойной социализации в окружающем мире [1; 2; 3].
Таким образом, в связи с нарастанием в обществе определенных изменений возникает потребность в адекватном преобразовании общественной жизни. В сознании людей это выражается в появлении соответствующих идей. Обозначим идею, выражающую какую-либо насущную потребность людей, формирующуюся в широких слоях населения в качестве закономерной реакции на изменение общественной жизни, понятием «потребностная идея» и будем употреблять его в дальнейшем. Введением этого понятия мы подчеркиваем, что идеи людей могут иметь разное аксиологическое значение. Одни идеи очень яркие, интересные, увлекательные, как мир фэнтэзи, роскоши, избыточных наслаждений и т.п., но они не являются жизненно необходимыми.
Другие же идеи касаются коренных вопросов существования человека, общества, а сегодня и материнской среды человечества – природы, беспощадно уничтожаемой людьми. Они вызываются сущностными потребностями жизни людей. Эти идеи жизненно необходимы, судьбоносны, определяют перспективу существования человека на Земле. Именно этот круг идей мы обозначаем понятием «потртебностная идея», которое далее будем употреблять в рассуждениях.
При этом очевидно, если идея возникает и укрепляется среди широких слоев населения, затем она спонтанно начинает осмысливаться и наиболее образованной, культурной частью населения, в том числе, деятелями культуры, учеными. Поэтому первая стадия – народное (гражданское) осознание идеи. Следующая стадия – научное осознание и концептуальное утверждение потребностной идеи. Это ее концептуальное осмысление в научных и культурных слоях интеллигенции, научное обоснование идеи с разных позиций, на разных уровнях познания.
Указанные выше стадии осмысления идеи еще в наименьшей степени политизированы. Они в своем зарождении и развитии до поры не попадают под пристальное внимание и влияние политики и закона, пока не превращены в соответствующие юридические нормы. По сути, это становление потребностной идеи перед ее «входом» в процессы и процедуры социально-политического и социально-правового оформления.
А затем начинает действовать политико-правовой механизм трансформации потребностной идеи с целью ее правового оформления в виде юридических норм и законов, применяемых в обществе. На этом юридическом этапе идея приобретает социально-организационный смысл. Идут стадии ее обработки в соответствующих политических и правовых социальных институтах. Осуществляется закономерная трансформация идеи. Характер трансформации в целом зависит от содержания и функций конкретных политико-правовых социальных структур и институтов.
Вначале идет социально-политическое осмысление идеи в аспекте ее реализации в государственном управлении, с позиций разных социально-политических интересов. В данном процессе идея проходит через разные уровни управления, политические слои, имеющие собственные интересы. При этом она изменяется в зависимости от интересов и целей тех политических структур, которые она проходит. Идет работа «политического фильтра», процеживающего содержание идеи. Вырабатывается функциональный статус потребностной идеи. После такой фильтрации остается «сухой остаток» обсуждаемой идеи. На его основе идет формирование социально-политического статуса идеи в ее оформлении соответствующими политическими силами.
Далее следует аналогичный процесс «фильтрации идеи», но уже на правовом уровне. Именно право формирует общую, хотя и динамичную, структуру общественной жизни, как в целом, так и отдельных ее сторон. При этом процесс оформления правового статуса потребностной идеи может идти по-разному – или более демократично, или кулуарно, или псевдодемократично, манипулятивно, с созданием видимости широкого обсуждения вопроса. Как и в политике, идет работа многоуровневого «правового фильтра», способного как сохранить, так и в корне изменить исходное содержание идеи. «Сухой остаток» обсуждаемой идеи после ее правовой фильтрации закрепляется в указах высшей исполнительной власти, в законах, принятых законодательной властью. Этот «остаток» идеи, закрепленный в правовой структуре современного государства, через законы начинает конкретно влиять на жизнь людей. Здесь идея приобретает праксиологический статус действующей в обществе правовой силы.
Казалось бы, что потребностная идея, вышедшая из широких слоев населения, отразившая основные нужды людей, прошедшая стадии политической и правовой «фильтрации» и вернувшаяся вновь к населению в виде соответствующего закона («выход» оформленной идеи в общественную жизнь), должна привести к удовлетворению соответствующей общественной потребности и в целом – к улучшению отдельной стороны социальной жизни [7]. Однако подчеркнем, что здесь отношения не столь просты. Могут иметь место разные варианты формирования и реализации нового закона.
Если достигнуто соответствие по главным позициям в исходном и итоговом вариантах, то, как говорится, закон «работает».
Если же после многократной многоуровневой политико-правовой фильтрации исходная идея преобразуется до неузнаваемости, то порожденный закон оказывается неадекватным исходной идее. Формируется паразакон, существующий не в реальном, а в параллельном социальном мире, желанном для определенных более узких социальных слоев из политико-правового фильтра. Но при этом он не отражает ни реальной жизни, ни реальных интересов широких слоев населения. Такой паразакон, оторванный от жизни, не имеет созидательного характера.
Согласно общим системным закономерностям, в активной системе любой природы, по мере ее самоорганизации и усложнения, можно выделить ядро, средние и периферийные подсистемы, обладающие структурно-организационной спецификой. С системных позиций, это закономерная самодифференциация в развивающейся системе ее подсистем – воспринимающих, преобразующе-проводящих и концентрирующих (ядра подсистемы) [6]. Не является исключением и энергоинформационная система, в том числе, потребностная идея общественного сознания. В процессе все более глубокого осмысления и реализации такая идея проходит закономерный путь. Он, как полагаем, включает несколько стадий.
1. Идея «носится в воздухе», идет ее самоорганизация. Формируется «интеллектуальный ком» интересов большинства населения, где еще не дифференцированы оболочки и ядро идеи, пока они находятся в смешанном, неразделенном виде.
2. Идет процесс дифференциации ядра и слоев оболочек (средней и внешней) идеи как активной энергоинформационной системы.
3. Формируется концептуальное ядро идеи (в культуре, науке), четко выражающее ее смысл, сущностное содержание (этот процесс описан выше).
4. Потребностная идея попадает в политико-правовые преобразующие структуры общества, она пропускается через политико-правовой фильтр, в виде многоуровневой политико-правовой фильтрации, вплоть до ее представления в высших законодательных органах.
5. Результатом оказывается правовое закрепление потребностной идеи в соответствующих юридических нормах и законах. Оно может осуществляться двумя крайними противоположными путями, или в разнообразных гибридных вариантах.
Один путь – отражение в законе концептуального ядра идеи и сущностных интересов большинства населения. При этом новый закон работает на созидание социума.
Другой путь – выражение в законе социальных интересов узких элитарных групп, фильтрующих идею. Эти элитарные интересы не совпадают с интересами большинства людей или даже противоречат им. При этом новый закон деформирует общественную жизнь с вытекающими негативными последствиями для большинства населения. Такие финансовые законы мы сегодня наблюдаем в экономике стран ЕЭС по отношению к некоторым европейским странам, имеющим большой внешний долг.
В целом можно сказать, что общественная идея приобретает возможность оптимизировать общественную жизнь, но лишь тогда, когда ее концептуальное ядро организуется адекватно социальной реальности. А далее характер и итог практической реализации и действенности потребностной идеи оказываются неопределенными. Возможность способна перейти в действительность лишь в том случае, если в политико-правовых структурах общества она не изменит своей сущности. Поэтому на практике реализация идеи оказывается вариативной.
Для нас наиболее важен вариант формирования правдивого закона, адекватного потребностной идее большинства трудящегося населения. Обозначим его как истинный закон. В нем ядро адекватно исходной потребностной идее. На практике оно укрепляется за счет создания необходимых условий реализации идеи управленческими решениями, финансами, кадрами и т.п. Потребностная идея реализуется. Социальная жизнь улучшается, совершенствуется. В этом случае адекватная социокультурная рефлексия потребностной идеи и разработанный новый закон в целом совпадают, что созидательно воздействует на общественную жизнь.
В целом подчеркнем, что для осознания происходящих процессов изменения социально значимых потребностных идей в обществе, в т.ч., в сфере образования и воспитания, необходима специальная культурно-философская работа по ряду основных направлений. Такие исследования будут способствовать верному социальному решению ряда вопросов, определяющих правильную, потребностно-значимую реализацию условий и средств для здоровой жизни людей в современной культуре страны.
Список литературы
1. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХI века /Б.С. Гершунский. – М., 2002.
2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /С.И. Гессен. – М., 1995.
3. Наливайко, Н.В., Паршиков, В.И. Философия образования: теоретико-методологический анализ /Н.В. Наливайко, В.И. Паршиков – Новосибирск, 2002.
4. Смолин, О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества : Автореф. дис. … д-ра филос. наук /О.Н. Смолин. – М., 2001.
5. Субетто, А.И, Чекмарев В.В. Битва за высшее образование России: 1992 – 2003 гг. /А.И. Субетто, В.В. Чекмарев. – Костром, 2003.
6. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Ч.2. /Е.В. Ушакова. В 2-х ч. – Барнаул, 1998.
7. Чуринов, Н.М. Российская система образования как фактор стабилизации общественной жизни /Н.М. Чуринов //Философия образования. – 2007, №1.