УДК 378.46/48 (075.8)
М.Л. Горбунова, аспирант ГАГУ,
E-mail: drmargo@mail.ru;
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул,
E—mail:89236613134@inbox.ru
В статье проанализированы возможности экологического воспитания молодёжи в процессе эколого-туристической деятельности. Данная деятельность оказывает влияние на формирование отношения к природе как к объекту познания, среде жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, фактору эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к объектам живой природы, природным ландшафтам.
Ключевые слова: экологический туризм, экологическое воспитание молодежи.
Современная социальная, экономическая и нравственная атмосфера требует отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов формирования экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой, пронизывающей все области знания и деятельности человека. Анализ философской, педагогической, методической литературы последних лет показывает, что большинство ведущих учёных считают данное направление приоритетным в плане оптимизации существующей теории и практики экологического воспитания. По мнению современных ведущих исследователей данной проблемы [1-2], наиболее перспективной социально-демографической группой для осуществления экологического воспитания является молодёжь, которая способна осознать сущность природоохранных проблем на уровне межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности. Это объясняется особенностями социального развития молодёжи, связаного с основными этапами её личностного роста в образовательной и культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с индивидуальным смыслом молодого человека. Определяющие детерминанты этого процесса, по мнению ряда ученых, представляют собой синтез культуры, индивидуальности и духовного мира личности, раскрывающиеся через социально-культурную деятельность [1-5]. Поскольку одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного разития общества яляется воспитание чувства ответственности у населения Земли за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Человек-Общество-Природа», вопрос о вовлечении молодых граждан в процесс непосредственной деятельности по улучшению окружающей среды приобретает особую актуальность.
Одна из стратегических целей экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности, как отмечает Ю.Д. Красильников [3], должно стать осознание интегрирующей роли социально-культурной экологии в организации учебной и внеучебной деятельности современной молодёжи. По мнению Ю.Д. Красильникова, именно социально-культурная экология открывает широкие возможности для формирования экологического мировоззрения, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика [3]. В работах А.В. Петрова, Р.В. Опарина [6; 7] идеи социально-культурной экологии развиваются в контексте Культуротворческой концепции экологического воспитания, тактическая цель которой — формирование духовных потребностей и экологической ответственности молодых людей за последствия своих действий в природе по сохранению, изучению и творческому преобразованию окружающей природной среды.
В настоящее время наметился целый ряд тенденций развития теории и практики экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности:
1) повышение роли экологического образования и воспитания в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;
2) активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды для достижения мира во всём мире;
3) обеспечение органического единства обучения, воспитательной работы, общественно-полезной деятельности молодёжи по исследованию и охране окружающей природной среды;
4) разработка ценностных аспектов содержания экологического образования и воспитания;
5) дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность в процессе взаимодействия с природой;
6) формирования у молодёжи ответственного отношения к природе через знакомство с этноэкологическими традициями коренных и малочисленных народов;
7) разработка теории и практики культурно-досуговых форм экологического воспитания (межпредметные занятия, ролевые и сюжетные игры, приёмы имитации и игрового моделирования, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).
Одной из перспективных форм экологического воспитания молодёжи в контексте социально-культурной экологии является экологический туризм. Международный Союз охраны природы (МСОП) под экологическим туризмом, или экотуризмом, понимает «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местых жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» (Ceballos-Lascurain, 1993a). Существует и более простое определение: «экотуризм – это природный туризм, способствующий охране природы» (Всемирный Фонд дикой природы, Boo, 1990). Экологический туризм может реализоваться в различных формах. Наиболее востребованными из них являются следующие формы: экологические экскурсии (прогулки по экологической тропе, посещение музеев на территории национальных парков, экскурсии в хозяйства с передовой «экологичной» сельскохозяйственной технологией и т.д.); сельский туризм, спелеотуризм (путешествие в пещеры), морские путешествия на парусных судах, путешествия с целью наблюдения за птицами. Успешно реализуемой формой экотуризма является также работа летних экологических лагерей студентов и школьников и т.д. Мы остановимся более подробно только на одной из активных форм экологического туризма – молодёжных экологических походах.
Под экологическим туристским походом подразумеваетсякратковременное путешествие (обычно не более 7-10 дней) по сохраненным природным территориям с активными способами передвижения с целью экологического просвещения туристов и их рекреации. При организации и проведении похода должны соблюдаться принципы экологического туризма, одним из которых является приобретение экологических знаний (цель путешествия). Именно цель путешествия является основным отличительным признаком экологического похода от иных походов в «дикую» природную среду. Никакой поход не будет являться экологическим в строгом значении данного слова, если он не несет в себе познавательного компонента, заложенного в виде решения ряда познавательных задач. Это может быть знакомство с типичными для данного района сообществами растений, наблюдение за птицами и животными, знакомство с характерными и уникальными ландшафтами, почвами, технологиями охраны окружающей среды, традиционными промыслами, фольклором и многое другое. Подчеркнем, что в отличие от иных походов в природной среде, в данном случае познавательные компоненты «заложены» в программу тура, познавательные объекты посещения соответственно включены в маршрут, соответствующим образом спланирован график движения и т.д. Иными словами экологическое просвещение туристов происходит в процесс реализации похода не спонтанно, а целенаправленно.
Ещё один принцип экологического туризма заключается в соблюдении максимально щадящих природу туристских технологий. Ночлег и отдых в экологическом походе туристы осуществляют на специально оборудованных стоянках. Двигаются туристы исключительно по маркированному маршруту (ущерб природной среде от движения естественно наноситься, но он ограничен постоянной трассой движения и не «распространяется» на район в целом), не оставляют на маршруте никакого «промышленного» мусора и пр. Следует заметить, что нормы ответственного по отношению к природе поведения всегда соблюдались увлеченными активным туризмом людьми и даже были изложены в специальном «Природоохранном кодексе туриста», разработанном туристскими организациями СССР в 80-х годах прошлого века.
Поход, как форма путешествия, создает возможность для наиболее полного и относительно длительного «погружения» туристов в природную среду. На маршруте туриста не ждет автобус, в лесу нет магазинов, баров и спутникового телевидения – ничто не отвлекает от общения с природой и её познания. Сама обстановка похода позволяет с наибольшей эффективностью «впитывать» новую для себя информацию об окружающей среде. Поход предоставляет возможность для «охвата» достаточно протяжённой территории и, соответственно, наиболее полного знакомства с характерными ландшафтами, растительным и животным миром выбранного района и т.д. Не следует забывать и про физическую оздоровительную нагрузку в походе как эффективный способ оздоровления участников. Сочетание активной рекреации и познания составляет отличительную особенность данной формы экологических путешествий. Заметим, впрочем, что все указанные преимущества будут значимыми только в случае качественной организации похода. В этом контексте отметим обязательное участие в походе квалифицированного педагога-эколога, без которого познавательный компонент путешествия будет ущербным.
Таким образом, эколого-туристическая деятельность обладает большим потенциалом в формировании ответственно-деятельного отношения к природе, поскольку осуществляется как в процессе познания её законов и общения с нею, так и через гармонизацию межличностного взаимодействия на фоне взаимодействия с природным окружением. Изучение природы в процессе эколого-туристической деятельности оказывает влияние на формирование отношения к ней как к объекту познания, среде жизни, носителю эстетических качеств и ценностей; развитие духовно-нравственного подхода к построению межличностных отношений в коллективе; становление и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к объектам растительного и животного мира, природным ландшафтам.
Библиографический список
- Ариарский, М.А. Прикладная культурология. – СПБ., 2010.
- Красильников, Ю.Д. Социально-культурная экология как понятие: опыт структурного анализа // Вестник МГУКИ. – 2004. – № 3.
- Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2007.
- Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского Государственного Университета. – 2010. – № 3.
- Опарин, Р.В. Современная стратегия развития теории экологического воспитания молодежи в русле технологий социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4.
- Опарин, Р.В. Культуротворческая концепция экологического воспитания — теория и практика // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6. – Ч. 2.
- Петров, А.В. Системная методология экологической педагогики / А.В. Петров, Р.В. Опарин / под ред. А.В. Петрова. – Горно-Алтайск, 2007.
- Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки МГУКИ / под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. – 2001. – Вып. 23.
Referents
- Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya. – SPB., 2010.
- Krasiljnikov, Yu.D. Socialjno-kuljturnaya ehkologiya kak ponyatie: opiht strukturnogo analiza // Vestnik MGUKI. – 2004. – № 3.
- Zharkov, A.D. Tekhnologiya kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti. – M., 2007.
- Novatorov V.E. Sovremennihe tekhnologii kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: sostoyanie, problemih, perspektivih razvitiya // Vestnik Omskogo Gosudarstvennogo Universiteta. – 2010. – № 3.
- Oparin, R.V. Sovremennaya strategiya razvitiya teorii ehkologicheskogo vospitaniya molodezhi v rusle tekhnologiyj socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. – 2011. – № 4.
- Oparin, R.V. Kuljturotvorcheskaya koncepciya ehkologicheskogo vospitaniya — teoriya i praktika // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. – 2010. – № 6. – Ch. 2.
- Petrov, A.V. Sistemnaya metodologiya ehkologicheskoyj pedagogiki / A.V. Petrov, R.V. Oparin / pod red. A.V. Petrova. – Gorno-Altayjsk, 2007.
- Yaroshenko, N.N. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v kontekste formirovaniya novihkh kachestv socialjnogo vzaimodeyjstviya // Uchenihe zapiski MGUKI / pod nauch. red. T.G. Kiselevoyj, V.I. Chernichenko, N.N. Yaroshenko. – 2001. – Vihp. 23.
Статья поступила в редакцию 08.04.12