-
Опарин Р.В.,
канд. пед. наук, доц. АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; E-mail: 89236613134@inbox.ru -
На основе социально-культурного анализа выделен ряд уровней экологической культуры молодежи: системный, информационный, поведенческий, социально-культурный. Социально-культурный уровень, выполняя чрезвычайно важные социальные функции, является стабилизатором и неотъемлемой частью экономического развития системы экологического воспитания молодежи, концептуальным основанием формирующейся культуротворческой парадигмы экологического воспитания.
-
системный, информационный, поведенческий, социально-культурный уровни экологической культуры молодежи, культуротворческая парадигма экологического воспитания
-
R.V.Oparin,
PhD. Pedagogical Studies, Associate Professor of Department «Culture and communication technologies» I.I. Polzunov Altay State Technical University, E-mail: 89236613134@inbox.ru -
On the basis of the welfare analysis a number of levels of ecological culture of youth is allocated: systematical, information, behavioural, welfare. Welfare level are the stabilizer and an integral part of economic development of system of ecological education of youth, the conceptual basis formed культуротворческой paradigms of ecological education, carrying out extremely important social functions.
-
system, information, behavioural, welfare levels of ecological culture of youth, the cultural-creative paradigm of ecological education
-
STRUCTURE, FUNCTIONS, PRINCIPLES OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUTH IN THE THEORY OF WELFARE ACTIVITY
УДК 351.858; 502:37(063)
Экологическая культура — высокий уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни. Активное участие в реализации программ по формированию экологической культуры молодежи является приоритетом работы структур гражданского общества, что предполагает целенаправленную деятельность по ряду направлений: обеспечение развития экологического компонента в общеобразовательной и высшей школе, развитие системы неформального образования, эколого-просветительской деятельности, поддержка экологических работ во всех направлениях молодежного движения как со стороны государства, бизнеса, так и со стороны общественных организаций. В данной статье мы проанализируем некоторые ключевые положения экологической культуры молодежи, позволяющие осмыслить данный феномен как инструмент выхода из глобального экологического кризиса, решения глобальных (региональных, локальных) экологических проблем, перехода к устойчивому развитию общества.
Анализ научных трудов позволил среди прочих выделить следующие характеристики экологической культуры молодежи [3-23].
1. Экологическая культура — понятие системное. Из общенаучных подходов к осмыслению феномена экологической культуры особо следует назвать системный. Его сущность состоит в том, что экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования — как становление этой системы. В словосочетании «экологическая культура» и первая, и вторая составляющие — понятия системные: «экологическая», предполагающая наличие комплекса научных направлений, изучающих взаимодействия живых систем с окружающей средой; «культура» — подразумевающая целостную совокупность ценностей, традиций, верований, опыта и т.д. Следовательно, и само понятие «экологическая культура» — понятие системное. Системный подход дает возможность определить роль и значение отдельных элементов, формирующих экологическую культуру, их взаимосвязи, взаимозависимости. Согласно учению Л. Берталанфи [3], целесообразно «наши знания о самых разнообразных явлениях экономно организовать с помощью немногих системных концепций». Этот вывод ученого, как нельзя лучше подходит для нашего предмета изучения: все вещи и явления в природе и обществе существуют во взаимной связи между собой. Все компоненты педагогической системы (цели, содержание, технологии, оценка результата) также существуют в теснейших взаимосвязях и являются подсистемой образовательной среды. В.А. Ситаровым справедливо отмечается идея гомологичности понятий «окружающая среда» и «образовательная среда» [12].
2. Экологическая культура молодежи — понятие информационное. Информатизация практически все сфер жизнедеятельности молодого человека и человечества в целом — одно из проявлений процесса глобализации. Как отмечает Н.М. Мамедов «современный этап глобального напряжения характеризуется новым явлением-развитием информационного дисбаланса в биосфере» [8], заключающегося, с одной стороны в том, что сегодня, не столько стремительно истощаются информационные ресурсы дивой живой природы (ее генофонд, биоразнообразие), сколько утрачивается ценнейший глубинный этнокультурный опыт взаимодействия с окружающей средой, пресекается его передача молодому поколению. Перспективным выходом из данной сложной ситуации является эволюционная трансформация экологической культуры в культуру информационно-экологическую. С нашей точки зрения, это новое качество экологической культуры, которое достигается за счет расширения всех составляющих экологической культуры [20]:
• когнитивной (содержательной, знаниевой) — за счет интеграции экологических, экономических и социальных знаний и осмысление целостного феномена — устойчивого развития общества (коэволюции общества и природы, по Д.С Лихачеву [9]);
• аксиологической (ценностно-смысловой) — за счет смещение шкалы ценностей в направлении экологических ценностей, ценностей эколого-образовательного, эколого-информационного, открытого, гражданского общества [21];
• деятельностной (практикориентированной, поведенческой) — за счет интеграции различных видов экологической (натуралистической, природоохранной, исследовательской и др.) и учебной (познавательной, организационной, проектной, аналитической и др.) деятельности, активное внедрение информационных технологий поиска, хранения, переработки и обобщения информации [13].
3. Экологическая культура молодежи — понятие деятельностное, поведенческое. Экологическое поведение — это совокупность конкретных действий и поступков молодых людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов [3]. Экологическое поведение молодого человека определяется особенностями социально унаследованного экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования, характерного для современного ему общества. С.Н. Артановский, опираясь на деятельностный подход, считает, что «экологическая культура молодежи — это побуждение вести экологически целесообразную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, потребность в ответственном отношении к природе; отражение целостного восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности молодого человека, основанный на желании привнести деятельный компонент в творческое преобразование биосферы [3]; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития культуры человека, которая характеризуется общим осознанием важности экологическим проблем в жизни будущих поколений» [3].
Нужно отметить, что поведенческий уровень экологической культуры молодежи определяет не только экологический статус страны (можно говорить о высоком уровне экологической культуры молодежи в Финляндии или Германии, принимающей активное участие в экологических акциях по сохранению окружающей среды) но и является мощным инструментом социализации подрастающего поколения (через молодежные экологические движения, акции и др.). Социальный смысл экологической культуры состоит в создании условий для перехода к социально-культурной парадигме экологического воспитания [22-23].
4. Экологическая культура молодежи — понятие социально-культурное. Ряд социальных явлений представляет особый интерес с точки зрения формирования экологической культуры и трансформации ее в новую социально-культурную парадигму. Речь идет о социальном партнерстве в области деятетельностного решения проблем сохранения и творческого преобразования окружающей среды, использование социально-культурного подхода для преодоления последствий глобализации, социокультурной зрелости как критерия поступательного освоения человечеством окружающего мира и др., социализации подрастающего поколения через знакомство с этнотрадициями взаимодействия с природой [16].
Социализация чаще всего рассматривается как процесс усвоения и освоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социальное осуществление как целенаправленное воздействие на личность проявляется как через систему образования, так и через стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Опыт экологической деятельности молодежи позволяет говорить о новом качестве ее социализации. В этом отношении интересен опыт интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры молодежи. М.А. Ариарский определяет три модели возможной интеграции: модель копирования (репродукции), модель взаимообогащения (взаимодополнения) и модель творческого (креативного) развития. Промежуточным между первой и второй моделями является адаптационный вариант интеграции [7].
Специалисты-исследователи (С.Н. Артановский [3], А.В. Гагарин [10], Б.Т. Лихачев [9], Н.М. Мамедов [8], Ю.А. Стрельцов [18] и др.) отмечают высокую эффективность социализации молодежи через ее участие в различных видах и формах социально-культурной деятельности по изучению, сохранению и творческому преобразованию природной среды средствами научно исследовательской, природоохранной деятельности и экологического дизайна. Участие молодежи в международных, всероссийских и региональных научных и эколого-образовательных исследовательских проектах по мониторингу состояния окружающей среды (эколого-исследовательский подход), социально значимых акциях в поддержку охраны заповедников и памятников природы (природоохранный подход), озеленению городов, населенных пунктов, улучшения экологической среды жилых и рабочих помещений за (экологический дизайн окружающей среды) — вот краткий перечень мероприятий, позволяющих молодым людям осваивать, отстаивать и защищать принятые в обществе ценности, нормы, традиции и инновации средствами социально-культурной деятельности.
Таким образом, социально-культурный подход является интегрирующим компонентом экологической культуры молодежи. Социально-культурный уровень выполняя чрезвычайно важные социальные функции, являются стабилизатором и неотъемлемой частью развития современной цивилизации, незаменимым условием ее устойчивости. Следовательно, социально-культурная деятельность по сохранению, изучению и творческому преобразованию окружающей среды в современных условиях становится одним из характерных индикаторов экологической культуры.
Проанализировав уровни экологической культуры, считаем важным рассмотреть, в связи с этим, особенности разработки новой парадигмы экологического воспитания молодежи. Можно выделить три возможных алгоритма ее формирования:
1. Согласно первому алгоритму (от общего к частному), необходимо определиться в системообразующих идеях, принципах и ключевых понятиях нового подхода к экологическому воспитанию, разработать основные критерии, показатели и методики из измерения социально-образовательных результатов.
2. Согласно второму сценарию (от частного к общему), при несомненно большом количестве позитивных моментов, в первую очередь, связанных с повышением активности молодежи и творчества педагогов, диверсификацией форм, методов и технологий социально-культурной деятельности с учебной деятельностью, можно констатировать ряд рисков и проблем, связанных с методологической и концептуальной несогласованностью как на уровне системообразующих идей, принципов и ключевых понятий, который требует специального исследования.
3. Согласно третьему сценарию (интеграция общего и частного), предполагается обогащение общих основополагающих идей экологического воспитания за счет теории и практики социально-культурной деятельности, выявленными тенденциями их практической реализации в условиях досуга. Среди возможных моделей перспективного развития экологического воспитания можно выделить следующие:
• От экологического образования — к социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию (социально-культурный аспект), через развитие социально-культурного аспекта экологии. Экологическое образование и просвещение предыдущих лет (70-90 годы) создали предпосылки для системного осмысления экологических проблем в их единстве с социо-культурными проблемами. Среди ключевых понятий этого нового и достаточно перспективного направления должны быть понятия, с которыми молодежь соприкасается ежедневно в различных ситуациях и которые определяют в будущем благополучие общества: жизнь, качество жизни, здоровье, образ жизни, стиль жизни, уровень жизни, здоровый образ жизни и др.
• К экологической культуре — через культуротворческий компонент. Экологическое образование и просвещение — явление полиаспектное и многоуровневое. Традиционно становление экологической культуры осуществляется через знания и умения в области естественных наук. Однако сегодня еще не до конца осмыслен значительный культурологический потенциал знания об окружающем мире и человеке как части этого мира.
Таким образом, нами выделен ряд уровней экологической культуры молодежи, которые должны быть положены в основу социально-культурной концепции экологического воспитания молодежи.
Содержание (сущность) экологической культуры определяют: системный, информационный, деятельностный или поведенческий и социально-культурный. Социально-культурный уровень, выполняя чрезвычайно важные социальные функции, являются стабилизатором и неотъемлемой частью экономического развития системы экологического воспитания молодежи, концептуальным основанием формирующейся культуротворческой парадигмы экологического воспитания.
Библиографический список
- Materials of the international conference devoted to rational use and preservation of biosphere. — Geneva, 1999.
- Unesco World Conference on Education for Sustainable Development: materials of the international conferencee. – Bonn, 2010.
- Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем: сб. переводов. — М., 1969.
- Артановский, С.Н. Охрана окружающей среды и культурно-просветительная деятельность : уч. пособие. – Л., 1988.
- Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки. — М., 2001. — Вып. 23.
- Серегин, Н.В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социально-культурной деятельности : монография. – Барнаул, 2008.
- Ариарский, М.А. Прикладная культурология. – СПБ., 2001.
- Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование. – М., 1996.
- Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. – М., 1985.
- Гагарин, А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2004.
- Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: уч. пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М., 2007.
- Ситаров, В.А. Социальная экология / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. – М., 2000.
- Лихачев, Б.Т. Экологическая культура личности // Философия воспитания. – М., 1985.
- Волович, Л.А. Национальный компонент образовательных стандартов в профессиональной школе / Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова. – Казань, 1997.
- Gusfield, L. Nature in ecological education. From knowledge to love. – New York, 1993.
- Боаги Н.М. Формирование национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в современной школе Республики Алтай: дис. … канд. пед. наук. – М., 2002.
- Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.
- Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: уч. пособие. — М., 2003.
- Китов, Ю.В. Культурология: современные культурные процессы и проблемы: уч. пособие / Ю.В. Китов, С.Л. Гертнер. – Красноярск, 2003.
- Опарин, Р.В. Теоретические и практические аспекты определения эффективности социально-культурных технологий экологического воспитания молодежи // Мир науки, культуры, образования / Р.В. Опарин, А.В. Петров. — 2011. – № 6.
- Опарин, Р.В. Проблема аксиографического исследования сформированности экологических ценностных ориентаций молодежи. // Мир науки, культуры, образования / Р.В. Опарин, А.В. Петров. – 2011. – № 3.
- Опарин, Р.В. Современная стратегия развития экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности как предмет исследования // Мир науки, культуры, образования / Р.В. Опарин. – 2011. – № 2.
- Опарин, Р.В. Экологическое воспитание средствами культурно-досуговой деятельности: история и инновации // Мир науки, культуры, образования / Р.В. Опарин. – 2011. – № 2.
Referents
- Materials of the international conference devoted to rational use and preservation of biosphere. — Geneva, 1999.
- Unesco World Conference on Education for Sustainable Development: materials of the international conferencee. – Bonn, 2010.
- Bertalanfi L. fon. Obthaya teoriya sistem: kriticheskiyj obzor // Issledovaniya po obtheyj teorii sistem: sb. perevodov. — M., 1969.
- Artanovskiyj, S.N. Okhrana okruzhayutheyj sredih i kuljturno-prosvetiteljnaya deyateljnostj : uch. posobie. – L., 1988.
- Yaroshenko, N.N. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v kontekste formirovaniya novihkh kachestv socialjnogo vzaimodeyjstviya // Uchenihe zapiski. — M., 2001. — Vihp. 23.
- Seregin, N.V. Metodologiya i metodika pedagogicheskogo issledovaniya v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya i socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti : monografiya. – Barnaul, 2008.
- Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya. – SPB., 2001.
- Mamedov, N.M. Kuljtura, ehkologiya, obrazovanie. – M., 1996.
- Likhachev D.S. Proshloe – buduthemu. – M., 1985.
- Gagarin, A.V. Prirodoorientirovannaya deyateljnostj uchathikhsya kak uslovie formirovaniya ehkologicheskogo soznaniya: dis. … d-ra ped. nauk. – M., 2004.
- Zharkov, A.D. Tekhnologiya kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: uch. posobie dlya studentov vuzov kuljturih i iskusstv. – M., 2007.
- Sitarov, V.A. Socialjnaya ehkologiya / V.A. Sitarov, V.V. Pustovoyjtov. – M., 2000.
- Likhachev, B.T. Ehkologicheskaya kuljtura lichnosti // Filosofiya vospitaniya. – M., 1985.
- Volovich, L.A. Nacionaljnihyj komponent obrazovateljnihkh standartov v professionaljnoyj shkole / L.A. Volovich, G.V. Mukhametzyanova. – Kazanj, 1997.
- Gusfield, L. Nature in ecological education. From knowledge to love. – New York, 1993.
- Boagi N.M. Formirovanie nacionaljnihkh kuljturno-dukhovnihkh cennosteyj starsheklassnikov v sovremennoyj shkole Respubliki Altayj: dis. … kand. ped. nauk. – M., 2002.
- Stolovich, L.N. Krasota. Dobro. Istina: ocherk istorii ehsteticheskoyj aksiologii. – M., 1994.
- Streljcov, Yu.A. Kuljturologiya dosuga: uch. posobie. — M., 2003.
- Kitov, Yu.V. Kuljturologiya: sovremennihe kuljturnihe processih i problemih: uch. posobie / Yu.V. Kitov, S.L. Gertner. – Krasnoyarsk, 2003.
- Oparin, R.V. Teoreticheskie i prakticheskie aspektih opredeleniya ehffektivnosti socialjno-kuljturnihkh tekhnologiyj ehkologicheskogo vospitaniya molodezhi // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya / R.V. Oparin, A.V. Petrov. — 2011. – № 6.
- Oparin, R.V. Problema aksiograficheskogo issledovaniya sformirovannosti ehkologicheskikh cennostnihkh orientaciyj molodezhi. // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya / R.V. Oparin, A.V. Petrov. – 2011. – № 3.
- Oparin, R.V. Sovremennaya strategiya razvitiya ehkologicheskogo vospitaniya v rusle socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti kak predmet issledovaniya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya / R.V. Oparin. – 2011. – № 2.
- Oparin, R.V. Ehkologicheskoe vospitanie sredstvami kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: istoriya i innovacii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya / R.V. Oparin. – 2011. – № 2.
Статья поступила в редакцию 02.04.12