«Моторостроитель» от 14.02.1978г.
А.Позняков
Действительный член Географического общества СССР,
Заслуженный работник культуры РФ
[Not a valid template]
Немного истории
На Алтае охоте придавалось большое значение и особенно у северных алтайцев. По материалам археологических раскопок можно заключить на какого зверя велась охота, в частности, на северного оленя (современник шерстистого носорога и мамонта), который вывелся на Алтае. Этот же материал позволяет судить о древности и непрерывности охотничьего промысла в горах Алтая и его предгорьях. Охотники ежегодно в честь зверей устраивали праздники. Северные алтайцы каждый раз перед охотой рассказывали сказки и даже специально на охоту приглашали сказочника. Сказки рассказывались про зверей и охотников, тем самым отдавали дань «хозяевам» тайги (духам), которые «награждали» за это охотников зверями. По старым преданиям хозяева гор очень любят слушать сказки. Заслушавшись, они оставляют без внимания свой «скот» — зверей своей тайги, и последние становились добычей охотника. Считали, также, что хозяева, когда им понравится сказка. Одарят охотника за это зверем. По этому поводу брали с собой на промысел сказочника , который и получал равную долю из общей добычи.
Если охотник был неудачливый, то он делал себе дудку «Шор» (музыкальный инструмент) из дягеля и играл на ней в тайге. Заслышав эту игру, «хозяева» тайги походят к охотничьему стану послушать музыку. Некоторые охотники становились великими музыкантами, о чём говориться в одной из сказок. «Когда охотник ночью играл на топшуре (в виде русской балалайки) и сказку рассказывал, то стоящие на небе звёзды к земле приближались, стоящий на небе месяц к земле приникал. Бушующий в тайге ветер затихал. Звери и птицы, бросив детёнышей, из тайги выходили. Старики плакали.
Из сказок можно узнать, как вели себя охотники в тайге.
Человек, увидев след оленя (зимой), сбрасывал всё с себя лишнее, и с одной палкой начинал преследовать оленя. Погоня продолжалась до полного изнеможения животного, и тогда охотник убивал его ножом. На оленей охотились и коллективно с загородями. Охотники говорили, что при подкрадывании к оленю нужно было всё время держаться направления головы оленя. Так, чтобы приходиться ему «между глаз», зверь тогда не видел охотника и подпускал близко, если к нему приближаться с подветренной стороны. Северный олень являлся желанной добычей для охотника. Его шкура, рога, мясо и сухожилия находили применения в хозяйстве.
Красавцы гор
На Алтае северный олень водился по правобережью реки Чулышман и Телецкого озера и в бассейне р. Лебедя. Теперь же здесь его не встретишь. Но постоянно северный олень держится в районе «Коль-тайги» (верховья реки Большого Абакана).Распространение оленя связано с размещением ягелей. Северный олень на Алтае относится к группе обитателей горных хребтов, занимает, главным образом, альпийскую зону от 2000 м и выше. В отличии от других копытных. Пища оленя состоит в основном из лишайников, поэтому он и выбирает эти места. Немалую роль играют условия добывания пищи. Ягельники встречаются не по всем гольцам Алтая. Больше всего их находится на гольцах горного узла, с которого берут своё начало реки Б.Абакан, Чульча и другие.
В зимнее время, когда олени переходят почти исключительно на питание ягелем, важное значение имеет характер снежного покрова. Ягель под глубоким плотным снегом недоступен для оленей, и места с богатым кормом, но с плохими условиями его добывания становятся непригодными для жизни оленя в зимнее время. Поэтому олени перекочевывают на гольцы. В летнее время олени, больше чем другие животные страдают от жары и укусов насекомых. В жаркое время дня олень стремится к снеговым пятнам на гольцах, где он спокойно отдыхает. Гольцовая зона, так называемая «Коль-тайга», удобна для обитания оленя ещё и потому, что хищнику трудно подобраться, т.к. очень далеко его замечает.
Так что же называют «Коль-тайгой»?
Абаканский хребет является водораздельным хребтом и одновременно границей между Алтаем и Хакассией, и эта же территория является границей Алтайского государственного заповедника. Между своеобразных острых вершин хребта имеется множество озёр, из которых берут начало реки, но одни реки текут в сторону Алтая, другие в Хакасию. В небольших седловинах хребта встречаются такие озёра, из которых вытекают сразу две речки в разные стороны. По склонам многих вершин лежит в течении всего лета пятнами плотный снег. И когда стоишь на какой-либо вершине, то открывается необычное зрелище. Все эти беспорядочные гребни хребта, с пятнами снега и массой озёр, напоминают огромное море, застывшее в разгаре шторма. Величие картине придают облака, сильно закрученные и через которые солнце пятнами бросает тень. Недаром лесные жители часть Абаканского хребта называют «Коль-тайга», что в переводе с алтайского означает «Коль» — озеро, море, «тайга» — гольцы, высокие горы.
Но и в этих местах встреча с северным оленем не всегда возможна. Северный олень на Алтае считается реликтовым животным. Работнику заповедника охотоведу В.А. Шилову удалось встретить только следы этого животного, а автору этих строк повезло гораздо больше.
Я был участником ботанической экспедиции, проводимой научными сотрудниками заповедника. Возглавляла экспедицию Л.Д.Марина. Целью экспедиции было изучение высокогорной флоры бассейна реки Кокши с её притоками Котагач, Дырях, Тузакту. Вот здесь я и увидел незабываемую панораму Абаканского хребта и здесь же у нас произошла встреча с северным оленем. Нужно только представить наше волнение, когда затаив дыхание, мы подкрадывались по камням на совершенно открытом месте к животным, чтобы получить драгоценный снимок. Лесник Г.Л. Красников вёл киносъёмку. Фото и кино-охота были во все оружии. К некоторым оленям удалось подкрасться до 10-30 метров. Всего мы встретили 13 оленей. Больше всего нам понравились красавцы-рогачи.
В одном месте мы наблюдали интересную картину. Небольшое стадо олений спокойно отдыхало на снегу, а недалеко, казалось, ещё спокойнее питался травой медведь. Всё это происходило на склоне хребта на совершенно открытом месте. И животные не замечали друг друга или делали вид, что им безразлично присутствие одного из них. Подобное явление мы ещё раз встретили, только на этот раз вместо оленей были маралы. И каждый раз, желая получить снимок, нам приходилось так подкрадываться, чтобы оказаться между двумя этими видами животных и не быть замеченными. Расстояние в 100 м нам приходилось преодолевать часами.
Наши старания не были напрасными – наш багаж пополнился интересным кино- и фотоматериалом.
Pingback: В Горном Алтае дикий лесной северный олень сохранился только в Алтайском заповеднике | Заповедная Россия