• Учредители
  • Редакционная коллегия
  • Контакты
facebook
email
  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
    • Порядок оплаты
  • Выпуски
    • Выпуск № 1
    • Выпуск № 2
    • Выпуск № 3
    • Выпуск № 4
    • Выпуск № 5
    • Выпуск № 6
  • Конференции
    • Православие и русская культура, 30 мая 2012 г.
    • Культурные и экологические ценности народов Евразии. 15 марта 2013 г.

Северный олень на Алтае (из ранее опубликованного)

13 Сен 2012
Администратор
1
Алтайский заповедник, Северный олень, Телецкое озеро

«Моторостроитель» от 14.02.1978г.

А.Позняков

Действительный член Географического общества СССР,

Заслуженный работник культуры РФ

[Not a valid template]

Немного истории

На Алтае охоте придавалось большое значение и особенно у северных алтайцев. По материалам археологических раскопок можно заключить на какого зверя велась охота, в частности, на северного оленя (современник шерстистого носорога и мамонта), который вывелся на Алтае. Этот же материал позволяет судить о древности и непрерывности охотничьего промысла в горах Алтая и его предгорьях. Охотники ежегодно в честь зверей устраивали праздники. Северные алтайцы каждый раз перед охотой рассказывали сказки и даже специально на охоту приглашали сказочника. Сказки рассказывались про зверей и охотников, тем самым отдавали дань «хозяевам» тайги (духам), которые «награждали» за это охотников зверями. По старым преданиям хозяева гор очень любят слушать сказки. Заслушавшись, они оставляют без внимания свой «скот» — зверей своей тайги, и последние становились добычей охотника. Считали, также, что хозяева, когда им понравится сказка. Одарят охотника за это зверем. По этому поводу брали с собой на промысел сказочника , который и получал равную долю из общей добычи.

Если охотник был неудачливый, то он делал себе дудку «Шор» (музыкальный инструмент) из дягеля и играл на ней в тайге. Заслышав эту игру, «хозяева» тайги походят к охотничьему стану послушать музыку. Некоторые охотники становились великими музыкантами, о чём говориться в одной из сказок. «Когда охотник ночью играл на топшуре (в виде русской балалайки) и сказку рассказывал, то стоящие на небе звёзды к земле приближались, стоящий на небе месяц к земле приникал. Бушующий в тайге ветер затихал. Звери и птицы, бросив детёнышей, из тайги выходили. Старики плакали.

Из сказок можно узнать, как вели себя охотники в тайге.

Человек, увидев след оленя (зимой), сбрасывал всё с себя лишнее, и с одной палкой начинал преследовать оленя. Погоня продолжалась до полного изнеможения животного, и тогда охотник убивал его ножом. На оленей охотились и коллективно с загородями. Охотники говорили, что при подкрадывании к оленю нужно было всё время держаться направления головы оленя. Так, чтобы приходиться ему «между глаз», зверь тогда не видел охотника и подпускал близко, если к нему приближаться с подветренной стороны. Северный олень являлся желанной добычей для охотника. Его шкура, рога, мясо и сухожилия находили применения в хозяйстве.

Красавцы гор

На Алтае северный олень водился по правобережью реки Чулышман и Телецкого озера и в бассейне р. Лебедя. Теперь же здесь его не встретишь. Но постоянно северный олень держится в районе «Коль-тайги» (верховья реки Большого Абакана).Распространение оленя связано с размещением ягелей. Северный олень на Алтае относится к группе обитателей горных хребтов, занимает, главным образом, альпийскую зону от 2000 м и выше. В отличии от других копытных. Пища оленя состоит в основном из лишайников, поэтому он и выбирает эти места. Немалую роль играют условия добывания пищи. Ягельники встречаются не по всем гольцам Алтая. Больше всего их находится на гольцах горного узла, с которого берут своё начало реки Б.Абакан, Чульча и другие.

В зимнее время, когда олени переходят почти исключительно на питание ягелем, важное значение имеет характер снежного покрова. Ягель под глубоким плотным снегом недоступен для оленей, и места с богатым кормом, но с плохими условиями его добывания становятся непригодными для жизни оленя в зимнее время. Поэтому олени перекочевывают на гольцы. В летнее время олени, больше чем другие животные страдают от жары и укусов насекомых. В жаркое время дня олень стремится к снеговым пятнам на гольцах, где он спокойно отдыхает. Гольцовая зона, так называемая «Коль-тайга», удобна для обитания оленя ещё и потому, что хищнику трудно подобраться, т.к. очень далеко его замечает.

Так что же называют «Коль-тайгой»?

Абаканский хребет является водораздельным хребтом и одновременно границей между Алтаем и Хакассией, и эта же территория является границей Алтайского государственного заповедника. Между своеобразных острых вершин хребта имеется множество озёр, из которых берут начало реки, но одни реки текут в сторону Алтая, другие в Хакасию. В небольших седловинах хребта встречаются такие озёра, из которых вытекают сразу две речки в разные стороны. По склонам многих вершин лежит в течении всего лета пятнами плотный снег. И когда стоишь на какой-либо вершине, то открывается необычное зрелище. Все эти беспорядочные гребни хребта, с пятнами снега и массой озёр, напоминают огромное море, застывшее в разгаре шторма. Величие картине придают облака, сильно закрученные и через которые солнце пятнами бросает тень. Недаром лесные жители часть Абаканского хребта называют «Коль-тайга», что в переводе с алтайского означает «Коль» — озеро, море, «тайга» — гольцы, высокие горы.

Но и в этих местах встреча с северным оленем не всегда возможна. Северный олень на Алтае считается реликтовым животным. Работнику заповедника охотоведу В.А. Шилову удалось встретить только следы этого животного, а автору этих строк повезло гораздо больше.

Я был участником ботанической экспедиции, проводимой научными сотрудниками заповедника. Возглавляла экспедицию Л.Д.Марина. Целью экспедиции было изучение высокогорной флоры бассейна реки Кокши с её притоками Котагач, Дырях, Тузакту. Вот здесь я и увидел незабываемую панораму Абаканского хребта и здесь же у нас произошла встреча с северным оленем. Нужно только представить наше волнение, когда затаив дыхание, мы подкрадывались по камням на совершенно открытом месте к животным, чтобы получить драгоценный снимок. Лесник Г.Л. Красников вёл киносъёмку. Фото и кино-охота были во все оружии. К некоторым оленям удалось подкрасться до 10-30 метров. Всего мы встретили 13 оленей. Больше всего нам понравились красавцы-рогачи.

В одном месте мы наблюдали интересную картину. Небольшое стадо олений спокойно отдыхало на снегу, а недалеко, казалось, ещё спокойнее питался травой медведь. Всё это происходило на склоне хребта на совершенно открытом месте. И животные не замечали друг друга или делали вид, что им безразлично присутствие одного из них. Подобное явление мы ещё раз встретили, только на этот раз вместо оленей были маралы. И каждый раз, желая получить снимок, нам приходилось так подкрадываться, чтобы оказаться между двумя этими видами животных и не быть замеченными. Расстояние в 100 м нам приходилось преодолевать часами.

Наши старания не были напрасными – наш багаж пополнился интересным кино- и фотоматериалом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Twitter
Опубликовать в Яндекс
Об авторе
One Comment
  1. Pingback: В Горном Алтае дикий лесной северный олень сохранился только в Алтайском заповеднике | Заповедная Россия

Оставить комментарий Отменить ответ

*
*

captcha *

Главная > Выпуск № 5. > Северный олень на Алтае (из…

Перевести / Translate to


Выпуски журнала

  • Выпуск 1.
  • Выпуск 2.
  • Выпуск 3.
  • Выпуск 4.
  • Выпуск 5.
  • Выпуск 6.

Рубрики журнала

  • НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВРЕМЕН И СМЫСЛОВ

Теги

Алтае-Саянский экорегион Алтай Алтайский заповедник Алтайский край Барнаул Телецкое озеро Тенгри Экология и культура диалог культур духовность евразийство инкультурация интеграция интегрированные уроки компьютерные технологии концепт культура культурное пространство культурные ценности культурологический подход лингвокультурология молодежное экологическое движение музей наука православие религия самореализация светская культура символ синергетика социальное проектирование тенгрианство традиционная культура философия христианство шаманизм эзотерика экологическая культура экологические акции экологический туризм экологическое воспитание экологическое образование экологическое сознание экология язычество

У вас есть вопрос или предложение?

  1. Как к вам обратиться? *
    * Пожалуйста, введите ваше имя
  2. Введите Email для ответа *
    * Пожалуйста, введите ваш Email
  3. Ваше сообщение *
    * Пожалуйста, введите сообщение
0 Followers 91 Fans

Наши твиты

  • Twitter feed loading
  • О журнале
  • Редакционная коллегия
  • Учредители
  • Авторам
    • Порядок оплаты
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
  • Контакты
Яндекс.Метрика

2010. Электронный научный журнал «ЕВРАЗИЙСТВО: ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРА. ЭКОЛОГИЯ»