«Алтайская правда» от 09.04.1974 г.
А.Позняков
Действительный член Географического общества СССР,
Заслуженный работник культуры РФ
Приближается туристическая пора. Путешественник, конечно, не минует и Телецкого озера.
Вдумайтесь в слова с какой любовью и гордостью говорят об этом удивительном и прекрасном уголке природы. Телецкое озеро – жемчужина Алтая. Телецкое озеро – сердце Алтайского заповедника. Телецкое озеро – подлинный природный музей, наше национальное богатство и гордость. О Телецком озере написано около 60 книг, включая научные труды и статьи, разными авторами и в различное время, начиная с 1040 года и до наших дней. О происхождении озера народом сложены легенды. Телецкое озеро имеет свою своеобразную историю.
В районе озера в долине реки Чулышман жило племя телёс, или, как просто их называли, телёсы. Они и дали своё имя Телецкому озеру.
Главным занятием жителей было скотоводство и звероловство. Жили телёсы в юртах; посредине юрты располагался таган, постель — напротив двери, справа была всевозможная утварь, слева – идолы. Мешки с имуществом они прятали в ущельях из-за частых набегов кочевников. Бедные телёсы, которые не имели скота, занимались земледелием. Землю обрабатывали плугом, а пашню орошали каналами. В основном сеяли ячмень, рожь и пшеницу. Было также развито кузнечное ремесло. Ножи, огниво, трубки, пряжки, застёжки, удила приготовлялись в большом количестве. Телёсы жили, как первобытное общество и походили на большую семью. Жили тихо, мирно. Богатый просил бедного соседа помочь, и тот помогал ему в работе. Бедный приходил в юрту богатого со всей семьёй, ел его обед и надевал его платье. Богатый давал бедному мясо и скот, бедный богатому – сено, хлеб. Но им было чуждо стремление к прогрессу и образованию.
Впервые русские познакомились с Телецким озером в начале ХVII века. В 1633 году Пётр Собанский с казаками проник на реку Бию и поднялся вверх до Телецкого озера. Он обложил ясаком телецкого князя Мандрака. С половины ХVII века телёсы стали ясачными людьми русского царя. Со временем алтайцы полностью вошли в состав русского государства, что имело для них исторически прогрессивное значение.
В 1822 году на озеро была послана от сибирского казачьего войска команда казаков под начальством сотника Копейкина с целью основать на озере войсковой лов сельди. В 1826 году впервые вступила нога крупного ученого на берег Телецкого озера. Молодой барнаульский врач, а впоследствии известный ботаник Александр Бунге в составе экспедиции на Алтай профессора К.Ф. Лебебура ознакомился с окрестностями, собрал растения.
В июле 1834 года известный геолог академик Г.П.Гельмерсен впервые проплыл вдоль берегов всего озера, произвел съёмку берегов и составил довольно правильную карту озера. Дорогу, ведущую к Телецкому озеру вдоль по Бии, он характеризовал так: «Живописные скалы, омываемые волнами Бии и возвышающиеся огромными стенами, часто напоминают путешественнику Саксонскую Швейцарию. Мертвая тишина царствует среди этой живописной природы. Но со временем Телецкое озеро, подобно Дунаю, Эльбе и Рейну, сделается целью весёлых путешествий».
Слова оказались пророческими. Барнаульский учитель-языковед В.В.Радлов, впоследствии академик, летом 1861 года посетил озеро, занимаясь изучением местного населения. Публицист и ученый Н.М. Ядринцев в 1880 году побывал на озере по заданию Географического общества. Он так описывает берега Телецкого озера: «Нас окружали девственные леса и огромные травы; из них папоротники и репей поднимались выше человека, сидящего на лошади. Дикий хмель обвивал деревья. Среди кедров и сосен разрастались рябина, акация, бузина, а кусты черёмухи, смородины и малины свешивали гроздья своих ягод. Местами выступал чистый лиственный лес». Ядринцев первый поднялся на вершину горы Алтын-Ту. В память о своем посещении на восточной вершине горы Ядринцев выложил небольшую каменную колонку. Интересно отметить, что 15 лет спустя бывший проводник Н.М. Ядринцева на Алтын-Ту старик алтаец Игнатий в возрасте 78 лет снова стал проводником, но уже В.В. Сапожникова – профессора ботаники Томского университета, крупного исследователя Алтая, посетившего озеро в июне 1895 года. При подъёме на Алтын-Ту Сапожников встречал табуны диких лошадей. В своих дневниках путешественники отмечали, что в 13 км от берега озера на правой стороне реки Чулышман находится Благовещенский мужской монастырь. Монастырь состоял из одной церкви и двух- трёх изб вокруг. В монастыре насчитывалось несколько монашествующих да несколько работников. Обитель имела редкое сношение с внешним миром.
В марте 1920 года на территории Благовещенского монастыря была создана первая в Горном Алтае сельскохозяйственная коммуна.
В горной глуши, в обстановке острой классовой борьбы появился островок новой жизни. Коммуна росла. Результаты деятельности коммуны были бесспорны, но просуществовала она год и 9 месяцев. В ночь на 20 декабря 1921 г. В долину ворвались белобандиты. Всё было уничтожено. Короткой, но яркой была история Чулышманской коммуны.
В 1930 году на Телецком озере был организован Алтайский государственный заповедник. Цель заповедника – сохранить природный комплекс, который уникален, — место, где соприкасаются несколько географических областей с отличными природными условиями: Монголия, Казахстан, Западная и Восточная Сибирь. Алтайский заповедник должен стать резервом охотничье-промысловых животных, местом, откуда эти животные могли бы расселиться в соседние охотничьи угодья, тем самым обогащая их. И всё же основная задача заповедника — изучение и возобновление кедровых лесов – ценнейшего дерева алтайской тайги.
Посещая Алтай и, в частности, Телецкое озеро, туристы должны следить за сохранением и воспроизводством растительных и животных ресурсов этого чудесного края, чтобы и будущие поколения людей могли бы наслаждаться её природой, использовать богатства края с богатейшей историей.