Ушакова Елена Владимировна,
Алтайский государственный медицинский университет,
профессор каф. гуманитарных и социальных дисциплин,
зав. ЦНИЛ философии здоровья,
доктор философских наук, профессор
Барнаул, Россия
Колюжов Юрий Иванович
Московский государственный университет культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент
Москва, Россия
Появление человека на Земле ознаменовалось новым качеством планетар-ной жизни. Homo sapiens обладал сознанием, членораздельной речью, практи-чески-преобразующей деятельностью. Одной из распространенных и вполне обоснованных точек зрения антропогенеза является взгляд на человека как на существо крайне несовершенное по сравнению с другими животными. При пе-реходе к наземному образу жизни на открытых пространствах, человек не об-ладал ни скоростью передвижения копытных животных, ни зубами и когтями, как у хищников, ни умением летать, как у птиц, не обладал густым шерстным покровом, защищающим его от холодов и т.д. Основной его возможностью было: спрятаться, на время замереть, наблюдать и ждать, ждать своего момента для действия – именно такого момента, который бы смог дать преимущество этому несовершенному существу. Вот здесь-то и начала все более активизироваться психическая деятельность людей.
По видимому, исходным качеством древнего человека оказалось усложне-ние мозга и психической деятельности, в результате чего в его голове стали формироваться сложные энергоинформационные системы не только чувствен-ной сферы, от ощущений до воображения (что свойственно в определенной форме и высшим животным), но и рационального сознания, абстрактно-логического мышления (от понятий до умозаключений) [5]. В морфологиче-ском плане произошло развитие мозга человека – его больших полушарий, особенно ассоциативных зон лобных и теменных долей, связанных с абстрактно-логическим мышлением. Благодаря этому предметы, процессы и явления окружающего мира отражались в сознании все более разнообразно, в виде целостных образов, как с конкретным, так и с абстрактным содержанием. В нарастающих объемах накапливалась информация из внешнего мира, появлялись все новые и новыезнания конкретного, чувственно-воображаемого, абстрактного и комплексного – конкретно-абстрактного характера. Это позволило человеку выявлять конкретные и абстрактно-общие свойства предметов, а за счет творческого воображения отражать не только их реальные связи и взаимодействия, но и мнимые, психо-виртуальные, ва-риативные.
Такая работа психики позволила конструировать разные варианты отношений и взаимодействий с предметами мира в субъективной виртуальной психической форме. Формировались вариативные психо-виртуальные, но практически необходимые знания. А наличие абстрактного компонента в этих вариантах выделяло главные, основные из возможных решений. Соответ-ственно шел отбор вариантов. Из наиболее общих, важных, сущностных строились в воображении идеалы, векторы-ориентиры и цели возможных действий. Наилучшие варианты, родившиеся в сознании, оттачивались мысленно, а затем проверялись на практике, в деятельности индивида и (или) сообщества людей [2; 5].
Наиболее вероятно, что виртуальный (субъективный) мир знаний (как банк памяти индивида), сознания (как его творческой переработки) и мир первобытной практики (как реализации накопленных знаний) у наших далеких предков был очень прост. Как полагают этнографы, племенной язык древних народов составлял около 200 слов (что, конечно, почти несравнимо с современными языками, насчитывающими 10-20 тысяч слов). Словарный запас племенной организации и нарождающейся первобытной культуры ограничивался необходимостью сознательного обеспечения самых основных, жизненно важных потребностей в питании, одежде, жилье, продолжении рода и воспитании потомства. Поэтому и первые психо-виртуальные субъективные образы выражали, прежде всего, отношения индивида с источниками пищи. Это собирательство, первобытная охота, рыбная ловля и пр.
В сознании проявлялись варианты взаимодействия с предметом питания, как при непосредственном взаимодействии человека, так и опосредованные – орудиями охоты, собирательства, рыбной ловли. Наиболее оптимальными – как безопасными и эффективными в действии – оказывались варианты с ору-диями, дающими человеку выигрыш в силе, расстоянии, безопасности и т.п. Поэтому далее сознание человека направлялось на важную цель – поиска, а затем и специального изготовления соответствующего орудия деятельности (дубина, палка-копалка, каменное рубило, каменный топор, дротик, костяная игла и пр.). Так происходило в разных видах деятельности – в приготовлении пищи, оборудовании жилья, изготовлении предметов обихода, в охоте, рыболовстве, собирательстве и пр. Именно в субъективном виртуальном мире человека, в его психо-виртуальной реальности накапливались знания об окружающем природном мире, об окружающих членах рода, племени, а также о нем самом (через ощущения голода, сытости, усталости, положительных и отрицательных эмоций самого человека, его сородичей и т.д.).
Еще одним качеством предков человека был первобытный коллективизм, где все члены рода или племени участвовали в совместных действиях, обеспечивающих выживание индивидов: в совместной защите от врагов, в добывании и приготовлении пищи, в поиске и оборудовании жилища, в охране сородичей, в заботе о потомстве, матерях и стариках и т.п. Лишь коллективно и согласованно взаимодействуя, такое несовершенное в физическом отношении существо, как первобытный человек, могло выжить в жесткой окружающей среде и далее прогрессивно эволюционировать.
Совместные действия требовали согласованности. Она проявлялась как в «животной» форме, в виде инстинктов следования и подражания, так и в собст-венно «человеческой» – в виде передачи сородичам знаний, информации, не-обходимых для совместных действий. Такая передача также вначале осуществ-лялась в более «животной» форме: с помощью телодвижений, жестов, мимики, звуков (вначале самых простых, по типу междометий, а затем все более слож-ных). Но постепенно все большую роль в общении начали приобретать качест-венно новые вербальные формы, на базе второй сигнальной системы, где задействуются речевые зоны коры больших полушарий головного мозга. Так появились вербальные, речевые каналы передачи знаний от человека к человеку. И далее вся культура человечества развивалась с участием данных форм передачи знаний, которые закономерно нарастали, дифференцировались, видоизменялись, с появлением самых разных языков, как особых видов передачи знаний (языки разговорной речи этносов, народов, международные; письменность; искусственные языки наук, ЭВМ, компьютеров и т.д.).
С древнейших времен, опыт человека и человечества накапливался в ос-новных сферах: отношений с природой, материально-практической жизни, ду-ховно-нравственной жизни. Непосредственно с жизнью общины были связаны две основные сферы, где и происходило накопление знаний: 1) материально-практическая как сфера получения необходимого для жизни материального продукта (питания, одежды, жилья) и 2) духовно-практическая, или духовно-нравственная, как сфера налаживания неконфликтных межчеловеческих отношений, консолидирующих и усиливающих социум в жестких условиях существования.
Главные жизнеобеспечивающие знания о материальной жизни приобрета-ли «духовную оболочку». На их основе формировались соответствующие ри-туалы, культы – добытчиков (охотников, рыболовов, собирателей растений), ремесленников (кузнецов, кожевников, портных, гончаров и др.). Эти знания-традиции передавались в мифах, сказаниях, верованиях, наполнялись все более глубоким жизненным смыслом, одухотворялись [1].
Поэтому в глубокой древности материальная и духовная сферы были не-разделимы, поскольку цельной, синкретичной была вся незамысловатая жизнь людей. Но по мере того, как знаний, жизненного опыта становилось все боль-ше, он стал аккумулироваться отдельными людьми, мудрыми в определенной сфере, и знания начали передаваться по соответствующим социальным линиям. Это, например, опыт вождей – сильнейших в труде и войне; опыт старейшин – мудрейших людей общины в общем опыте жизни и отношений; опыт шаманов, умеющих общаться с духами природы и людей и т.д. [1; 3; 6]
Так, линия знаний материально-практической жизни была изначально связана с добыванием и (или) изготовлением из материалов природы готового социального продукта – пищи, домашней утвари, жилища, простейшей обстановки, обустройства территории селения и т.д. При этом люди в своей материально-хозяйственной деятельности, прежде всего, опирались на познание свойств окружающего материально-вещественного (естественного) мира.
Здесь сформировалась следующая линия материально-бытовых знаний: знания о естественной природе, ее свойствах и законах – знания о предметах – знания об орудиях и средствах производства – знания о технологическом про-цессе изготовления продукта, обеспечивающие изготовление готового продукта – знания о применении готового продукта.
Вся эта совокупность естественных (изначально наглядных, непосредст-венно наблюдаемых) знаний, в результате развития качеств сознания в даль-нейшей прогрессивной эволюции привела к мощному развитию абстрактно-логического мышления, к формированию сложных, высших областей человеческого знания. Это: материалистическая философия естественной природы (материализм в природе, а затем и в обществе), наука, современные техника, технология, научно-технический прогресс [2, кн.1].
Но одновременно в раннем антропогенезе, в первобытной культуре фор-мировалась и другая сфера жизненного опыта и знаний. Это линия знаний ду-ховно-практической жизни, которая была связана, с одной стороны, с обеспечением жизнеспособного характера межчеловеческих отношений и продолжения рода. Обозначим эту сторону знания жизни как духовно-нравственную, которая в итоге привела к развитию морали и нравственности. С другой стороны, духовно-практическая сфера жизни людей первобытных культур включала необходимость налаживания отношений с сильными духами природы, которым поклонялся и с которыми был вынужден взаимодействовать в своей жизни первобытный человек, а также с пониманием своей души как особой невидимой, но важнейшей субстанции. Обозначим эту сторону жизни и знания как духовно-религиозную, поскольку в итоге она привела к появлению религии (а затем и религиозной, религиозно-мистической, идеалистической философии). Особую сторону духовно-практической жизни и знания составила ее духовно-эстетическая составляющая, ознаменовавшая появление первобытного искусства и затем все более нарастающая. На первый взгляд, искусство – самая непрактичная форма деятельности человека. Но она связана с прогрессирующим развитием внутренней, субъективной сущности человека, богатства его чувств, психических образов, души, духовности. Поэтому без него немыслимо полно-ценное развитие и других сторон душевно-духовной сущности человека.
Остановимся более подробно на практически важных составляющих ду-ховно-практической жизни людей. Обратим особое внимание на происхожде-ние и эволюцию духовно-религиозной составляющей. Как известно, ведущую роль в жизни народов первобытных культур играла вера в силы духов – самого человека, а также различных духов природы. Здесь основу познания и знаний составляли первобытные представления о теле и душе человека. Исходные знания о телесной и бестелесной субстанции в религии и философии имеют истоки в антропоморфном по сути, развивающемся перво-бытном познании и сознании людей. Расширяющееся осознание все более широкого окружающего мира происходило от исходной основы – от отражения окружающих людей, при котором выделились особые качества, перенесенные затем на Мир в целом. А именно, многовековые наблюдения человека за окружающими его людьми привели к выводу о том, что в человеке существуют разные, хотя и взаимодействующие, составляющие – тело и душа. Тело – это целостная, реально ощущаемая с помощью зрения, осязания, обоняния и прочих чувств, часть человека [3; 4].
Постоянные наблюдения (жизненный опыт) первобытных людей за такими постоянно происходящими явлениями, как сон, сновидения, болезни, галлюцинации, смерть и т.п., привели к представлению о том, что в человеке есть два начала – тело и душа. При этом душа человека не только активная, живая, но и очень подвижная. Она может покидать его тело или временно (сон, болезнь, обморок), или навсегда (смерть).
Душа в итоге стала рассматриваться в виде: 1) неотъемлемой части чело-века (телесная и душевная, духовная составляющие единого существа), причем наиболее активной, оживляющей; 2) подвижного двойника человека, который то находится в нем, то покидает его.
Таким образом, в древних антропологических и социокультурных знаниях появлялась и все более усложнялась духовно-практическая линия знаний. В ней душа считалась живым активным началом человека, которая имела свою силу, – необычную, неестественную, или сверхъестественную, не известную людям. Эта сила была невидимой, неуловимой, но именно она управляла всем телом человека, всеми его действиями и поступками. Именно данные представления постепенно привели к преклонению перед высшими невидимыми сверхъестественными силами – духовными силами – в человеке.
Затем эти взгляды древних привели к антропоморфным представлениям об окружающей природе. В итоге в первобытном строе возникла особая форма миросозерцания и миропонимания – анимизм как одухотворение процессов и сил природы (Тайлор, Спенсер, Липперт, Маретт, Вундт, Гоббс, Пристли, Шталь и др.). Качество одухотворенности тела человека (и животных) первобытный «дикарь-философ» (по выражению У.Тайлора) экстраполировал на отдельные процессы и вещи природы, а затем и на весь мир, что впоследствии явилось основой мифологии и религии.
Складывались знания о том, что если в природе все движется, изменяется, значит, здесь есть свои духи – озера, реки, гор, леса, болота и пр. Им также по-клонялся древний человек. Затем он стал выделять духов главных и второсте-пенных, сформировались знания об иерархии духов. Появились мифы. Складывалась мифология разных культур и народов. Позднее в классовых государствах вначале сформировались различные виды политеистических религий, затем монотеизма (в виде безличностного или личностного божественного начала, Абсолюта), вплоть до основных мировых религий [2, кн.1].
Это происходило таким образом, что самые высшие, сильные и всеобщие духи стали называться богами. С развитием культур, начиная с древних циви-лизаций, выстраивались пантеоны богов. Появились политеистические религии. А со все большим развитием абстрактного мышления человека, сформировалось представление о едином и неделимом, мировом Боге как активном живом мировом начале, творящем и преобразующем мир. Получили распространение мировые монотеистические религии. Дальнейшее абстрагирование знаний духовно-нравственного порядка привело к формированию и развитию идеалистической философии, как объективного, так и субъективного плана.
В итоге сформировалась и развивалась следующая линия духовных зна-ний: знания о сверхъестественной природе человека и его окружения, о свойст-вах этой силы – знания о духах (больших и маленьких, главных и второстепенных, сильных и слабых), богах – практические знания об общении с духами (в народе – обычаи, традиции) – глубокие знания о тайнах общения с духами и богами, известные лишь отдельным людям (шаманы, колдуны, жрецы, священнослужители и т.п.) – знания о процессах взаимодействия со сверхъестественными силами (колдовство, магия, ритуалы, молитвы, праздники-подношения и т.п.) – получение положительного результата – исполнение просьб духами, богами – знания о том, как надо пользоваться тем, что человеку было дано. Вся эта совокупность сверхъестественных знаний (о существующих, но непосредственно не наблюдаемых сущностях), в результате развития качеств сознания, интуиции, мышления, привела к формированию сложных, высших областей человеческого знания. Это: мифология; религия; идеалистическая линия философии – Духа (души в человеке или вне его – Бога), Абсолюта (идеализм в природе и в обществе).
А теперь обратимся к роли огня в жизни первобытных людей и о том, как это отразилось в первобытной и последующих формах культур человечества. Вначале укажем на реальную полифункциональность огня в жизни древних людей. Вначале огонь играл важнейшую в материально-практической жизни рода и племени. А затем эта ключевая роль огня многообразно отразилась в сознании, приобрела «духовную» оболочку, легла в основу народных традиций. Поэтому полифункциональность огня приобрела вид синтретичных материально-духовных культов и традиций, которые затем очень удивыительно и разнрообразно дифференцировались у разных народов. Но несомненно одно: в любой традиционной народной культуре и соответствующей духовно-религиозной традиции имеет место культ огня.
Отметим лишь основные значения огня в жизни людей, которые затем сформировали основы всех традиционных культов народов земли.
Огонь: согревает; охраняет; сохраняет (основа человеческой жизни, воз-вышающейся над животным существованием); продлевает время активности (возможность общаться и трудиться более длительное время); указывает путь к дому и очагу (путеводные огни); собирает вокруг себя; кормит (огонь – корми-лец); создает домашний очаг (ритуалы бытовой жизни, бракосочетания); явля-ется особо охраняемым (идет борьба за огонь, разгораются войны за его обла-дание); дает орудия труда и развитие ремесел (прежде всего, огненное дело кузнеца, около огня ремесло гончара, а далее – основа материального прогрес-са); обжигает; сжигает и уничтожает (мистический страх перед огнем); небес-ный огонь (в виде громов и молний, а в мифах – небесных огненных стрел, ог-недышащих драконов, богов-громовержцев, богов войны и пр.); огонь небес-ный порождающий (после грома-молнии льется животворный дождь и питает Мать-сыру-землю, дает жизнь Роду человеческому); огонь заманивает и унич-тожает (огонь нечистой силы в лесах, на болотах, на берегах водоемов и пр.); адский огонь (Геена огненная – извержения вулканов, вулканический огонь); огонь, карающий грешников (которые жарятся в аду – чистилище); небесный, космический огонь (порождение, сохранение и гибель в огне – Гераклит и др.); «духовный жар» и огонь (в магических ритуалах шаманов, отражение в искус-стве – горящее сердце Данко); завораживает (медитативный огонь костра, све-чи); это также культовый огонь; огонь врачевания; костры войны (военные ри-туалы и действа); колдовской огонь (белая и черная магия); погребальный огонь (и соответствующие погребальные обряды); жертвенный огонь (и обряды жертвоприношения); религиозный огонь (религиозные культы); очищающий огонь (тонкая чистая субстанция света, очищающая душу и человека, Агни-Йога и др.); духовный свет (святых и святынь) и др.
В целом же в первобытных и традиционных народных культурах огонь – это основа жизни людей. Именно указанная выше полифункциональность огня пронизывающая все составляющие природной, материальной и духовной жизни людей всех древнейших культур человечества обусловила его базисную роль во всех традиционных народных культурах. Поэтому культ огня атрибу-тивно входит в разные аспекты культуры народов: в язык и письменность, в искусство, мифы, религию, в символику культур, философию, в знания о практической жизни, о техническом и научно-техническом прогрессе (как знания о покорении и использовании огня).
А для нас важно, что на огромных просторах Сибири – России и Севера европейской России очень многие культы, связанные с огнем, принципиально сходны у праславянских, тюркоязычных народов, народов буддийской группы и северных народов. Это говорит о несомненной общности жизни огромного полифункционального, многонационального российского суперэтноса, об общ-ности и неразрывности судеб и жизни наших народов, которые были, которые есть и которые будут выстраивать свою общую линию жизни на огромных просторах севера Евразии в союзе с единой Матерью-Природой.
Список использованных источников
- Бог–человек–общество в традиционных культурах Востока. – М., 1993.
- Знаниеведение и управление / Е.В. Ушакова, Б.Н. Кагиров, Ю.И. Колю-жов, П.В. Ушаков и др. В 3-х кн. – Барнаул, 2006.
- Предмет знания. Душа человека. – СПб., 1995.
- Тайлор Э. Первобытная культура / Э.Тайлор. – М., 1989.
- Ушаков П.В. Человек в современном знании и мистических практиках. В 2 кн. / П.В. Ушаков. – Барнаул, 2009.
- Элиаде, М. Шаманизм: архаические техники экстаза / М. Элиаде. – Ки-ев, 1998.