Ермолина Галина Георгиевна,
Сибирское отделение Славянской Академии,
доцент,
региональный координатор Международной организации URI
(United Religious Initiatives),
г.Новосибирск, Россия
Важность поддержания священного огня, у которого читаются молитвы, известна с древних времён. Я имела счастье встретить Духовного Учителя, который молитвами, всей своей жизнью и деятельностью нёс Высший Свет людям, приезжавшим к нему в Общину Гобинд Садан, находящуюся в предместье Дели, из разных стран мира. Его духовная деятельность разнообразна, традиция почитания огня и важность этой церемонии является одной из самых главных традиций в Гобинд Садане. Я много раз бывала в Общине и выполняла севу (волонтёрское служение на общее благо) наряду с другими севадарами, в том числе, русскими людьми, которые очень любят Баба Вирса Сингха. Одной из причин этого является то, что с юношеских лет он испытывал чувство особенной любви к русскому народу после того, как получил Откровение от своих духовных Учителей о ведущей духовной роли России в недалёком будущем.
Сделаем краткий экскурс в историю жизни Баба Вирса Сингха. Более подробно о его духовном служении, вы можете узнать на сайте Гобинд Садана на русском языке gobindsadan-rus.info.
Баба Вирса Сингх — это фигура библейского масштаба, чья мощная духовность была признана еще, когда он был ребенком. Его семья жила в деревне Сараван Бодла в Пенджабе, состоявшей из хижин, сложенных из грязевого кирпича. Он помогал на ферме до того момента, когда испытал сильнейшие муки, срезав стебель злака и увидев пролившийся из него сок. Он почувствовал, что совершил великий грех и стал молиться, чтобы его освободили от такой работы. Немедленно на подошвах его ног появились болезненные язвы, так что он не мог работать. С того дня он начал медитировать день и ночь под деревом, известным теперь как Бер Сахиб. Наконец, величественная фигура предстала перед ним и начала обучать его строгой медитации и служению человечеству. Это был Баба Сири Чанд, аскет и старший сын Гуру Нанака, первого сикхского Гуру. Великий Десятый Гуру сикхов Гуру Гобинд Сингх также начал обучать его посредством видений.
Когда мальчик начал исцелять неизлечимые болезни и своими молитвами улучшать человеческие судьбы, жители деревни признали, что в нём проявляются великие духовные силы. Они начали собираться вокруг него, и теперь у каждого есть истории о чудесах, ежедневно происходивших среди его последователей.
Следуя велению Бога, Бабаджи (так с любовью его называют многие люди) переезжал с места на место по Индии, напоминая людям о вечных истинах религии и утверждая единство всех пророков. Под духовным руководством своих Учителей Бабаджи, также создавал процветающие фермы в первоначально суровых условиях. Эти фермы успешно развиваются и сегодня после ухода Баба Вирса Сингха с земного плана в 2007 году и, как и при жизни Учителя, продолжается духовная деятельность по укреплению межконфессионального единства и сотрудничества. По-прежнему сюда приезжают люди из разных уголков мира в стремлении найти успокоение души, духовную помощь в разрешении трудных земных проблем путём молитв, специальных церемоний, исполнения севы.
Множество людей были благословлены, исцелены и изменили себя под его влиянием, следуя практической программе, которую он рекомендовал и всей своей жизнью осуществлял на практике каждого дня в трудах и молитвах.
Бабаджи не претендовал на то, чтобы считаться Гуру. Он не искал славы, последователей, людей, принявших его веру, или денег. Он говорил: «Лишь Бог единственный Вершитель, Тот, кто дает вам всё. Отдавайте всю вашу любовь Богу. Я всего лишь пытаюсь стать лучше как человеческое существо. Единственная разница между вами и мной состоит в том, что у меня есть вера в Бога.» Жизнь и учения сикхских Гуру являются образцом для его практической деятельности, однако он постоянно ссылается на получаемые в видениях учения всех пророков и масштабно отмечает праздники всех религий.
В течение нескольких десятилетий в общине Гобинд Садан круглые сутки читаются молитвы за весь мир в Главном Хаване. С личными молитвами люди приходят к другому Хавану Общины-нижнему. Вот уже несколько лет я езжу в Гобинд Садан для выполнения севы, которая состоит наряду с другими обязанностями и в соответствии с талантами человека — в поддержании Священного огня и чтении священных книг, тем самым наполняя пространство энергиями Святых Писаний.
Как известно, огонь является лучшим медиатором между высшим и земным планами. Хаван (священный огонь) поддерживается круглосуточно во всех общинах Гобинд Садана. Хаван — это особенно могущественное место для встречи с тьмой внутри себя, обращения к Свету Бога, благословения и исцеления, ибо постоянное чтение Нама (повторение мантры имени единого бога) и чтение Джап Сахиба (священное писание, составленное десятым Гуру сикхов, Гуру Гобинд Сингхом) в Хаванах вызывает исцеляющее присутствие Бога. Почтительное чтение Гуру Грант Сахиба, великого универсального сикхского писания, тоже происходит круглосуточно.
В течение многих лет каждый день в 5.30 вечера читается « Отче наш» на языках присутствующих здесь людей перед статуей Иисуса, на том месте, где Иисус предстал перед Бабаджи в памятном видении и где умиротворяющий сад со статуей Иисуса теперь посещают люди всех вероисповеданий. Каждый вечер зажигаются 120 свечей, огонь которых привлекает самые благотворные энергии во благо людей, принося им внутреннее очищение и гармонию, что ведёт к общему улучшению жизни. Точно также произносятся молитвы в Индуистских небольших храмах Гобинд Садана, в мусульманской мечети и у могил мусульманских пиров (святых) во многих общинах Гобинд Садана. И во всех святилищах горят лампадки или свечи.
В силу своей общественной деятельности приходилось бывать в различных уголках нашей планеты, конечно же, везде «воленс-ноленс» приходят сравнения по тем или иным моментам с тем, как это делается на моей Родине – в России. Что касается традиции почитания огня, по моим наблюдениям, есть немало общего в традициях Индии, особенно Гобинд Садана и Алтая. Бабаджи уже давно дал наставления о порядке проведения служения у священного огня. Есть определённые люди, (тоже севадары), ответственные за чёткое проведение постоянной службы, за то, чтобы всегда были в наличии необходимые для поддержания огня ингредиенты: смагри, состоящее из смеси сухих фруктов, цветов, семян и некоторых других составляющих), а также ги (высококачественное коровье топлёное масло). Главным горящим предметом служит бревно, предварительно промытое и подсушенное. Хаван представляет собой довольно большой квадрат, выложенный из кирпича, а вокруг него всегда делаются красивые цветочные орнаменты. Уже в оформлении и чистоте этого места чувствуется большое уважение и почитание к духу огня, к его внутренней сути. Над этим квадратом для огня был сооружён каменный навес, красиво инкрустированный поделочными камнями, по сторонам Хавана поставлены высокие и тоже очень красивые каменные стойки. Атмосфера в Хаване торжественная, умиротворённая. Несколько раз в сутки в определённые часы происходят специальные церемонии (ардас) с прочтением молитв и раздачей прасада. На меня всегда производила большое впечатление заключительная часть ардаса, когда кто-то из присутствующих восклицает боевой клич Пандж Пиарас (орден избранных, любимых последователей, готовых погибнуть за истину), данный гуру Гобинд Сингхом, когда сикхам приходилось отстаивать истину в битве с многочисленными врагами. Этот клич призывает к бесстрашию, ведь «с нами беспредельно могучий бог». Он звучит так: «Боле Сонехад! Сат Шри Акал!».
Несколько раз я принимала участие в особенном праздновании в Хаване, посвящённом почитанию Дурги или Шивы. На эти дни приглашались пандиты — учёные мужи, искушённые в знании святых писаний, которые в течение нескольких дней читали мантры этих божеств. Празднества заканчивались проведением специального Хавана. Приносили большие тазы, наполненные смагри и ги. Празднично одетые люди размещались вокруг квадрата священного огня, у каждого была небольшая ёмкость со смагри, которое символизирует угощение божества. Нужно было ловко бросить смагри в огонь в соответствующий момент, призывая при этом для благословения богиню огня Суаха – жену Агни, бога огня. Её имя мне напомнило русское слово «сваха», женщины, чьи функции заключаются в соединении двух начал, мужского и женского. Я не занималась глубоким изучением лингвистической общности санскрита и русского языков, но эта общность общеизвестна.
Если в главном Хаване идут молитвы на благо всего мира, на благо человечества, то в нижнем Хаване проходят церемонии тоже круглые сутки с определённым интервалом, но сюда уже люди приходят со своими личными проблемами всех уровней бытия.
Приведу текст беседы Баба Вирса Сингха о значении Хавана, с которой он обратился к присутствующим в апреле 2007 года:
— Вопрос не в том, почему у нас есть хаван, дело в том, что хаван –это важная традиция в нашей стране. Во времена Владыки Рамы в Индии правил король по имени Рааг, и у него не было детей. Однажды утром, проснувшись, он начал творить молитвы. В то время там жил Брахман Гьяни (обладающий ясновидением) по имени Продх. И вот, когда король закончил молиться, к нему подошёл Продх и сказал: «Приветствую тебя, король, сегодня солнце находится в твоём доме, поэтому всё, что ты пожелаешь, — исполнится».
Жёны короля услышали эти слова и обратились к нему с просьбой сказать им, что же нужно делать. Продх ответил, что нужно приготовить колесницу и поехать в то место, где можно будет получить ребёнка. Он велел передать королю, чтобы тот шёл туда босиком, не как король, а как нищий, и чтобы он надел длинный шарф.
Продх сказал, что по дороге королю встретится риши, сидящий под деревом, и он скажет ему: как сделать Хаван. Как только риши скажет королю, тот сразу же должен начать хаван, а риши знает всё, что нужно делать. Итак, король отправился в путь, вскоре он встретил риши и поклонился ему. Риши поприветствовал короля, и он спросил его, знает ли риши, почему король пришёл сюда. Риши ответил, что он знает причину его прихода, и завтра утром они сделают Хаван.
На следующее утро они начали делать Хаван. И сразу же Агни девата (бог огня) создал большое пламя и вышел из огня, в руках он держал золотую чашу с рисовым пудингом (кииром). Король сказал, что у него есть четыре жены, но нет детей. Агни девата ответил, что всякий, кто поест этого рисового пудинга, получит благословение, и у него появится один сын. Король дал пудинг каждой из четырёх жён, и со временем у каждой из них родился сын.
В то время были сильны демонические силы в стране, а совершив хаван, деваты прогнали злых духов.
Гуру Гобинд Сингх написал поэму и сказал, что Хаван – это великий воин, и, если кто-то хочет стать воином, то Хаван сделает его воином. «Если кто-то хочет стать Брахманом – Гьяни, то он станет им, а, если кто-то хочет избавиться от привязанности к земным вещам, хаван исполнит и это желание. Исторически в нашей стране придаётся большое значение Хавану. Когда построили Хаван в Гобинд Садане, я пришёл туда, чтобы совершить ардас (молитву), а потом я увидел, что все боги собрались в Хаване: там были Дурга, Кали, Бхайро, Махараджи Гуру Гобинд Сингх и Баба Шири Чанд тоже были там. Они мне сказали делать Паат (чтение священных текстов) и поддерживать огонь в Хаване постоянно, не прекращая никогда, и тогда мир распространится отсюда на всю планету, и люди со всего мира будут приезжать сюда.
Они, посланники бога, сказали, что все, кто сюда приходят, изменятся к лучшему. В Хаване нужно постоянно совершать чтение трёх священных текстов (Джаап Сахиб, Чанди Ди Вар, Хануман Чалиса), и это будет считаться тапасьей. Они сказали, что в Хаване будут происходить чудеса, что служение в Хаване может быть очень плодотворным.
Хаван обладает огромной чистотой, его значение очень велико, ясно осознайте это для себя. Никогда не думайте, что все, кто приезжают сюда к нам, обязательно попадут на небеса, для этого каждый должен очень много поработать, прежде всего, постараться очистить свой ум. Мой хукам (наказ) такой: каждый севадар Гобинд Садана должен нести дежурство в хаване прежде, чем пойти спать».
Нужно говорить людям о важности хавана. Пятый Гуру во время написания Гурбани (Священное Писание) сказал: «Майн муракх эррей лаайа», что значит «Бог дал мне Гурбани и сказал читать это Писание и учить людей его мудрости». Поэтому, когда вы говорите о Гурбани, вы получаете благословение.
Благодарим Бога за его благословения и его дары. В Гурбани есть такие строчки: « Человек должен выполнять ту севу, которая радует его Гуру».
( Дальше Махараджи обращается к присутствующим севадарам с тем, что они должны рассказывать всем о важности Хавана, о том, что сила Хавана исходит не от него, Махараджи, эта сила дана нам всем, как особый дар, а Махараджи только передает то, что ему даётся через хукам его Духовными Учителями).
Вопрос Ральфа Сингха:
— Махараджи, в чём разница между хаваном в вашем саду и «нижним» хаваном?
Ответ Махараджи:
-Нет никакой разницы. Благословение распространяется на оба хавана. Только это мой личный хаван, а тот – общий, для молитв любого человека.
Вопрос Ральфа Сингха:
-Махараджи, может ли в ваш хаван приходить любой севадар Гобинд Садана, или только какие-то особенные люди?
Ответ Махараджи:
-Любой человек может приходить сюда, вся вселенная может сюда приходить, все придут сюда, чтобы получить дар бога. Все могут нести дежурство в этом хаване. В Гурбани сказано, что бог поможет своим последователям выбраться из темноты и майи. Нам Дев говорит: «Когда мы идём в море купаться, то мы можем утонуть, не умея плавать. Я говорю богу, что не могу прийти по морю к нему, пусть он даст мне свою руку».
Поэтому запомните одну важную вещь, что если вы хотите приобрести гьян (сакральные знания), или какие-то мирские вещи, хотите прославиться, то без повторения снова и снова имени бога, вы ничего не достигнете. Вот поэтому Хаван имеет огромное значение для каждого человека.
Ральф Сингх:
-Махараджи, кто-то сказал одной русской женщине, что нужно обязательно принимать ванну и сменить одежду прежде, чем идти в Хаван, но как же поступать, если мы имеем три дежурства в сутки, должны ли мы мыться и менять одежду три раза?
Ответ Махараджи:
-Следите за тем, чтобы ваша одежда всегда была чистой и чтобы вы сами тоже были чистыми, а если вы будете требовать, чтобы люди перед каждым дежурством меняли одежду и мылись, то никто не захочет дежурить в Хаване зимой, когда так холодно. Важно, чтобы вы повторяли имя бога с каждым вашим дыханием, а принятие ванны – это совсем другое дело. Чем бы вы ни занимались в данный момент – сидите ли вы, смеётесь ли вы, играете ли вы, или спите – всегда и везде, постоянно помните о боге. Когда человек нарушает закон, его привлекают к суду, так же и бог создал несколько законов. Например, люди должны собираться вместе для еды, для молитвы. Первый закон бога гласит: «Молитесь, когда соберетесь все вместе для беседы или для еды».
Люди из России говорили, что Хаван — это наичистейшее, очень духовное место. Большинство людей, приезжающих в Гобинд Садан из России, уже решили для себя, что они возьмут восьмичасовое дежурство, а кто-то даже выразил желание дежурить в Хаване по двенадцать часов в сутки. Они считают, что Хаван — это бог, и их вера приносит свои плоды.
Вот что говорится в Гурбани «Вначале на дереве появляется цветок, и лишь потом появляется фрукт, в этом высказывании содержится глубокий смысл. Повторение имени бога и чтение священных книг – тоже очень важно, они приносят людям очень много благословения.
Если появляется истинный бхагат (просветлённый человек), то люди двадцати одного из последующих поколений получают благословение – это было сказано богом. Наша цель — поднять дух каждого человека и помочь каждому».
Мейджор Сахиб:
-Однажды один риши призвал короля Джанака и сказал ему, что будет учить его, как правильно делать хаван. Он сказал: «Для хавана нужен смагри, а, если нет смагри, — тогда преподнеси огню ги, а, если и его нет, то преподнеси цветы, а, если и цветов нет, тогда постарайся просто поддерживать огонь горящим. Если ты хочешь, чтобы у тебя родился сын, сделай Хаван, и у тебя появится сын; если ты хочешь, чтобы у тебя были деньги, то тоже нужно сделать Хаван, тогда у тебя будут деньги и всё, что нужно для хорошей жизни». После этого король Джанак пожертвовал 100 коров тому риши и сказал ему, что он очень благодарен риши за то, что тот научил его, как делать Хаван.
Махараджи:
Видите, имя короля Джанака приводится в Гурбани, он – великий бхагат. Он был Гурмуком(тот, кто следует учению Гуру)
Мейджор Сахиб:
-Гуру Гобинд Сингх написал, что Хаван- величайший воин.
Махараджи:
-Вы видите, как велики эти слова, запишите их и передавайте их людям. Ты видишь, Мейджор Сахиб, что особое благословение было дано Гуру, и Гуру говорит, что Хаван – воин, и что Хаван уничтожает земные пристрастия манмука. Всё, что я говорю, приходит ко мне не из книг, я говорю только то, что мне приходит через хукам. В Сараван Бодла(деревне, где Бабаджи провёл годы юности и получил просветление) я получил хукам, что, если не буду делать Хаван с чтением Гуру Грант Сахиба, тогда молитвы будут приняты не полностью, а только частично.
Мейджор Сахиб:
-Махараджи, вы однажды сказали нам, что для приготовления смагри нужно смешивать 25 ингредиентов, только потом предлагать его огню в хаване.
Махараджи:
-У богов такая полная диета, когда они её получают полностью, они счастливы и аплодируют вам. Эти ингредиенты обладают большой силой..
Ральф:
-Почему нам нужно читать три священных текста в Хаване?
Махараджи:
-Такой хукам, чтобы читали Ханум Чалису, Чанди Ди Вар тоже, так как оба писания описывают величайших и храбрейших богов и их последователей.
Мейджор Сахиб:
-Махараджи, одна женщина из семьи Бригадира Гурнама Сингха Рандавы сказала, что вы принимаете ванну после 12 часов ночи, и вот однажды она ночевала в вашем доме и, внезапно проснувшись ночью, увидела какого-то человека, идущего в вашу комнату с ведром воды. На следующее утро она спросила у вас, кто же это принёс вам ночью воду, и вы ответили, что это был Хануман. Она очень удивилась, услышав это.
Махараджи:
— Они все меня любят, Мейджор Сахиб, они, эти сущности, все говорят, как люди. Все эти силы никуда не уходили, они все здесь, постарайтесь понять их. Примите благословение бога. Когда солнце сияет, не закрывайте, не закрывайте двери. Смотрите на лучи солнца, почувствуйте их. Однажды пришёл человек и сказал Иисусу, что он хочет стать лидером, на что Иисус ответил ему: « Сначала ты должен стать севадаром, а потом уж станешь лидером.
Говорите с любовью с людьми, помогите всем понять важность Хавана, такие беседы очень ценны. Не пытайтесь принуждением заставить людей дежурить в Хаване. Вы встретите бога только через любовь. Человек будет продолжать просить и просить о чем-то, но когда он начнёт медитировать, то сам станет тем, кто даёт, а тот, кто даёт, — тот никогда не просит сам.
Приложение к статье
«Традиция Священного Огня (Хавана) в межконфессиональной Общине Гобинд Садан (Индия)»