-
Н.В. Михайлова,
Дворец творчества детей и молодежи
(Российская Федерация, г. Томск) - Показаны возможности методов социального проектирования, их история, методы использования в практике экологического образования. Показан опыт применения проектной деятельности в работе Детско-юношеского парламента в г. Томске.
- социальное проектирование, экологическое воспитание, детско-юношеский парламент
-
Palace of Children and Youth
(Russian Federation, Tomsk) - Possibilities of methods of social design, their history, use methods in practice of ecological education are shown. Experiment of application of design activity in work of Child junior parliament in Tomsk is shown.
- social design, ecological education, child junior parliament
- Child junior parliament: social-and-ecological design (Tomsk)
УДК 502; 504
Наряду с общим дополнительное образование предоставляет более широкие возможности для самореализации подростка, развития его личностных компетенций. Дополнительное образование, опирается на возможности педагогов по развитию личности ребенка и формирует индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения их в самостоятельной конкретной деятельности, поведении и общении.
Главная задача педагога — найти такие средства, которые в совокупности позволят раскрыться личностному потенциалу воспитанника.
Метод проектов (метод проблем), привлекший внимание педагогов еще в 20-30 годы прошлого столетия, сегодня широко используется. При этом актуальность его только возрастает. В ходе социально-экологического проектирования у воспитанников формируются знания, умения и навыкы, т.е. образовательный компонент органично сочетается с деятельностным, что отвечает стандартам образования.
Для гражданского становления личности большое значение имеет включение учащихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику. Используя приемы социального проектирования, педагог быстрее приближается к достижению двух важнейших задач: способствовать личностному самоопределению ребенка и помочь ему в будущем ощутить себя дееспособным гражданином.
Участие в социальном проектировании, деятельности школьных и внешкольных молодежных объединений позволяет молодому человеку определить свою гражданскую позицию, попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль в качестве избирателя и/или социолога, понять смысл участия в органах власти, осознать роль законодательства и важность исполнения законов.
Суть «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» наиболее точно отражает компетентностный подход, в котором акцент сделан на деятельностном содержании образования:
- на способах деятельности — умении и навыках, которые необходимо сформировать;
- на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен воспитанником;
- на результате деятельности, который подросток должен продемонстрировать и оценить.
Таким образом, компетенция предполагает сплав знаний и опыта.
Социально-экологическое проектирование, в ходе реализации целевой программы «Детско-юношеский парламент г. Томска» на базе Дворца творчества детей и молодежи, отличается тем, что самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление завершается привлечением внимания администрации города к решению обозначенных проблем. На совместных заседаниях депутатов Думы г. Томска и Детско-юношеского парламента определяются конкретные сроки и этапы реализации проектов, компетентные партнеры. Старшеклассники видят реальный практический результат как итог их социально значимой деятельности.
В 2007 году одним из экологических проектов Детско-юношеского парламента стал проект «Заповедное», реализованный в технологии акции «Я — гражданин России». Акция проходила в четыре этапа: 1. Мы выбираем проблему. 2. Мы исследуем. 3. Мы планируем. 4. Мы действуем.
На 1 этапе, осенью, в ходе экскурсионного блока проекта, депутаты Детско-юношеского парламента посетили ряд ООПТ Томской области. Любуясь красотами сибирской природы, они не смогли не отметить ряд существенных проблем. Свои предложения ребята представили в Областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Директор «Музея археологии и этнографии Сибири» ТГУ Ю.И. Ожередов, организовавший для школьников города несколько небольших экспедиций на Тимирязевскую террасу, познакомил ребят с инициативой томских ученых по созданию природно-культурного парка Тимирязево с целью сохранения истории Притомья.
Депутаты Детско-юношеского парламента, десятиклассницы архитектурно-художественного класса Заозерной средней школы № 16 приняли участие в решении судьбы археологических памятников Тимирязевского соснового бора. Строительство поселка сегодня проводится в непосредственной близости к древнему городищу, грозя ему уничтожением. Западины — следы жилищ наших предков, живших здесь с V в. до н.э. по XVII в.н.э., завалены мусором, а сосны реликтового бора безжалостно вырубаются.
На 2 этапе с целью определения правомочности своих действий, юрист проектной группы познакомилась с нормативно-правовыми документами. Был сделан вывод: Конституцией и законодательством РФ определены обязанности граждан и организаций, механизм проведения охранных мероприятий. Действия депутатов Детско-юношеского парламента по лоббированию вопроса охраны исторического наследия правомочны.
Депутатам предоставили возможность познакомиться с архивами Музея археологии и его библиотекой. Изучая историю среднего Приобья в эпоху раннего средневековья ребята узнали, остатки чьих жилищ хранит Тимирязевская терраса: хантов, сибирских татар, селькупов, кетов. Познакомились школьники и с зарубежной практикой организации музеев под открытым небом. В России первый опыт создания музеев под открытым небом приходится на конец XIX века. Есть большой положительный опыт организации такой работы и в Томске.
Пытаясь найти конкретную информацию по проблеме сохранения памятников Тимирязево, школьники просмотрели местные газеты, журналы, нашли публикацию «Сто курганов и другие объекты» в Томском вестнике и статью «А под ногами прошлое».
Члены проектной группы решили узнать мнение самих тимирязевцев по вопросу сохранения памятников. Социолог проекта вместе с учащимися Тимирязевской школы № 64, составили анкету и провели опрос среди школьников и взрослых жителей Тимирязево. Оказалось, что более 40% опрошенных ничего не знают о курганах и городище, расположенных в двух шагах от поселка. 80% опрошенных, узнав об археологических памятниках, поддержали идею создания природно-культурного парка. Познакомились ребята и с перепиской ученых-археологов с администрацией города, из которой сделали вывод: проблема обозначена, создана рабочая группа для ее решения. Но ни в одном документе не оговорены точные сроки и конкретные этапы решения проблемы.
На 3 этапе ребята наметили следующий план действий: представить проблему и пути ее решения в Думу г. Томска, начать создание макета объекта предполагаемого природно-культурного парка для представления в Комитет по градостроению и землепользованию Думы г. Томска, разместить информацию о проблеме в газете депутатов Детско-юношеского парламента «Ближе к делу». Партнерами по реализации проекта стали Музей археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета, Департамент культуры Администрации Томской области, ОГУ Облкомприрода».
На 4 этапе поставленные цели и задачи реализовались в три этапа.
Результатом реализации первого из них стала подготовка резолюции совместного заседания депутатов Думы г. Томска, представителей администрации г. Томска и депутатов Детско-юношеского парламента от 20 декабря 2007 года. В нее были внесены следующие предложения: депутатам Детско-юношеского парламента до 15 мая представить фрагмент модели природно-культурного парка в Думу г. Томска; депутатам Думы внести в план работы Комитета по градостроительству и землепользованию рассмотрение вопроса о перспективах создания природно-культурного парка на Тимирязевской террасе.
Результатом реализации второго этапа стала публикация материала по проблеме в газете «Ближе к делу». Результатом реализации третьего этапа стало создание макета объекта природно-культурного парка Тимирязево, который будет представлен в Комитет по градостроению.
Проект занял первое место на городском этапе акции «Я — гражданин России» и вошел в двадцатку лучших проектов области. В апреле он был представлен на VII Международной научно-практической конференции школьников: «ООПТ: состояние, проблемы и пути их решения» (заповедник «Белогорье» Белгородской области), где привлек внимание и вызвал живой интерес.
Создание музея под открытым небом — процесс длительный. За эти годы члены проектной группы — будущие архитекторы, закончат не только школу, но и ВУЗ. Смогут более осознанно принять участие в создании природно-культурного парка уже в качестве профессиональных архитекторов и дизайнеров.