Бахрамаева Б.Е.
Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Майминский район» в 2009 году в целях создания комплексной системы профилактической, коррекционно-реабилитационной работы с семьями и детьми, находящихся в социально опасном положении и проживающих в сельской местности на территории Майминского района Республики Алтай, приняло участие в конкурсе социальных проектов Российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проект «Семейная радуга» получил финансовую поддержку.
В рамках проекта одной из форм работы с семьей и детьми была создана и работает выездная модельная реабилитационная площадка. На протяжении трех лет проведено 4 смены. Все они проходили на территории Алтайского государственного природного биосферного заповедника.
«Лесные Робинзоны-2009» — это первый летний выездной интеграционный эколого-оздоровительный палаточный лагерь с круглосуточным пребыванием, который проходил в период с 01 по 12 августа 2009 года. «Робинзонами» стали 20 подростков из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, находящихся в социально-опасном положении, дети семей группы риска, а также дети с инвалидностью.
Основной целью проведения данного лагеря стала организация полноценного отдыха и укрепления физического и морального здоровья подростков с помощью естественных факторов природы (солнце, воздух, вода), а также развития социальных навыков, помогающих успешной дальнейшей адаптации ребят в обществе.
Во время проведения смены были организованы мероприятия социально-культурной направленности (день Нептуна, организация самоуправления, выборы вождя племени и вождей 2-х племен, проведение советов племени, поиски кладов, прием в «Лесные Робинзоны», придумывание флага Племени, Герба и Гимна, проведение ежедневных вечерних огоньков и др.). С детьми проводились ежедневные радиальные выходы в окрестности озера (посещение смотровой площадки, пещеры Покемонов, поиски новой пещеры, походы на озеро, прогулка под парусами на яхтах и байдарках, экскурсии на катере на водопад Корбу). Особое внимание уделялось развитию (а для многих это было привитие) навыков самообслуживания, организации своего жизнеобеспечения, культуры общения со сверстниками и взрослыми (в конце сезона дети стали говорить: «Доброе утро», «Спасибо», «Пожалуйста»). Была проведена социометрия вводная, промежуточная и итоговая на определение неформальных лидеров и группировок.
Профиль эколого-оздоровительного палаточного лагеря позволил каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия. Многие абстрактные нормы общежития стали вполне конкретными, деятельность каждого участника была обусловлена общей деятельностью всего «племени» и его малой частью. Подростки учились соотносить свои поступки, потребности с благополучием своих товарищей и умению отвечать за принимаемые решения.
Анализируя работу пришли к выводу, что запланированные мероприятия площадки в программе не были полностью реализованы из-за отсутствия у детей интереса к интеллектуальным играм, викторинам. Наибольший интерес вызывали подвижные игры, анимационные мероприятия, экскурсии, вызывающие у них всплеск положительных эмоций. Из-за слабой физической подготовки детей, запланированные радиальные выходы осуществлялись через день. Проводя сравнительный анализ ситуации на «входе» и «выходе» отмечается существенное улучшение психо-эмоциональной ситуации среди детей. Мероприятия смены способствовали формированию понятий об общепринятых правилах поведения в обществе и на природе, были заложены основы социально-бытовых навыков и поведения в коллективе, однако незначительный период продолжения смены (12 дней) не позволил закрепить приобретенные навыки.
В июле 2010 года была продолжена реализация программы «Лесные Робинзоны-2010», как и прежде в п.Яйлю Турочакского района, но только теперь уже был организован семейный палаточный лагерь. В этот раз была предпринята попытка «вырвать» всю семью из неблагоприятной среды.
В ней принимали участие полные семьи, находящиеся в социально-опасном положении, семьи группы риска и семьи, состоящие на учете в сельских поселениях района (7 семей, в них 12 детей).
Целью работы лагеря является социализация полных и малообеспеченных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в летний период и организация их полноценного отдыха.
Основными формами работы второго этапа стала реализация программы интеграционного эколого-оздоровительного выездного семейного лагеря:
- Беседы.
- Психодиагностика.
- Творческие мастерские.
- Трудотерапия.
- Экскурсии.
- Игры, спортивные мероприятия, купания.
Ежедневно при организации работы назначались дежурные, где каждый отвечал за определенный участок жизнеобеспечения лагеря: уборка в палатках и прилегающей территории, дежурство по «кухне».
Таким образом, каждый участник лагеря находится в системе ответственных отношений. При этом роли участников постоянно менялись в зависимости от конкретных условий. Все это позволяет вырабатывать навыки принятия решений, умение отвечать за свои решения.
Участники привлекались к регулярным занятиям спортом, обучались правилам поведения на природе.
С семьями проводились ежедневные радиальные выходы в окрестности озера (посещение смотровой площадки, мыса Чачылган, экскурсия к памятнику первым садоводам п.Яйлю, одинокому Кедру, походы на озеро, плавание на байдарках, экскурсия на катере к водопаду Корбу).
Ритуалом завершения каждого дня был «Огонек», коллективное обсуждение участниками событий дня, взаимоотношений в лагере, а также проведение бесед, дискуссий. Программа этой смены, в которой принимала участие полная семья (родитель и ребенок (дети), для детей-участников является показательной проверкой родителя на выдержку, а также способствовала сплочению семьи.
Подготовленные занятия и игры были направлены на развитие и коррекцию системы ценностных ориентиров, повышение самооценки и уверенности в себе. Реабилитационные мероприятия способствовали улучшению психологической обстановки в семье, налаживанию контакта родителя со своим ребенком. Во время смены проходили конкурсы и игровые программы, которые способствовали развитию творческих и коммуникативных навыков участников, а релаксационные и активные спортивные мероприятия, проведение которых на открытом воздухе благотворно повлияло на общее состояние здоровья детей и родителей.
По итогам второй смены мы убедились в том, что необходимо работать со всей семьей, а не только с ребенком. Несовершеннолетние без присутствия родителей очень легко поддаются воспитанию и достижению положительных результатов в их реабилитации, но попадая после этого в свое привычное окружение (свою семью с каким либо неблагополучием) самостоятельно в силу своего детского возраста не могут изменить жизненную ситуацию семьи в лучшую сторону. Благодаря родителям у специалистов смены появляется возможность общаться сразу со всеми членами семьи и определить характер проблем, а одинаковые условия проживания в смене, не ограниченное количество времени для общения помогают наладить доверительные отношения и скорректировать семейные взаимоотношения. Этим самым мы достигли лучших результатов. Также мы пришли к выводу, что необходимо сократить количество дней (с 12 до 7 дней). Меньшее количество дней позволяет участникам смен (родителям) оставить домашние дела (работу) и чувствовать себя спокойно, сохранить позитивный настрой, специалистам проводить мероприятия, которые не будут дублировать друг друга.
С целью обмена опытом в 2011г. программа летнего отдыха семей «Лесные Робинзоны» осуществлялось совместно с Комплексным центром Шебалинского района что позволило объединить усилия специалистов Республики Алтай по работе с семьей, расширило географию внедрения проекта и позволило обмениваться опытом на практике. На вторую выездную площадку приглашены для обмена опытом семьи и специалисты из Новосибирской области Кировского района.
Оказавшись в достаточно суровых условиях туристического лагеря, дети и их родители очень быстро освоились. Их увлекает жизнь в палатках — это для многих необычно и в то же время привлекательно. Дети не выносят скуки и однообразия. Задачей организаторов лагеря является сделать эти дни веселыми и счастливыми . Все участники включены в непрерывный и увлекательный процесс, похожий на калейдоскоп. Свободный стиль управления лагерем позволяет детям, и взрослым быть одной командой. Все вместе утром выходят на зарядку, вместе идут купаться, вместе проводят зажигательные праздники.
Опыт доказывает, сильнее всяких методик воспитывает Среда, та самая Среда, с которой иногда так сложно складываются отношения у ребенка и взрослого. Реабилитационный лагерь занимается вполне земными проблемами. Особенность отдыха в нем заключается в том, что за практическими задачами, среди которых умение организовать свой быт в полевых условиях, научить выполнять распорядок дня и прочее, лагерь учит видеть и решать более значимые проблемы: учит понимать себя и другого, учит добиваться поставленных перед собой задач, повышает уверенность в своих силах. Самый главный фактор воздействия — это атмосфера лагеря. Отсутствие давления на личность вызывает у него доверие к взрослому и дает самые лучшие результаты.
Измеряя родительское отношение в конце смены Лесных Робинзонов – 2011, можно с уверенностью сказать, что у всех родителей отмечается выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослые принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность, одобряют их интересы, поддерживают планы, проводят с ними достаточно много времени и не жалеют об этом.
Взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует их детей, высоко оценивая их способности, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ними на равных.
Родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются быть ближе к ребенку, удовлетворять их основные разумные потребности, ограждают от неприятностей.
Все участники поездки отмечают теплое и комфортное состояние группы. Все они дорожат группой, и чувствуется проявление заботы о каждом участнике. Большинство высказали удовлетворение от воспитательной работы в группе и положительно оценили проводимые коллективные творческие дела. Многие из участников проявили свои способности и интересы. И в целом в группе завязалась основа для общей дружбы. Из высказываний участников смены было понятно, что задача организаторов была выполнена, семейно-родительские отношения были укреплены, многие семьи хотели бы вернуться в лагерь снова, а самооценка многих участников смены, в результате деятельности педагогов была повышена.
На сегодняшний день есть уверенность распространения этой формы оздоровления в Республике Алтай и на территории других регионов России.