-
Е.А. Минакова,
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
(Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань) - В статье обобщается опыт организации и управления процессом экологического образования детей и молодежи в Республике Татарстан, как первой в мире территории, задекларировавшей себя площадкой по реализации международной инициативы «Хартии Земли».
- экологическое образование, Хартия Земли
-
Minakova E.A.,
Tatar State University of Humanities and Education
(Russian Federation, Republic of Tatarstan, Kazan) - In article experience of the organization and management of process of ecological education of children and youth in the Republic of Tatarstan, as the first-ever territory which has declared by a platform on realization of the international initiative «Earth Charter» is generalized.
- ecological education, Earth Charter
- Experience of public participation in environmental protection in the Republic of Tatarstan
УДК 502; 504
В Республике Татарстан, первой в мире территории, задекларировавшей себя площадкой по реализации международной инициативы «Хартии Земли», экологически-ориентированные мероприятия проходят в течение круглого года.
Республика Татарстан является одним из передовых регионов в области экологии:
- здесь широко развивается экологическое образование, первый в России экологический факультет был открыт именно в нашей республике;
- особое внимание заслуживает сложившееся природоохранные законодательство Республики Татарстан, являющиеся нормативно — правовой основой рационального природопользования и природоохранной деятельности. Внедренные в республике одним из первых в России, экологические законодательные акты и правовые нормативные документы позволяют вести активную работу по контролю состояния окружающей природной среды, по учету, воспроизводству и восстановлению их качества и осуществлению природоохранной деятельности. Процесс формирования и совершенствования экологического законодательства РТ в настоящее время продолжается;
- в 2001 г. Государственный Совет Республики Татарстан принял постановление о принятии в республике практического применения международной инициативы ООН «Хартия Земли». Татарстан стал первым в мире регионом практического применения и реализации принципов Хартии. Здесь созданы все условия для применения принципов Хартии. Парламентом РТ принято 28 законов по различным направлениям охраны природы и рациональному природопользованию, в том числе и основополагающий Закон РТ «Об охране окружающей природной среды РТ». В течение последних лет успешно реализуются масштабные программы по экологическому образованию и формированию экономического механизма природопользования;
- в республике ведется Красная книга Республики Татарстан, реестры ООПТ и кадастры природных ресурсов;
- выпущен «Атлас Республики Татарстан»;
- впервые в России издана «Карта предрасположенности территории РТ к проявлению неблагоприятных техногенных ситуаций»;
- утверждены целевые комплексные программы «Охрана атмосферного воздуха Республики Татарстан», «Охрана и рациональное использование водных ресурсов Республики Татарстан», «Утилизация отработанных нефтепродуктов Республики Татарстан», «Мониторинг окружающей природной среды Республики Татарстан», «Охрана и восстановление природных ресурсов в сельскохозяйственном комплексе Республики Татарстан», «Экологическое образование населения Республики Татарстан», «Питьевая вода», разработана «Концепция экологической безопасности Республики Татарстан» на период 2007 — 2015 гг.; разрабатываются «Программа Обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан» и «Экологический кодекс Республики Татарстан».
На сегодняшний день повсеместно начинает признаваться роль экологического образования в успешном устойчивом развитии общества. Главной задачей экологического образования в Республике Татарстан является решение экологических проблем, достижение конкретных положительных изменений в окружающей человека социально-природной среде. В РТ общественными организациями совместно с Министерством экологии и природных ресурсов и Министерством образования и науки, а также общественными организациями активно реализуются принципы Хартии Земли.
Так, в Республике Татарстан сформирована и успешно внедряется система непрерывного экологического образования, основанная на принципах непрерывности и преемственности.
В дошкольных учреждениях активно внедряются программы и авторские разработки по экологии, введен в практику цикл познавательных занятий, проводятся экологические праздники, музыкальные спектакли на экологические темы и другие эколого-просветительские и эколого-воспитательные акции. На сегодняшний день по этим программам обучается более 60 тыс. детей.
В общеобразовательных школах экологическое образование, просвещение и воспитание осуществляется как в начальной школе на уроках природоведения и окружающего мира, а также через базисный учебный план, учебно-методическое и кадровое обеспечение.
Дополнительное образование также является неотъемлемой частью современной системы общего образования. Уникальный методический опыт, сформированный учреждениями дополнительного образования (УДО), имеет огромную значимость. Именно учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Работа ведется в кружках, секции, клубах, экологических центрах и юннатских станциях.
Кроме того, одной из форм дополнительного экологического образования является также работа общественных экологических организаций, где особое внимание уделяется работе с молодежью.
Общественное экологическое движение РТ объединяет в своих рядах более 1500 чел. из 17 районов республики. Основной их целью является содействие охране окружающей среды, реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, содействие формированию устойчивого глобально-экологического равновесия и справедливых принципов мирового распределения природных ресурсов, с учетом геополитических интересов и экологической безопасности.
В целом, можно выделить несколько ветвей в общественном экологическом движении РТ:
- Татарстанское отделение Всероссийского общества охраны природы (ВООП) — старейшей общероссийская организация;
- детские экологические общественные организации (республиканское детское экологическое движение «Зеленая планета», детская экологическая организация «Земляне» Верхнеуслонского района, экотурклуб «Буревестник» Азнакаевского района, экоклуб «Верба» Бавлинского района, экокружок под руководством В.Г. Батяшевой г. Набережные Челны.);
- молодежные общественные организации («Объединенная дружина охраны природы им. Ф. Мухамадеевой», «Служба охраны природы» КГУ;
- региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Центр экологической политики и культуры» в Республике Татарстан. Управление информационно-аналитической деятельностью МЭПР РТ выступает координатором общественного экологического движения в Республике Татарстан, что способствует укреплению взаимодействия государственных органов и общественных объединений в проведении эффективной экологической политики Министерства экологии и природных ресурсов, а также Правительства Республики Татарстан. Ежегодно на базе МЭПР РТ проводятся круглые столы общественных экологических организаций РТ, планируются и согласовываются планы проведения совместных мероприятий.
В целом можно выделить несколько направлений в деятельности общественных экологических организаций РТ:
- Научно-просветительская деятельность, в основе которой лежит привлечение широких масс молодежи, экологически-ориентированные выступления.
- Проведение массовых практических мероприятий и акций, связанных с сохранением и восстановлением природы. Благодаря практической направленности акций, молодое поколение не только совместно трудится, занимаясь уборкой реки, родника, парка, благоустройством мест отдыха, но и видит конкретный результат своего труда.
Так, при участии общественных экологических организаций в республике традиционно проходят акции (Международный день Земли, «Зеленая планета», День биоразнообразия, День окружающей среды, День здоровья, неделя «Очистим планету от мусора», «Чистые берега»), операции («Ель», «Подснежник», «Скворечник», «Родник», «Муравей», и др.). - Публикации и репортажи в СМИ для привлечения широких масс общественности и экологическое просвещение местного населения. Общественные организации публикуют информацию о своей деятельности в СМИ, благодаря чему стараются привлечь к публикуемому материалу интерес населения. Так, постоянно отражается в печати наиболее злободневные экологические проблемы города — проблема сохранения экосистемы старого русла р. Казанки (Кировский район) и экосистемы островков р. Казанки (Ново — Савиновский район).
В общественных экологических организациях Республики Татарстан осуществляется обучение экологическим знаниям и бережному отношению к окружающей природной среде на основе экологически ориентированных массовых мероприятий, акций на реальных объектах окружающей среды. Проведение подобных мероприятий является наиболее эффективным, поскольку вовлекает молодежь в активный процесс познания природных процессов, способствует формированию активной жизненной позиции и экологической культуры, а также профессионально ориентирует подрастающее поколение.
Знаменательным событием в Республике Татарстан стало проведение 28–29 февраля 2008 г. в г. Казани конференции Приволжского федерального округа «Экология — приоритет развития России: экологическая политика и гражданское общество». В качестве организаторов Конференции выступили Комиссия по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты РФ (председатель Комиссии В.М. Захаров), Общественная палата республики Татарстан (председатель Палаты И.К. Хайруллин), Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России. На конференции состоялась презентация второго тома книги об опыте реализации принципов «Хартии Земли в Республики Татарстан».
С апреля по июнь в Республике Татарстан прошел ряд мероприятий по Дням защиты от экологической опасности. Так, региональным отделением Центра экологической политики и культуры проведены выезды в наиболее проблемные участки с целью их очистки от ТБО. В рамках акции «Марш парков» на территории зооботсада были высажены деревья и кустарники и проведена уборка территории. В рамках запущенного проекта «Популяризация принципов Хартии Земли в средней школе» были проведены эколого-просветительские мероприятия в школах г. Казани
В завершении хотелось бы отметить, что экологическая этика, экологическая культура будущих поколений закладывается именно сегодня. Поэтому от того, насколько эффективно и согласовано будут сегодня работать все стадии развития экологической культуры населения зависит наше завтрашнее экологическое благополучие. И, мы надеемся, что в скором будущем нам удастся привить моду на экологическую культуру.