-
М.Н. Берулава,
Университет Российской академии образования (г. Москва, Российская Федерация) - В статье раскрываются принципы формирования экологического сознания молодежи в учебной, внеучебной и досуговой деятельности. Приводятся психологические и методические рекомендации по совершенствования экологического воспитания молодежи.
- экологическое сознание, экологическое воспитание молодежи
-
Berulava M.N.,
University of the Russian Academy of Education (Moscow, Russian Federation) - In article the principles of formation of ecological consciousness of youth in educational, extracurricular and leisure activities reveal. Psychological and methodical recommendations on improvement of ecological education of youth are provided.
- ecological consciousness, ecological education of youth
- Problem of development of ecological consciousness at youth.
УДК 37.03 (69)
Несомненно, в настоящее время есть большие проблемы по развитию экологического сознания у молодежи. Пока далеко не у каждого гражданина есть чувство любви и сопереживания и по отношению к природе и по отношению к другому человеку, который также является частью природы. И это чувство может быть сформировано только в том случае, если оно будет формироваться с раннего детства, и будет формироваться, прежде всего, как чувство, как эмоция, а не только знание. В настоящее время крен делается в сферу формирования определенных экологических знаний и принятия санкций по отношению к тем, кто оказывает негативное влияние на природу. Не менее часто рассматриваются вопросы финансирования природозащитных и природовосстанови-тельных мероприятий. И гораздо меньше внимания уделяется воспитанию у человека любви к природе.
Во многом это связано с непониманием, что воспитание должно предшествовать экологическому обучению. Знание того, что разрушает природу без сформированной любви к ней и сформированных стереотипов отношения к ней в лучшем случае не дает ничего. У нас же в образовательных учреждениях все делается наоборот, без учета законов психологии развития. Предлагаются различные программы, которые формируют определенные экологические знания. Однако, например, знание того, что преступник сделает другому человеку больно, не остановило еще ни одного преступника. Точно также знание факторов негативно влияющих на развитие природы не гарантирует гуманности его поведения в этой сфере.
С точки зрения законов психологии чувство любви к природе, формируется у ребенка, прежде всего, по типу реакции имитации, по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы это отношение к природе имело место в поведении взрослых и, очень важно, чтобы это отношение формировалось средствами массовой информации — через научно-популярные и художественные передачи. Нельзя не понимать, что именно средства массовой информации — телевидение, интернет являются сегодня основными воспитателями молодежи. Однако наше телевидение ежеминутно демонстрирует — как нужно и можно делать больно всему живому вокруг. Эти уроки никогда не пройдут даром. И трудно предположить, что молодые люди, для которых совершенно естественным является причинение боли другим людям, остановятся перед тем, чтобы точно также не разрушать природу.
Если за рубежом экологическое воспитание в деятельности масс-медиа представлено очень мощно — достаточно сказать об одном канале «Дис-кавери», то у нас оно практически не представлено никак. Это, конечно, очень печально.
Общение с природой обеспечивает для человека психологический комфорт, формирует чувство успокоения. Однако те передачи, которые мы видим по телевидению, ничего кроме чувства агрессивности ко всему живому не формируют. В то же время воспитание может быть только системным — нельзя совместить чувство жестокости к окружающим людям с наличием гуманного отношения к природе.
Всем понятно, что нельзя ставить финансовую заинтересованность каких-то людей на телевидении выше государственных интересов, выше психологического здоровья нации. Я думаю, что этот вопрос должен быть поставлен на самых различных уровнях.