Фролова И.В.
Сегодня трудно найти человека, которого не тревожила быпроблема, охраны окружающей среды,физического и духовногоздоровья общества.Важно, чтобы выпускники школы, входя во взрослую трудовую жизнь, имели устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усвоили, что можно, а что нельзя позволять себе при производственных, и обычных, бытовых отношениях.
Поскольку гражданская позиция в вопросах взаимодействия с окружающей средой, это не только благополучие отдельно взятой личности, но и всего человечества.
В процессе воспитания в школе вопросы охраны окружающей среды выступают не только как составляющая нравственного, патриотического, эстетического направлений, но и как самостоятельное экологическое направление.В последнее времяв школе оно становится все более приоритетным. Нужно воспитывать в ребенке не только созерцательное отношение к природе, но и, что особенно важно, созидательное начало. Только зародив в душе учеников уважение и любовь к природе, жизни, можно быть уверенным, что там уже не будет места варварству. Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь, так как он – неотъемлемая часть природы.
Экологическое воспитание — воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде направлено на формирование сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.
Так, как сегодня Республика Алтай активно развивает туристический бизнес, то вопросы охраны природы имеют первостепенное значение. Создание туристической инфраструктуры порой приводят к хищническому использованию природных богатств Горного Алтая, ухудшению экологической обстановки, поэтому одним из приоритетных направлений работы школы являются вопросы экологии, туризма и формирования здорового образа жизни.
С целью реализации задач воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде, нами проводится поиск методических приемов для формирования личности подростков с новым образом мышления, которые успешно применяются на практике.
Одной из таких форм работы направленной на экологическое воспитание обучающихся может служить экологический Дизайн-проект«Экосумка в Республике Алтай», разработанный и реализуемый в стенах школы №12 при финансовой поддержке родителей обучающихся, администрации школы и ГУ «Центр молодежной политики Республики Алтай».
Идея проекта возникла на Четвертой ТелецкойШколе(осень 2010 год), после чего проектбыл проработан в деталях ипропитан творчеством преподавателя. Данный проект имеет метапредметную направленность и его можно рекомендовать для использования в урочной и неурочнойдеятельности учителям технологии, биологии, химии, информатики, классным руководителям.
На базе школы №12 города Горно-Алтайска работают несколько эколого-туристических клубов, один из которых клуб «Берендеи». Членами клуба являются ребята 8 «А» класса, под руководством своего классного руководителя Ирины Валентиновны Фроловой. Уже третий год ребята проводят различные экологические акции и мероприятия на территории Республики Алтай (в городе — «Чистый родник», пойма реки Сема -«Чистый берег – чистая река» урочище Актру – «Чистый ледник», «Сохрани кедр», участие в«Марше парков») .
С ноября 2010 года в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 города Горно-Алтайска» стартовал проект «Экосумка в Республике Алтай».
8 «А» класс заявил о себе на городской экологической выставке творческих работ учащихся экосумкой со своим логотипом.
Первым шагом проекта стал проведенныйклассный час «Скажи, нет пластиковому пакету!», где ребята искали ответы на вопросы: Что можно предложить взамен полиэтилена? Чем заменить такие привычные «маечки» в наших магазинах.Тема актуальна на сегодняшний день и этим оназаинтересовала подростков. Какой может быть выход? Выход есть это экосумка сшитая из натуральных тканей.
Цель проекта:Формирование сознательного, бережногоотношения к окружающей природной среде с целью сохранения ее от загрязнения и разрушения.
В соответствии с поставленной целью ставятся задачи:
- формирование экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе; понимание активной роли человека в природе;
- формирование элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни;
- создание условий для саморазвития обучающегося, как индивида и личности, через привитие интереса к занятиям художественным творчеством;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
- расширение круга сторонников экологического движения.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы и формы работы:
- участие в экологических акциях, распространение идеи экосумки;
- поиск информации – справочная литература, Интернет, журналы;
- анкетирование и анализ полученных данных;
- разработка технологических карт и создание коллекции компактных экосумок;
- участие ипроведениеконкурсов экологического рисунка;
- проведение мастер классов по пошиву и росписи экосумок;
- использование экосумки, какагитационного мобильного плаката, по сохранению природы;
- выпуск буклетов по природоохранной тематике используя практические навыки работы обучающихся «Школы информационных технологий».
Мы, тратим природные ресурсы, энергию, производим и потребляем множество одноразовых товаров, которые почти сразу после использования оказываются мусором и загрязняютвсе вокруг.Полиэтиленовые пакеты, не подвержены гниению и поэтому являются экологической проблемой.
Возможно,вам не нравятся пластиковые пакеты, висящие на деревьях,рвущиеся и загрязняющие природу. Возможно, даже идя в магазин за продуктами,хотите поразить всех своей оригинальностью.Это означает лишь одно – вы обязательно пополните ряды «экосумчатых»!Что такое Экосумка? Этосумка многоразового использования, призванная заменить собою пластиковые пакеты и, тем самым сократить количество мусора, буквально поглощающего нашу планету — наш Дом.
Если вы используете экосумку, то вам, нет надобности, избавляться от нее так же быстро, как от полиэтиленового пакета, ведьона прочна, легко стирается и быстро высыхает.А если вы со временем захотите утилизировать ее, то она не причинит никакого вреда экологии.
Экосумка функциональная — можно носить продукты из магазина, сменную обувь в школу, документы на работу, да, собственно все, что сможет поместиться! Ее удобно носить как в руке, так и на плече.
Экосумка очень эргономичная – как по волшебству, онаможет превратиться в «клубничку», не занимать много место и радовать глаз!
Экосумки просто оригинальны!Вы сами можете создать свою идеальную сумку, которая сделает поход по магазинамеще проще и приятнее!
С экосумкой вы поможете экологии для нашего же светлого будущего.
Первоначально проект был задуман как краткосрочный, в рамках 8 «А» класса. Результат проекта — создание экосумок, сумок для покупок в подарок мамам. В преддверии Дня Матери закупили материал, сшили,расписали сумки и вручили их27 ноября 2010 годана празднике класса, где со сцены прозвучали слова любви и благодарности мамам.
После завершения единичного проекта и представления его обучающимся школы и участникамгородской сессииНОУ (где заняли 2 место) проект оказался востребованным и получил свое продолжение. Данныйпроектстал долгосрочным.
Решая задачу расширитькруг сторонников экологического движения, пополнить ряды единомышленников, участниками проекта, владеющими навыками информационно-коммуникационных технологий, были сделаны буклеты с информацией об акциях, проводимых в классе.
В рамках недели экологии, был проведен конкурс экологического рисунка среди младших школьников, эта форма экологического воспитания повсеместно встречается в работе школ, но мы пошли дальше, мы создали эко — календарь иллюстрированный работами призеров. Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках и на внеклассных мероприятиях.
После анализа анкет по теме вреда пластикового пакета, выяснилось, что обучающиеся шестых классов и не задумывались об этом. Поэтому было принято решение организаторами проекта о проведении классного часа и мастер-класса по изготовлению экосумки. Результатом этого этапа проекта стал «Праздник Бантиков», на котором шестиклассники поздравили своих мам, подарив им экосумки, сделанные своими руками. Мастер класс был разбит на три части: создания эскиза для экосумки, роспись сумки и ее пошив. Свои сумки восьмиклассники используют, как агитационный мобильный плакат, по сохранению природы. Эта еще одна из форм экологического воспитания. На выставках творческих работ обучающихся школ города, выставляются экосумки по заявленным тематикам выставок («Операция елочка», «При пожаре звони -01», «Сохраним снежного барса»)
Данный проект способствует саморазвитию обучающегося, как личности, через привитие интереса к занятиям художественным творчеством, раскрытию поэтических талантов. В результате появились стихи на тему охраны окружающей среды.
В проект были вовлечены обучающиеся, посещающие факультатив «Хоббиты». Ими проведена акция – «Сумка-ягодка», в результате которой
Учителя школы в преддверии весеннего праздника получили такие сумки в подарок. Вся большая команда проекта приняла участие в проведении Республиканского экологического марафона. Сшили и расписали сумки для вручения их победителям марафона.
В рамках добровольческой акции «ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА» клуб восьмиклассников «Берендеи» МОУ СОШ №12 города Горно-Алтайска принял участие в экологическом марафоне, рассказав про свой экологический проект «Окажись от пластикового пакета – сохрани Землю» . Ребята «путешествовали» с учащимися сельхозколледжа по живописным районам республики Алтай. Лучшим, по их мнению, гидам в этом виртуальном путешествии вручили экосумки, которые сшили и расписали самостоятельно специально для этой даты – День земли.
Продолжили марафон в городском парке, где за серию правильных ответов на вопросы экологической викторины гости, и жители города получили в подарок экосумки. Так «Берендеи» продолжают борьбу против пластиковых пакетов и расширяют круг «экосумчатых» Республики Алтай.
За время работы над проектом было сшито и расписано более 300 сумок.
Следующий этап реализации данного проекта – пошив экосумок для мастер-класса на пятую Телецкую школу.
Мастер- класс состоялся, все участники международной конференции с большим удовольствием расписывали сумки, несколько сумок были увезены в Болгарию, Москву, Омск, Барнаул, и в районы Республики Алтай.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности — в этом заключается основной смысл осуществления экологического дизайн — проекта «Экосумка в Республике Алтай».
РS. Самые активные участники проекта «Экосумка в Республике Алтай» отдыхали и продолжали свои добрые начинания на берегу Телецкого Озера.
ПРИЛОЖЕНИЕ