Дети, молодёжь и окружающая среда: диалог и взаимопонимание: материалы Международной научно-практической конференции, прошедшей в рамках 5-ой Телецкой школы молодёжного экологического туризма, посвящённой Международному Году Молодёжи / под ред. Р.В. Опарина. – Горно-Алтайск – Барнаул, 2011.
Россия, Республика Алтай,
Телецкое озеро, посёлок Яйлю,
8-10 августа 2011 года.
Организаторы:
Российское представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ)
Алтайский государственный природный биосферный заповедник
Горно-Алтайский государственный университет
Общественная организация «Хранители Озера»
Экоинициативной группы «Борэас»
При поддержке:
Фонда Глобал Грин Грантс
Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей
Правительства Республики Алтай
Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай
Благотворительного фонда «Защита детства»
МОО «Информация для всех»
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое развитие любого государства во многом определяется ролью и качеством человеческого капитала, имеющимся в его распоряжении. Развитие и совершенствование человеческого капитала невозможно без эффективного использования инновационного, интеллектуального и творческого потенциала, которым обладает подрастающее поколение. От того, каким технологиям мы сможем обучить детей и молодёжь сегодня, насколько будут реально задействованы проекты и инновации, инициируемые молодыми людьми, во многом зависит путь России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Справедливо это для всех сфер и сторон социально-экономической жизни общества.
Одним из инструментов развития творческого, научного и профессионального потенциала подрастающего поколения, а также универсальным средством профилактики социальных заболеваний детей и молодёжи, является активный эколого-познавательный туризм.
Телецкое озеро и Алтайский государственный природный биосферный заповедник, включенные в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 1998 году, обладают уникальным туристическим и рекреационным потенциалом. При грамотном использовании методов активного детско-юношеского эколого-познавательного туризма этот потенциал может и должен стать мощным инструментом в деле воспитания, образования и оздоровления подрастающего поколения России, в том числе и в первую очередь реабилитации и адаптации детей и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Прителецкая природная территория уже с 30-х годов прошлого века использовалась в качестве универсальной площадки по развитию активного детско-юношеского туризма. Во второй половине 20-го века (1961-1991гг) на Телецком озере с успехом действовала всесоюзная детская туристическая база «Медвежонок» с уникальным опытом организации маршрутов эколого-познавательного и краеведческого туризма. С 1996 года в Алтайском биосферном заповеднике реализуется программа «Природа и Дети», использующая методы экологического воспитания и образования в профилактике социально обусловленных заболеваний детей и молодёжи. В 2007 году программа награждена дипломом Национальной Экологической премии «Экомир».
По итогам многолетнего опыта программы «Природа и Дети» издан сборник методических материалов «Озеро и Дети» http://www.wildnet.ru/library/ecological_education/lake_and_children.php и создан фильм о защите прав детей на благоприятную окружающую среду «Мир по имени Озеро» http://www.allrussiatv.ru/altai-republic .
В 2010 году программа «Природа и Дети» интегрирована в созданную при Алтайском заповеднике Телецкую школу молодёжного экологического туризма «Хранители Озера» http://www.altzapovednik.ru/ekoprosveschenie/teletskaya-shkola.aspx . В настоящее время в Алтайском биосферном заповеднике разработана долгосрочная стратегия по развитию экологического туризма, а отдельные программы Телецкой школы стали её составной частью.
Материалы настоящего сборника освещают ключевые моменты, которые обсуждались в ходе подготовки и проведения международной конференции «Дети, молодёжь и окружающая среда: диалог и взаимопонимание», прошедшей в рамках Телецкой школы. В конференции приняли участие более 100 представителей 7 стран мира: В конференции примут участие представители: Болгарии, Германии, Испании, России, США, Японии. Доклады участников распределены по трем основным секциям:
- Молодежное экологическое движение как направление социально-культурной деятельности по сохранению и изучению природы.
- Телецкая школа молодёжного экологического туризма: опыт, направления, перспективы.
- Молодежная летняя школа по освоению традиционных и нетрадиционных способов адаптации к климатическим изменениям «Научись сам – научи другого» – теория и практика.