- Иванов А.В.
- Сопоставление результатов использования человеком различных природных энергий, трансформируемых в процессе жизнедеятельности.
- Фукусимская трагедия, ноогенный хаос, психическая энергия, хамбо-лама, экологическая цивилизация
- Ivanov A.V.
- Comparison of the results of human use of various natural energy, which are transformed in the process of life.
- Fukushima tragedy, noogenic chaos, psychic energy, Hambo Lama, the ecological civilization
- The modern cultural-anthropological situation: threats — lessons — hopes (at the example of japanese disaster and of the phenomenon of buryat lama Itigelov). (Barnaul)
УДК 130.31
Многие поучительные закономерности открываются при сопоставлении, казалось бы, совершенно разнородных явлений. Этому и будет посвящено мое выступление. Начну с японской катастрофы, истинные масштабы которой еще только предстоит оценить.
Всем здравомыслящим людям стало понятно, что от атомной энергетики надо избавляться в принципе, поскольку не решены три фундаментальных проблемы этой технической отрасли: обеспечения безопасности функционирования станций[1]; ликвидации устаревших АЭС и, самое главное, утилизации радиоактивных отходов. Принципиально порочна и ключевая теоретическая идея – искусственно расщеплять атомы вещества, чтобы за счет высвобождающегося тепла механически вращать электрические генераторы. Человек здесь сеет хаос, масштабы которого даже трудно предсказать на нынешнем уровне развития науки. Он высвобождает смертоносные излучения, которые без его «творчества» не встречаются на Земле в чистом виде. И эти энергии губительны для всего живого. Атомную энергетику можно уподобить молотку, которым мы стучим по клавишам природного рояля. Необратимо портится рояль, а вместо энергетической музыки получается сплошная «цезиево-плутониевая какофония».
Фукусимская трагедия заставляет вновь обратиться к основному закону развития энергетики: человечество осваивает все более древние и фундаментальные виды энергии, двигаясь обратно эволюционным стадиям их появления в Космосе. Так, на смену собственной физической силе рук пришла сила животных, потом ? механическая энергия воды, ветра и пара. В 19-ом веке произошел переход к использованию электромагнитной, а в 20-ом ? ядерной разновидностям энергии. На повестке дня стоит освоение еще более фундаментальной энергии, непосредственно связанной с человеком – его волей и мыслью. Об этом говорят многочисленные факты телекинеза, влияния мысли на биологические формы и даже на физические процессы, типа кристаллизации воды. Техническими предтечами этой стадии можно считать две уникальные и загадочные фигуры в истории техники ? американца Дж. Кили и серба Н. Тесла[2]. Дополнительные аргументы в пользу существования фундаментальной энергии, которую можно назвать психической, я приведу чуть ниже.
Важен и другой аспект японской трагедии. Огромные груды бытового мусора на месте некогда цветущих японских городов – это еще один зримый знак порочности нынешнего вектора развития нашей цивилизации, где вся техносфера направлена на достижение максимального телесного комфорта и чувственных удовольствий. И ведь именно японцы в 60–80-ые годы прошлого века выступили пионерами массового производства бытовой электротехники от кухонных комбайнов до электрических зубочисток и пилок для ногтей. Мне недавно попался в руки каталог современной бытовой электроники. Там есть все: электрические шашлычницы и маринадницы, приборы для домашнего приготовления булочек, сладкой ваты, мороженого, шоколада. С этим потребительским куражом еще можно было бы примириться, но зачем нужны формы для фигурного жаренья яичниц, электроприбор для вскрытия консервных банок, насадка на кран в ванне, чтобы горячая вода светилась красным, а холодная – синим цветом!? Это миллионы тонн металла, дерева, пластмасс, стекла, красителей; работа тысяч производств и рекламных агентств, где на выходе остаются бездумно растраченные природные ресурсы и тысячи тонн отходов. Что с ядовитыми бытовыми завалами будут делать те же японцы – остается только гадать. И, главное – ради чего все это?
Ориентация на комфорт и чувственное удовольствие порождает лишь болезненность и изнеженность; зуд потребительства заставляет лихорадочно менять одежду и вещи, следуя за навязчивой рекламой. Человека в техногенно-потребительском мире насильно превращают в сточную канаву с больным телом, набитом жиром и шлаками, и с примитивной психикой, движимой низшими устремлениями. Потребительство и технотронщина – главный источник ноогенного, т.е. порожденного безнравственным интеллектом, хаоса, который провоцирует многочисленные природные катаклизмы – хаос природный. Человеку надо винить в этом самого себя, а не агрессивную окружающую среду. Ему надо активно меняться самому, а не уповать на технический прогресс, по сути консервирующий нынешнюю ситуацию глобального цивилизационного тупика.
Может ли быть иная стратегия жизни, где собственные телесные и внешние природные процессы управлялись бы нравственной и созидательной человеческой волей? – Несомненно. И одним из самых зримых практических примеров подобного рода является феномен бурятского хамбо-ламы[3] Итигэлова. Он был поднят в 2002 году из-под земли, где пребывал в состоянии самадхи (глубокой медитации) 75 лет с 1927 года. Живое тело ламы – наглядное опровержение всех известных законов биологии и физиологии. Его тело не разложилось за эти годы: ткани не отличаются от тканей обыкновенного человека, суставы гнутся. От тела исходит благоухание и оно изменяет вес в присутствии других людей. Силой воли и мысли ламы его плоть превратилась в сверхвременный живой кристалл[4], где прекращен физический обмен веществ и циркуляция энергии. По дошедшим до нас свидетельствам, хамбо-лама Итигэлов был человеком величайшей нравственности и глубочайших знаний, к которым еще только-только подходит современная наука. Он, судя по всему, овладел одной из самых сокровенных буддийских психотехник – Калачакрой («Колесом времени»). Вот как она описывается в соответствующей исследовательской литературе.
«Калачакра постулирует существование связи между витальными потоками в организме и потоком времени во Вселенной, – пишет индийский исследователь Рамчандра Рао, – а также то, что временные процессы возможны только вследствие циркуляции процессов витальных. Соответственно, последователи Калачакры утверждают, что если восходящие и нисходящие потоки жизненной энергии в теле контролируются, то адепт способен остановить течение времени, победить явления роста, изменения и упадка… Ближайшей целью является превращение тела в алмаз (ваджру), т.е. в тело бессмертное и всезнающее»[5]. Все это могло бы показаться сплошной восточной фантастикой и экзотикой, если бы не живой и наглядный пример буддийского хамбо-ламы Итигэлова.
В православии мы также сталкиваемся с явлениями преображенной телесности, что еще раз подтверждает старую истину, что между подлинными святыми разных религий нет кардинальных расхождений, а пламя религиозной вражды раздувают лишь сектанты и фанатики. В 1997 году были вновь обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского, умершего в 1533 году. Его тело благоухает, мироточит, и, подобно телу хамбо-ламы Итигэлова, не подвержено тлению. Нет сомнений, что научное изучение останков двух святых двух великих мировых религий принесет еще немало неожиданных результатов, которые существенно расширят наше понимание мира и человека. Вокруг этих феноменов возможен и конструктивный диалог между представителями буддизма и христианства – двух ведущих мировых конфессий. Можно, на мой взгляд, сделать еще целый ряд важных выводов.
Во-первых, тело человека может быть смердящим болотом[6], отравленным избыточной и некачественной пищей, дурными мыслями и эмоциями; но может быть чистым и прозрачным кристаллом, открытым для восприятия запредельных для обыденного сознания потоков информации, способным оказывать живительное воздействие на других людей и на окружающие природные формы.
Во-вторых, очищенная и концентрированная человеческая мысль обладает огромной материальной силой (энергией) и имеет космическую природу. Эта пока не познанная и не освоенная нами психическая энергия Космоса сулит гигантские перспективы в будущем, в том числе, и с точки зрения обеспечения нас теплом и светом. Уверенность в ее существовании высказывали не только Н. Тесла и Дж. Кили, но П.А. Флоренский и Н.О. Лосский, индийский мыслитель Шри Ауробиндо Гхош. Особенно детально о ней повествует учение Живой этики, данное через семью Рерихов. Путем овладения этой энергией мы могли бы более гармонично выстраивать свои отношения с биосферой, не только расходуя ее ресурсы, но и подпитывая сознательными человеческими энергиями. Известно, что лучшие розы в России до революции росли в Оптиной пустыне, а удивительный сад Соловецкого монастыря, где образцы шиповника были собраны чуть ли не со всей России, был обязан не только подвижническому труду монахов, но и их особой (софийной) настроенности на творческий труд.
В-третьих, эксперимент с собственным телом и сознанием, поставленный ламой Итигэловым, не может быть массовым. Это не только не нужно, но даже и вредно, ибо способно привести к разного рода темно магическим и даже некрофильным перекосам. Феномен бурятского ламы зримо и неопровержимо напоминает людям об истинном векторе их дальнейшей эволюции:
– о необходимости примата духовных потребностей и ценностей человека над соблазнами его плоти;
– о превосходстве невидимой силы добра над видимой силой зла в мире;
– о недопустимости превращения технического прогресса в самоцель, как в случае с ядерной энергетикой, ибо это грозит гибелью нашей цивилизации;
– о важности объединения силы европейской экспериментальной науки с теми психоэкспериментальными результатами, которые были добыты в рамках религиозного опыта разными земными культурами.
И, наконец, самое главное. Чтобы избежать апокалиптического сценария развития событий, человек должен превратиться в разумного и доброго пастыря как собственного тела и духа, так и своего внешнего – природного – тела. Пример хамбо-ламы Итигэлова практически доказывает возможность построения иной – не техногенной и непотребительской, а духовной и экологической цивилизации[7], где наша бренная телесность способна стать носителем вечного духа и быть чутким инструментом, звучащим в унисон с великой музыкой Вселенной.
Пояснения к статье:
[1] Все заклинания атомщиков, что меры безопасности на станциях тройные, легко опровергается неопровержимым фактом: эти же заклинания звучали и до чернобыльской, и до фукусимской катастроф, но не оправдались. С какой стати мы теперь должны им верить, учитывая, что природа совершенно не считается с людскими домыслами относительно ее разрушительных возможностей. Потенциально катастрофическими техническими проектами нельзя заниматься в принципе.
[2] С мыслями Н. Теслы о природе этой вселенской энергии можно ознакомиться в его работе «Величайшие достижения человека//Тесла Н. Статьи. Самара, 2010.
[3] Титул верховного ламы Бурятии.
[4] Проведенные медико-биологические исследования подтвердили кристаллический характер воды, находящейся в его теле.
[5] Ramchandra Rao S.R. Tibetan Tantric Tradition. New Delhi, 1977, P.57-58.
[6] Кстати, в оставленном послании хамбо-ламы термин «болото» активно используется.
[7] См. об этой новой цивилизации более подробно в коллективной монографии: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизации: устои и перспективы. Барнаул, 2010.