- Товпышка О.А., Васильева Т.К.
- Об организации социальных молодежных проектов в рамках образовательно-воспитательного модуля учебного заведения.
- диалог культур, толерантность, национальные традиции, обряды, чайная культура
«Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной», – эти хорошо известные слова Р. Эмерсона, американского философа второй половины XIX века, не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше непростое время, когда старые кумиры свергнуты, а новые идеалы только формируются. Поэтому определяющим моментом отвлечения от бездуховного существования, меркантильно-прагматической ориентации и укоренившихся вредных привычек становится, во-первых, интеграция в культуру как свою, так и других народов, что способствует формированию осознанных нравственных чувств, основанных на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа.
Во-вторых, в качестве выбора моральных ориентиров остается формирование национальной и социальной толерантности, что означает для нас уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Наш мир – огромная территория, на которой во все времена обитало множество народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. Воспитать личность, способную сберечь и приумножить традиции своего народа, сохранив то целительное зерно, из которого произрастает русская душа, так и усвоить уважительное отношение к другим народам, изучая культурное наследие мира – это та задача, которую можно решить, если привить студентам нравственный иммунитет против волны аморализма, огромного потока информации, часто негативного характера, захлестнувших нашу страну.
Дать нужную сумму знаний и навыков не так сложно. Куда труднее помочь студенту усвоить основополагающие ценности человека, обогатить его духовно-нравственный потенциал, чтобы будущий конкурентоспособный специалист в сфере торговли сумел подняться выше торгашеской психологии.
В размышлениях над этими вопросами и родилась идея проекта «Чайная культура» в рамках образовательно-воспитательного модуля «Диалог культур», в котором мы работаем в течение нескольких лет, меняя направление работы, исходя из потребностей времени. При этом у студентов формируется представление о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой и этнической терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира. Мы используем проектную технологию, так как именно она дает возможность осуществить идеи в удобной, творчески продуманной форме, организовать обучение и воспитание в сотрудничестве, формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Как это было реализовано, постараемся показать на отдельных фрагментах, а также поделиться теми выводами, к которым пришли участники проекта.
«Чайная культура» – это наш первый проект в рамках модуля «Диалог культур», поэтому в начале работы нам необходимо было преодолеть тот скепсис, который уже сложился у студентов: как может маленькая, хрупкое слово «чай» и «ароматный напиток», подразумевающийся под ним поколебать уже утвердившееся в сознании как юношей, так и девушек представление о других напитках «на все случаи жизни», чему способствовала реклама и окружающая жизнь. Мы решили заинтересовать студентов тем, что, говоря о чае, будем говорить о красоте, изысканности, утонченности, атмосфере радости и теплоты общения, связанных с чайной культурой. И мы сумели убедить студентов в том, что чайная культура – это своеобразное проявление общественной и духовной жизни у разных народов.
Сотрудничая с преподавателями, студенты всех специальностей проявили большую самостоятельность в поиске материала, способного увлечь, всколыхнуть сердце, оживить душу: технологи нашли рецепты русского чая и способы его заваривания; маркетологи – о сортах чая и условиях хранения; менеджеры – о традициях восточного и русского чаепития, деловом этикете, рекламе, создали собственную рекламу чая. Они узнали о происхождении слова «чай», традиции чаепития у разных народов.
Когда так много знаешь о чае, хочется окунуться в атмосферу «гармонии, спокойствия и чистоты», как это утверждается в восточной чайной философии. И поэтому мы отправились сначала в магазин «Чайный ряд», где с упоением вдыхали неповторимые ароматы элитных сортов чая, затем посетили кафе «Английский Паб». В ходе работы над проектом мы все постепенно приходили к выводу, что чай – это не просто тонизирующий напиток, известный в Китае более пяти тысяч лет назад, а это удивительное явление – мостик между Европой – Россией – Востоком.
Духовную процедуру и душевную атмосферу, присущие чайной церемонии, мы рассматриваем как эффективное средство противостояния бездуховности и безнравственности, имеющими место быть в молодежной среде. Через это хрупкое слово «чай» мы получили представление о мире как одном большом доме, в котором живут разные народы, отличающиеся друг от друга и говорящие на разных языках и в то же время объединенные общими стремлениями к миру, добру и сотрудничеству. Сформировать такое представление помог проект «Чайная культура».
Слово «богатство» каждый понимает по-своему. Для одних богатство может быть только материальным, для других – духовным, третьи считают богатством друзей, а четвертые – семью… К последним присоединились и мы, выбрав проект «Семья – одни из шедевров природы».
Цель нашей работы – уяснить те составляющие семьи, которые мы считаем богатством, вспомнить традиции в родительском доме, перелистать страницы семейной жизни выдающихся людей, узнать о семейных традициях разных стран и народов, выяснить проблемы, связанные с семьей, которые волнуют наших студентов, показать красоту семейных отношений, основанных на любви и взаимоуважении. Следовательно, наша задача – помочь молодым людям в создании крепкой, сплоченной любовью семьи. А это значит обеспечить счастливое будущее своим детям и достойную старость себе. Это тем более необходимо, так как в настоящее время семья переживает глубокий кризис, поэтому насущным является именно семейное воспитание, и особо актуально оно как раз в среде молодежи, потому что разрушение традиционных семейных отношений имеет самые разрушительные последствия для всего общества.
Поскольку в нашем учебном заведении учатся студенты разных национальностей, мы в ходе работы над проектом знакомились с традициями армянской, казахской, алтайской, английской и немецкой семьи. На примере африканской страны Тунис говорили о семейных отношениях в мусульманских странах. А затем мы окунулись в атмосферу русской семьи, исследовав традиции, связанные с обрядами сватовства, рождения и крещения. В этом нам помогло также нам помогло посещение музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, где студенты познакомились с укладом крестьянской жизни в России XIX века, прослушали лекцию «Красна изба углами, а печь пирогами», почувствовали теплоту и духовность, царившие в дореволюционных купеческих семьях, на уникальной выставке в Краевом архивном управлении «Институт семьи и брака на Алтае». Студенты представили свои творческие работы: «Любовь, опаленная войной», «Мое письмо на фронт», «О чем бы я спросил своего деда фронтовика», «О чем рассказывает фотография из семейного альбома!», «Дети – благо, ответственность или наказание?», «Мое отношение к гражданскому браку», «Семья или карьера?». Нас радует, что в процессе работы они признали справедливость слов А. Макаренко, что «семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье», согласились с В. Сухомлинским, что «главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей; главная школа воспитания детей – это взаимоотношение мужа и жены, отца и матери».
Информационно-психологическое воздействие на сознание человека осуществляется преимущественно через языковую среду и посредством языка. Без трех важнейших понятий – отечество-язык и культура – трудно представить себе единство народа, живущего в цивилизованной стране. Работа в творческих проектах продолжается, и мы верим, что если мы сегодня не можем смягчить формирующую среду, в которой совершается становление личности, то мы сможем воспитать субъекта собственной жизни, способного на сознательный выбор, способного противостоять активной информационной и культурной экспансии извне, насаждающей ложные ценности.
Д.С. Лихачев в одном из своих последних интервью справедливо заметил: «Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения». И мы соглашаемся с этими словами, понимая, что законодательно нравственность, духовность, гражданственность, патриотизм ввести нельзя, но воспитать личность, у которой сформирован информационно-культурный иммунитет, позволяющий строить свою жизнь на принципах добра, справедливости, гуманизма, можно.