- Снигирева М.Б., Баландина Е.А.
- В статье рассматриваются истоки кадетского образования в России как единственной формы и типа учреждения системы национального образования.
- антиценности, кадетство, национальная самобытная культура, педагогика
Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи являются проблемы духовно-нравственного развития. В 90-е годы произошла ломка ценностей советского периода, началось формирование новой системы ценностей и новых социальных отношений. Современное российское общество пребывает в духовно-нравственном кризисе. Семья, система образования и воспитания подвергаются систематической информационной атаке со стороны СМИ, в результате которой происходит активное насаждение новых ценностей жизни, в которой человек становится потребителем товаров и услуг, а не личностью, способной создавать и творить миры. Подмена норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным привела к крайне негативным последствиям.
Молодежь сегодня испытывает неопределенность в мировоззрении, происходит нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Разрушение морали, механизмов культурной преемственности становится реальной угрозой сохранения самобытности отечественной культуры.
В 2007 году фондом имени Питирима Сорокина было проведено исследование, на основании результатов которого специалистам удалось выстроить иерархию ценностей современной российской молодежи. На первом месте – материальное благополучие, чуть ниже – ценность «Я» (индивидуализм), карьера, последнюю ступень занимают – патриотизм, уважение к старшим, долги честь. При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности: культ денег, безразличие и индивидуализм, вседозволенность, циничный прагматизм, культ карьеры, разрушение семьи, социальное иждивенчество, сексуальная распущенность. Подобная картина заставляет серьезно задуматься о будущем нашего общества и во многом объясняет ситуации, происходящие сегодня с молодыми людьми (кражи, наркотики, убийства, алкоголизм, сквернословие, коррупция).
В таком состоянии общество не может обойтись без воспитания молодежи. Если оно хочет быть культурным обществом, то есть обладать культурой и сохранять и развивать эту культуру, то необходимо четко осознавать цели и задачи современной системы воспитания. Современная система воспитания должна иметь свою специфику, учитывать особенности времени, общества, отвечать потребностям современной цивилизации.
От специфического характера каждой культуры будет зависеть и специфический характер её педагогики, как это наглядно видно на примере трёх культур, на основе которых развилась наша современная цивилизация. Древние Израиль, Греция и Рим обладали весьма различными культурами, но все они придавали исключительное значение педагогике, каждая в своем духе и в своем направлении. В Израиле воспитание и образование имели ярко выраженный религиозный характер, в Риме – военный и юридический, в Афинах – гуманитарный и гимнастический. Древняя Греция даже обозначала культуру и воспитание словом с общим корнем. Понятие и смысл воспитания обозначались словом «педагогика», ведение детей («педагогус» – ведущий детей, от «педос», дети, и «агогос», ведущий, от «аго», веду). Культура, «педия», в свою очередь выводилась из «педагогики». Согласно Платону, первым источником «педии» («культуры») является Бог, ибо «Бог является педагогом мира» («Ho Theos paidagogei ton kosmon», «Законы», Х, 897 b).
Кадетство является древней формой воспитания. Первоначальным источником педагогических концепций, на которых основываются кадетские корпуса во всем мире, были древние Афины, из которых эти концепции распространились почти на всю Древнюю Грецию (Ernest Kurtius. Historia de Grecia. Буэнос-Айрес, 1962. Том 2, стр. 244. Перевод с испанского мой. И. А.). Эрнест Куртиус утверждает: «Равновесие между телесным и духовным бытием, гармоничное совершенствование всех сил и всех инстинктов природы для греков были делом воспитания. Поэтому крепость, ловкость, сноровка, сила, непринужденность и свобода, великодушие и жизнерадостность, присутствие духа… были не менее важными, чем духовная культура, острота понимания, умелость в искусствах муз» (Там же. Том 1, стр. 448).
Платон, учитель Аристотеля, в своем последнем труде «Законы», указывает, что в Афинах, в центре города, в его время существовали «три гимназии» для такого целостного воспитания, имевшие за городом соответствующие инсталяции и обширные поля, для спортивных упражнений, том числе и для верховой езды. В них специальные профессора должны были «преподавать предметы полезные для войны и давать интеллектуальное образование». При этом Платон особенно подчеркивает, что такие учебные заведения должны посещаться «не только теми, чьим отцам это заблагорассудится, но, и всеми детьми граждан, ибо они принадлежат полису более чем своим родителям» (Платон, «Законы», 804 в).
Интеллектуальное воспитание в Греции осуществлялось в значительной мере путем изучения классической литературы, каковое сопровождалось музыкой, так же как и спортивное воспитание. Аристотель утверждает, что обучение музыке не должно быть препятствием для «военной и гражданской тренировки, сначала физической, а затем и теоретической».
В другом источнике он описывает, к чему должно стремиться музыкальное воспитание: к благодушию, твердости и воздержанию. Он также предупреждает, что «нельзя одновременно тренировать чрезмерно ум и тело». Общее положение эллинской культуры, представлено в словах Аристотеля: «Мы всегда больше хвалим умеренность, чем крайности». Аристотель предупреждает против чрезмерной атлетической подготовки и критикует спартанцев за то, что «они доводят до скотского состояния детей путем тяжелых трудов», делая их таким образом «пригодными для выполнения только лишь одной из функций гражданина».
Аристотель подходит к идее целостного воспитания: «Значит очевидно, что существует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно является полезным, а потому, что оно ведет к свободе и к благородству». И чтобы не было ни малейших сомнений в смысле этих слов, несколькими строчками ниже Аристотель объясняет: «Таким образом, главную роль в воспитании должно играть все благородное, а не скотское, так как ни волк и ни какое другое животное не пойдут навстречу красивому риску, а только лишь хороший человек». Подобная система воспитания наиболее полна представлена в форме кадетства, она призвана воспитывать личностные качества человека, которые были необходимы не только в древнем мире, но актуальны и в современной России.
История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В России впервые слово «кадет» явилось в указе 20 июля 1731 года об учреждении «корпуса кадетского из 200 шляхетских детей». Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.
Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и всей цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, врач Сеченов, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.
Современный мир требует от человека разностороннего развития, овладения навыками самообразования, профессионализма, мобильности, коммуникабельности, толерантности. Этому и многому другому обучают сегодня в кадетских классах.
В современном обществе создано множество форм воспитания молодых людей, однако ни все они имеют возможность воспитать ребенка духовной, нравственно-культурной личностью. В одном из публичных выступлений Д.А. Медведев сказал о том, что общество требует от системы образования формирования высоконравственной личности, воспитанной в идеалах русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности и духовности. В регионе с глубокими традициями гражданского воспитания остается практически неиспользованным ресурс культурно-исторических традиций казачества, углубленного патриотического воспитания в лучших казачьих традициях, на основе осознания самобытности исторически сложившейся системе его социальных норм и ценностей.
Сегодня резко возросла общественная востребованность учреждений кадетского образования, так как они оказались практически единственной формой и типом учреждений системы национального образования, которые по определению и статусу, способны дать своим воспитанникам качественное среднее образование, уберечь детей от соблазнов улицы и привить им навыки патриотизма, коллективизма, дружбы и честности.
Признание в качестве приоритета в воспитательной деятельности гуманизма и нравственности предполагает формирование у молодых людей гуманистических взглядов, чувства справедливости и собственного достоинства, приучает к помощи ближнему и нравственной чистоте. В современных условиях содержание воспитания школьников в кадетской школе основывается на приоритетных духовно-нравственных ценностях, к числу которых относятся: патриотизм, гражданственность, гуманизм и нравственность, духовность, ответственность.
Ориентация на патриотические ценности предполагает воспитание у подрастающего поколения преданности своему Отечеству, внушает гордость за свою страну и приучает к ответственности за ее судьбу.
В 1993 году кадетское движение в России активно возрождается. С этих пор кадетами называются воспитанники кадетских корпусов.
Кто же такой современный кадет? Это учащийся, который ходит в военной форме, изучает, помимо общеобразовательных предметов, военное дело, усиленно занимается строевой подготовкой и спортом, танцует, рисует, поет. В кадетских группах готовят пожарных, спасателей для МЧС РФ, водителей категорий «В», «С» для службы в Российской Армии. Учиться в них престижно и почетно: это уважение сверстников, форма, которая делает человека подтянутым, строгим, дисциплинированным, физическая сила и выносливость, твердость духа и решительность, умение находить выход в любой ситуации, принимать нужные решения и быстро реагировать.
Кадетское образование сегодня – это страховка от инфантилизма. Дети выходят из таких образовательных учреждений во взрослый мир подготовленными и зрелыми, и у большинства из них не бывает проблем, которые свойственны современной эпохе.
Подобных результатов можно добиться, организуя специальные условия жизни воспитанников в кадетской школе, которые определяются:
– специальным укладом жизнедеятельности;
– строго регламентируются взаимоотношениями старших и младших;
– предусмотрено обязательное ношение специальной формы одежды и знаков различия;
– распорядок обучения включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и церемоний.
Воспитание в кадетской школе строится на:
– исторических традициях русской культуры,
– кадетских ценностях и этике служения Отечеству,
– традициях дружбы,
– уважения и подчинения во взаимоотношениях равных, старших и младших,
– способности к формированию выражения собственного мнения и учете мнений товарищей,
– личной ответственности и сознательной дисциплины,
– формирование умения жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;
– воспитание воли, организаторских и лидерских качеств;
– воспитание уважение к личности, ее правам и обязательное понимание важности собственных обязанностей перед коллективом и государством, необходимости их выполнения;
– привитие с раннего возраста учащимся чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам, нравственным требованиям, развитие чувства чести и собственного достоинства.
Источники воспитания в кадетской школе – это источники культуры, через постижение которых формируется внутренняя личностная культура каждого выпускника. Говорить о воспитании вне культуры невозможно (воспитание и есть введение ребенка в культуру). В основе организации системы воспитания и проведения воспитательных мероприятий лежат основополагающие принципы, сформулированные Н.С. Щурковой, по словам которой «аккумулирует достижения культуры на протяжении тысячелетий такие социальные феномены как наука, искусство, мораль, персоналии, материально-предметные ценности»:
В системе кадетского обучения предназначение науки – формирование научного понимания мира, в воспитании наука является основой постижения закономерности жизни, установления ценностных и причинно-следственных связей. Мораль отражает достижения культуры в виде нормативных правил, запретов, предписаний, принципов взаимоотношений между людьми и к Человеку. Искусство представляет ценности через художественный образ.
Искусство – средство духовного обогащения человека, повод для собственных размышлений о жизни.
Выпускник кадетской школы – это интеллектуально развитая личность, обладающая высоким уровнем знаний, владеющая навыками продуктивного мышления, высокими моральными качествами и духовностью, готовая к активной, инициативной деятельности на благо соей Родины, с высоко сформированной конкурентоспособностью на рынке труда за счет развития нравственной устойчивости, позиционированная на достижение успеха.
Именно такие люди нужны современной Росси, поэтому на кадетство сегодня возлагается ответственность – сохранения национальной самобытной культуры через воспитание высоконравственной, духовно-здоровой личности.
Список литературы
1. Плукин С.Г. Ценностные ориентации //http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. – 2000. – № 3. – С. 125.
3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. – М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. – 2000. – № 3. – С. 126.