- Каланчина И.Н.
- Автор поднимает проблему соотношения методов научной дискуссии и политической полемики в современной науке. О социальном статусе в обществе и способах общественной деятельности научной элиты и управленческих структур.
- когнитократия, наука, информационное общество, управленческая элита, социальная ответственность
- Kalanchina I.N.
- The author raises the problem of the relationship of methods of scientific discussion and of political controversy in modern science. About the social status in the society and about the social activities scientific elite and management structures.
- kognitokratiya, science, information society, managerial elite, social responsibility
- Kognitokratiya: utopia or reality. (Barnaul)
УДК 172.13
Уже несколько десятилетий в научных исследованиях сохраняет популярность идея так называемого информационного общества. Его суть состоит, во-первых, в ведущей роли именно информационных ресурсов на новом цивилизационном этапе, во-вторых, в том, что научное сообщество не только приобрело право на активное участие в управлении социальными процессами, но и должно занять здесь ведущие позиции. В этой связи закономерно появление в последнее время термина «когнитократия». Его растущая популярность демонстрирует понимание того, казалось бы, очевидного факта, что в современном обществе ключевые решения должны принимать всесторонне образованные люди, с навыками системного мышления и предельно профессионально компетентные.
Необходимо признать, что в широкий научный обиход этот термин пока не вошел, а значит, и заложенные в нем потенции далеки от воплощения в жизненной практике – по ряду серьезных причин.
Наука – это сфера духовных накоплений общества, реализация которых зависит от суммы многих внешних факторов: качества трудовых ресурсов; мобильности социальной системы; финансовой и материальной обеспеченности, уровня образованности и нравственного развития управленческих элит. И для развития научного потенциала каждая компонента имеет свою непреходящую значимость.
Мы здесь намеренно не будем касаться вопроса готовности управленческих элит к действительной передаче «руля власти» ученым. Эта тема отдельного специального анализа. Более важными представляются внутренние факторы, и, прежде всего – наличие воли к социальному лидерству в среде самого научного сообщества и реальной готовности взять на себя управляющие функции, а также, что еще более важно, о готовности моральной, или о степени социальной ответственности современных ученых. Не случайно сегодня постоянно выносится на повестку дня вопрос об этике науки, который неразрывно связан с ценностными приоритетами ученых. И здесь необходимо признать, что для многих, если не для большинства из них, сегодня на первом месте стоит социальный статус. И лишь на втором плане, если не на последнем, – ориентация на бескорыстный поиск истины и ее отстаивание. Более важны звания, награды, должности, чем даже репутация действительно независимого эксперта и настоящего профессионала.
С одной стороны это в какой-то степени закономерно – как следствие институционализации науки. И вполне понятны ситуации, когда человеку трудно сделать выбор между отстаиванием истины и явной перспективой потерять работу, кусок хлеба и т. п. Но часто так остро вопрос и не стоит. И, к сожалению, мы видим множество примеров своим отступления от истины, когда и никакой угрозы не существует. Ученые поступаются истиной от страха, часто почти ни на чем не основанного; от нежелания вступать в личные конфликты с коллегами и от множества других, столь же второстепенных, если не третьестепенных причин.
Ярким примером здесь являются реформы в образовании. Кандидаты и доктора наук, имеющие профессорские звания, отстаивают внедрение тотального тестирования в виде ЕГЭ, которое вместо формирования системного мышления у детей ставит задачу натаскивания, как это называют сами учителя, на решение определенного типа задач. Или пытаются обосновать тезис об избыточности знаний у современных школьников и перекраивают школьные стандарты так, чтобы сократить учебные программы до ликбезовского уровня. Когда крупный государственный чиновник с докторской степенью говорит о том, что раньше мы воспитывали креативную личность, а теперь должны воспитывать квалифицированного потребителя, понятно, какие ценностные приоритеты расставлены.
Конечно, можно спросить: откуда мы знаем, какими мотивами руководствуются защитники современных образовательных реформ? Возможно, они искренне убеждены в их эффективности. Но на самом деле есть достаточно простые критерии: умение слушать оппонента и полнота контраргументации. Если в полемике специалист внимательно отслеживает доводы оппонентов и аргументировано отвечает на них, то это нормальная ситуация. Но если аргументы оппонентов игнорируются, передергиваются, то очевидно, что мотивом является не поиск истины, а интересы, лежащие за пределами научной сферы. Вообще, вопрос о научной полемике сегодня стоит весьма остро: обратим внимание хотя бы на типичный ход наших конференций, где она стала довольно редким явлением.
Еще одним примером, близким для нашего Сибирского региона, является ситуация с планируемым строительством магистрального газопровода и транспортного коридора через плоскогорье Укок. Крайне негативные последствия этого проекта давно обозначены и аргументированы, причем, последствия многоаспектные – экологические, культурные, геополитические. И все же лишь часть специалистов, в том числе уважаемые члены Петровской Академии, публично выступили с протестом, составив детальную аналитическую записку о последствиях проекта. Большинство же не включаются в анализ данной ситуации, оставаясь пассивными, часть же специалистов, попросту выполняют «команды сверху», давая положительные заключения. В статьях многих авторов сегодня даже говорится о формировании социального слоя квази-специалистов, сформированного именно для того чтобы обслуживать интересы финансовых и властных структур. Но подобное уродливое явление не имело бы питательной почвы без молчаливого попустительства пассивного большинства.
Таким образом, можно суммировать: социальная ответственность и добросовестность ученого предполагают, как и было в период классической науки, ориентацию на истину и на ее отстаивание – или, в другой формулировке, гражданскую позицию ученого. Это проблема всей нашей страны, но в первую очередь тех, кто, в силу самой своей профессии, видит и знает больше остальных и кому общество по инерции пока еще доверяет. И возвращаясь к поставленному в заголовок тезису, можно с уверенностью сказать: когнитократия, информационное общество и все аналогичные модели будущего социального устройства, основанного на знаниях, утопичны без выполнения данного условия.