- Нестерова С.В.
- В статье изложена история хозяйственно-культурного освоения Алтайского округа; рассмотрены социокультурные особенности края, потенциал региональной культуры.
- культурный ландшафт, суперэтнос, культурный потенциал
- Nesterovа S.V.
- The article describes the history of economic and cultural development of the Altai district; are discussed sociocultural edge features, the potential of the regional culture.
- cultural landscape, superethnos, cultural potential
- The cultural potential of the Altai. (Barnaul)
УДК 130.2
Формирование культурного потенциала нравственной, духовной личности, равно как и духовного потенциала всей нации, невозможно без знания своего родного языка, истории, особенностей и традиций национальной культуры, а также и наиболее близкой каждому из нас истории места, где он родился и вырос. Ибо известно, что все лучшее, заложенное в человеке в определенной степени связанно с его «малым отечеством» откуда начинаются духовность, и патриотизм.
Включение регионального компонента в блок общегуманитарных дисциплин позволяет решить ряд задач образовательного, познавательного и воспитательного характера:
– показать специфику Сибирской России, и конкретно Алтайского края;
– обосновать необходимость сохранения историко-культурного наследия локальных территорий;
– определить фактор развития ментальности в условиях данного региона и т.д.
Между тем, потенциал региональной культуры еще недостаточно выявлен и оценен. Спецкурсы, включающие региональный компонент, способствует не только гражданскому и духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи, но также дают исчерпывающее представление о регионе, где впоследствии будут работать молодые специалисты. Изучение социокультурных особенностей Алтайского края, в прошлом – Алтайского горного округа, который на протяжении XVIII – начала XX вв. представлял уникальный культурный ландшафт, помогает воссоздать панораму культурной жизни за значительный исторический период. Это позволяет более полно смыслить процессы, протекающие в сфере культурного строительства края в настоящее время и осуществлять прогнозное проектирование культурного развития региона. Большой интерес приобретают факты региональной культурной жизни, включающиеся в общекультурные процессы и протекающие в определенных территориальных границах.
В связи с созданием горнозаводской промышленности с XVIII в. Алтай становится одним из крупных центров цветной металлургии России, приобретая мировую известность по добыче драгоценных металлов (особенно серебра и сопутствующего ему свинца). Горнопромышленные комплексы Алтая, созданные на новом, не освоенном ранее месте, следует рассматривать как крупнейшее нововведение в производственной сфере, что не только определило специфику экономической структуры, но также оказало непосредственное влияние на всю культурную жизнь горного округа.
Созданию культурного ландшафта горного округа способствовало уникальное сочетание природных компонентов (обилие полезных ископаемых, богатые лесные массивы и земли пахотного фонда), принадлежность царской фамилии и выделение в связи с этим данного региона в качестве локализованной территориально-административно-хозяйственной структуры. Освоение природных богатств региона – разведка полезных ископаемых и развитие горнозаводского производства явились определяющим условием городообразования, которое способствовало формированию культурного пространства, имевшего специфические черты – горнозаводские центры Барнаул, Змеиногорск, Колывань.
Среди особенностей культурного пространства Алтайского округа – первоначальное образование поселений городского типа связанных с развитием горнодобывающей промышленности. Сельские поселения создавались несколько позже, прежде всего для снабжения заводов и рудников сельскохозяйственной продукцией. Заводские поселки, занимая промежуточное положение между городскими и сельскими поселениями, вместе с тем несли черты городского образа жизни.
Хозяйственно-культурное освоение региона началось в глубокой древности. Уникальность этнического «поля» Алтая подтверждается археологическими раскопками, доказавшими существование различных историко-культурных эпох на данной территории – от раннего палеолита до середины второго тысячелетия н.э.
К началу русской экспансии в Сибирь и в частности, на Алтай, на его территории среди коренного тюркоязычного населения уже были заложены традиции буддизма и ислама – крупнейших мировых религий, а также базовой древнейшей религии региона – шаманизма. Христианство появляется на Алтае с момента освоения округа с конца XVII в. Роль русской православной церкви в становлении традиционной православной культуры была велика, поскольку церковь являлась основным носителем религиозных, национальных традиций, жизненного уклада, свойственного православному населению империи, и объединяла все русскоязычное население данной территории, которое в тот момент было немногочисленным и непостоянным. Впоследствии в связи с развитием горного производства религиозное поле христианства стало расширяться: за счет горных специалистов (в том числе и иностранцев) и переселенцев, приезжавших на Алтай, а также новообращенных в православие алтайцев.
Христианство в горном округе было представлено многоаспектно: доминировало православие и его направление – старообрядчество. Западные ответвления христианства были представлены римско-католической церковью, а также различными направлениями протестантизма – лютеранством, кальвинизмом, меннонитством и т.д.
Таким образом, в формировании культурного ландшафта Алтайского горного округа принимали участие три суперэтноса – степной, российский и западноевропейский.
Среди других этнических общностей, отмеченных спецификой культурных традиций и принимавших участие в освоении округа, было крестьянство, отличавшееся особенностями быта и земледельческим трудом. По своему статусу приписные крестьяне Алтая рассматривались как одна из групп государственных крестьян, приписанных навечно и потомственно в большинстве своем в XVIII в. к горным предприятиям.
Казачество – особая социокультурная общность – отличалось социальной, бытовой и культурной спецификой. Особые условия освоения Сибири способствовали появлению различных групп казаков (линейные, городовые и т.д.).
Старообрядчество как значительное духовно-религиозное движение, оппозиционное официальному православию, появилось на Алтае в XVIII в. Традиционная культура старообрядцев долгое время сохранявшая глубинные традиции, уходящие к архаическим пластам древнерусской культуры, постепенно утрачивалась вследствие массовой миграции российских крестьян, хлынувших мощным потоком на Алтай со второй половины XIX в.
Новое социально-сословное образование XVIII века – горнозаводские рабочие – отличалось своеобразием быта и культуры (создан ранее неизвестный здесь заводской фольклор). Возникнув на стыке города и деревни, данная группа испытывала двойственное влияние: горного производства, в котором она была задействована, и традиционной крестьянской культуры, к которой она ранее принадлежала.
Носителями инновационной производственной культуры среди непривилегированных сословий округа были потомственные мастеровые, обладавшие грамотностью и квалификацией. Часть из них (в силу незаурядных способностей) смогла дослужиться до офицерских чинов, дававших личное дворянство.
Барнаул – второй горный город России после Екатеринбурга – в отличие от остальных городов Сибири начал развиваться как заводское поселение. Основным фактором городообразования явилось строительство Барнаульского завода. Принадлежность округа царской фамилии обусловила особые порядки на его территории, в том числе и в Барнауле. Статус административного центра округа непосредственно сказался на общем культурном фоне города.
Одним из важнейших факторов, формирующих городскую культуру, была политика Кабинета по созданию учреждений культуры, ориентированных, прежде всего, на служащих горного округа. В городе была достаточно высокой степень сосредоточения учреждений культурного назначения, среди них учреждения, способствующие фиксации, хранению и распространению научной информации: Барнаульская научно-техническая казенная библиотека с системой библиотек Колывано-Воскресенских заводов, типография, музей, архив.
Значительное влияние на формирование региональной культуры оказали первые научные учреждения – система узкоспециализированных библиотек Колывано-Воскресенских заводов и рудников, и музей, которые явились одними из первых учреждений подобного профиля в Сибири. Непосредственным поводом для их создания послужила горнозаводская промышленность.
Созданная в 1764 г. техническая библиотека, сконцентрировавшая в себе современную, по тем временам, литературу, считалась одной из самых значительных в России к началу XIX в. Часть книг Барнаульской библиотеки положила начало специальным библиотекам, созданным при заводах и крупных рудников: (Сузунском, Павловском, Локтевском и др.). Чтение специализированной литературы было обязательным для всех лиц, участвующих в производственных процессах: от подмастерьев до инженерных кадров.
Музей в Барнауле был создан в 1823 г. значительно ранее многих провинциальных музеев. Официальным поводом для его создания послужило празднование в 1825 г. столетия с момента освоения Алтая, ставшего крупным центром горной промышленности России. Музей можно было отнести как к учебным, так и к научно-исследовательским учреждениям, поскольку его коллекции служили учебными пособиями для учащихся горного училища и привлекали внимание исследователей, неоднократно приезжавших на Алтай. Среди его коллекций: исторические, естественнонаучные (среди которых первый в России минералогический кабинет) и технические (содержащие экспонаты первой в мире историко-технической коллекции).
Архив горных учреждений, созданный в 1765 г. при Канцелярии Колывано-Воскресенского начальства, выделялся среди других архивов Сибири не только материалами значительной ценности, но и специальным зданием, построенным для этой цели еще в дореволюционной период (единичный случай в Сибири). Архив Барнаула как научная организация сыграл в истории Алтая роль значительного культурного учреждения.
Неоценимый вклад в формирование инфраструктуры культурного ландшафта Алтайского округа внесла местная провинциальная интеллигенция, заложившая фундамент уникальной региональной культуры и явившаяся ее хранителем вплоть до начала 30-х гг. XX в.
Помимо горнотехнической и творческой интеллигенции, администрации и чиновников горного ведомства в формировании культурного потенциала региона значительную роль сыграли различные социальные слои и профессиональные группы населения: медицинские и преподавательские кадры, специалисты по земле – и лесоустройству, политические ссыльные и предприниматели. Большинство из них активно сотрудничало в общественных организациях Барнаула. О неформальном членстве в этих организациях свидетельствует, в частности, факт участия крупных предпринимателей Алтая в работе Общества попечения о начальном образовании – одном из крупнейших культурных центров Западной Сибири. Общество было создано в 1884 г. по инициативе В.В. Штильке – политического ссыльного, представителя народнического направления, талантливого организатора и педагога.
Общество любителей исследования Алтая (1891), где активно сотрудничала местная интеллигенция, носило краеведческий характер, поскольку было связанно с изучением Алтайского округа в различных аспектах: развитие сельского хозяйства и проблем переселенства, изучение природных богатств, истории, культуры и т.д.
Значительную роль в формировании региональной литературы сыграло крупное кооперативное объединение Алтая – Культурно-просветительский союз (1917-1919 гг.), сконцентрировавший вокруг себя благодаря издательской деятельности не только местных литераторов, но и литературные силы других городов Сибири (Бийска, Омска, Томска и др.). Культурно-просветительский союз ориентировал свою работу на подъем народного образования и культуры, прежде всего, сельских жителей Алтая.
Деятельность Союза – самой крупной и единственной в своем роде организации Сибири – была многопрофильной. Аналогов подобных этому ни до, ни после существования Культурно-просветительского союза не было. Образовав вокруг себя значительное культурное пространство, наладив издательскую деятельность, Союз стимулировал «всплеск» интеллектуальной жизни, наиболее ярко проявившейся в крупном литературном содружестве.
Отмечая значительную роль творческих союзов Барнаула в формировании регионального культурного пространства, следует отметить и другое крупное городское объединение, созданное в 1918 г. – Алтайское художественное общество, целью которого было объединении всех творческих сил города, открытие художественной школы и музея искусств.
Подведя итог сказанному, следует отметить, что культурная инфраструктура Барнаула и всего округа отличалась значительной сложностью, насыщенностью различными элементами.
Особые условия Алтайского горного округа обусловили своеобразие черт местной культуры, что позволяет дать ей определение «региональной». Подобное явление было характерно для крупных административно-территориальных единиц, составляющих единое пространство Российской империи. В целом культурное развитие в Алтайском округе шло достаточно замкнуто, зачастую независимо от культурных процессов, происходивших в центральной части России.
Впоследствии процесс создания и накопления культурного потенциала округа прервался из-за кризисного состояния на горнопромышленных комплексах. Тем не менее, данный период сложения региональной культуры не прошел бесследно и послужил ощутимым фундаментом для дальнейшего оформления и расширения культурного пространства.