- Галкина И.К.
- В статье говорится о необходимости синхронизации работы музеев с социальными и экономическими процессами. Автор делится опытом работы маркетинговых программ, направленных на привлечение посетителей разных возрастных групп.
- Государственный художественный музей Алтайского края, экспозиция, выставка, музейная ночь, научно-просветительская деятельность, тематическая экскурсия, интерактивное общение
- Galkina I.K.
- The article talks about necessity to synchronize the work of museums with the social and economic processes. The author shares his experience of marketing programs designed to attract visitors of different age groups.
- Altay state museum of art, exposition, exhibition, museum night, scientific and educational activities, thematic tour, interactive communication
- Modern museum and it`s role in society
Тема Первого культурологического конгресса Алтайского края «Личность в современной культуре: духовный кризис и пути развития» значима и актуальна для современного общества. В решении поставленной проблемы особое место принадлежит музеям. Устав Международного совета музеев (ИКОМ) определяет музей как «неприбыльное, постоянное учреждение, состоящее на службе общества и его развития, открытое для публики, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, пропагандой и экспонированием материальных свидетельств о человеке, среде его обитания в целях изучения, образования, а также удовлетворения духовных и культурных потребностей».1
В конце 90-х годов ХХ века определяющее значение в деятельности музеев приобрели понятия «на службе общества» и «открытое для публики». Федеральный закон о «Музейном фонде» также первостепенное значение уделяет доступности музейных коллекций для общества. В этот период происходило новое понимание приоритетов музейной деятельности. Оказалось, что недостаточно руководствоваться только Уставом, где сухим языком перечислены все основные виды деятельности. Осознание новых реалий и места в них музеев отразилось в разработке концепций деятельности и миссии музея. Этим были заняты ведущие сотрудники музеев. Этот вопрос обсуждался на научно-практической конференции музея 2002 года, ему были посвящены несколько выступлений. В сборнике докладов опубликован краткий вариант концепции, разработанной на основании основных положений миссии музея: «Разработка концепции была связана с осознанием необходимости, во-первых, расширения сферы влияния в обществе в условиях складывающихся рыночных отношений, во-вторых, учета важнейших составляющих современного общественного развития – глобализации и формирования информационного общества».
В этих условиях музей должен доказывать конкурентоспособность. Это возможно с внедрением в управление современного менеджмента и маркетинга, а также за счет постоянной работы по созданию имиджа современного, интересного для населения музея. Высокий уровень воплощения музейных программ и проектов обеспечивается и развитием инновационных гуманитарных и информационных технологий. Всё вместе взятое позволяет, реализуя просветительские и образовательные программы, «способствовать укреплению и развитию основ национального сознания, патриотизма, здорового образа жизни и социальной адаптации населения»2, т.е. выполнению основных задач миссии музея. Особая ценность и действенность деятельности художественных музеев состоит в том, что основа её – подлинные памятники, произведения, в которых запечатлён образ времени и творца.
С развитием информационного общества и виртуальных миров значение подлинного экспоната только возрастает, так как эмоциональная память завораживает, требует сотворчества, допускает субъективную рефлексию.
Директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России М.Б. Пиотровский во многих своих выступлениях подчёркивает, что музеи хранят память поколений, и что это основа для самоиндефикации наций и территорий, воспитания достоинства и самоуважения, формирования духовных запросов и потребности в настоящей культуре.3
В своей деятельности музей ориентируется на эти цели. Мы стараемся во всех программах и проектах исходя из этих сверхзадач, опираться на ресурсы нашей коллекции, привлекать коллекции других музеев, в том числе главных музеев нашей страны. Мы гордимся, что в 2000-ые нелегкие годы смогли осуществить совместные выставочные проекты и издания с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Музеем истории религии (Санкт-Петербург) и музеем-заповедником «Московий Кремль». В планах ближайших лет – выставки из Государственного Исторического музея и Государственного Эрмитажа.
В текущем году в музее гостит выставка из Тульского художественного музея «Поле Куликово», посвященная 610-ой годовщине Куликовской битвы. Произведения выполнены в 60-ые годы ХХ века Народным художником России И.С. Глазуновым. Экспозиция вызвала большой интерес как художественное явление и способствовала проведению значимых мероприятий по героической истории России с использованием материалов реконструкций вооружения и доспехов, театрализованных экскурсий с чтением «Задонщины» и показом фильмов об И. Глазунове и Куликовской битве.
Важно не только подготовить и открыть выставку, но и использовать её потенциал в полной мере. С этой целью разрабатываются программы продвижения выставки и её работы. Над этим работают сотрудники самого крупного подразделения в музее – научно-просветительского, в который входят выставочный отдел и отдел информационных технологий.
Выставочная политика музея формируется с учётом интересов различных слоёв и групп населения. Основу её составляют экспозиции из фондов музея: русское и православное искусство, отечественное искусство ХХ-ХХI веков, искусство Алтая, персональные выставки современных мастеров и народного искусства. В последнее десятилетие всё большее значение приобретают «досуговые» выставки. Так стали определять не совсем профильные, но вызывающие повышенный интерес публики, выставки. В 90-е годы это были Восковые фигуры на различную тематику, затем «Зоотеррариумы», «Океанариумы», кунсткамеры. В 2010 году экспонировалась выставка движущихся роботов «Восстание машин». Эти выставки гастролируют по стране и собирают много посетителей. Именно на них у нас просят пригласительные билеты и стоят в очередь. С одной стороны, это показатель приоритетов и выбора публики, а с другой – благодаря им люди, не интересующиеся искусством, приходят в музей и посещают другие залы, где получают удовольствие от произведений, а порой становятся нашими постоянными посетителями. Кроме того, организаторы этих выставок проводят массированную, иногда навязчивую рекламную компанию, и музей звучит в средствах массовой информации постоянно. Для приверженцев традиционного музея эти выставки кажутся неуместными и снижают образ музея, но для нас они важны не только в плане расширения аудитории, но и для выполнения плановых заданий, в том числе по доходам.
Но, конечно, наша главная задача – показ высокохудожественных произведений от древнерусского до актуального искусства. В 2011 году были организованы две принципиально важные выставки: «Светлые лики» – из частной коллекции г. Риги и «Под счастливой звездой». Первая представляла иконопись и картины на религиозные темы, а вторая – искусство социалистического реализма из наших фондов. Многие современные исследователи считают, что главный вклад России в мировое искусство – это икона и соцреализм. Безусловно, эти экспозиции способствовали укреплению положительного имиджа музея, а это весьма важный фактор в повышении интереса населения к деятельности организации, к тем акциям и проектам, которые она предлагает.
Проектная деятельность в музеях начала развиваться в 2000-е годы. «Проект есть реакция культуры на изменение внешней среды… проект стал способом преобразования культурной, в том числе и музейной, действительности через индивидуальность автора».4
Наибольший общественный резонанс вызвал проект «Музейная ночь», адресованный самым широким слоям населения. В 2011 году она проводилась в шестой раз, и каждый раз организация и проведение Музейной ночи требует колоссальных усилий коллектива. Самое большое завоевание акции – возрастающая популярность: в 2006 году посетителей было более 3-х тысяч, а 2010 – более 18 тысяч. Второе крупное завоевание состоит в том, что она у нас проводится как краевая единовременная акция. Несмотря на центробежные силы, единение музеев краевых, городских, частных, школьных, ведомственных продолжается шесть лет! Впервые был издан и теперь издается ежегодно справочник всех участников, партнеров, спонсоров. У всей рекламной продукции и единого билета – общий стиль, его по Интернету нам присылают из Франции так как наша «ночь» включена в общеевропейскую акцию.
Возникнув по инициативе нашего музея, «Музейная ночь», посвященная Международному дню музеев, стала краевой акцией, включенной в планы Управления по культуре и обязательной для проведения. Она известна и на российском уровне. На коллегии Министерства культуры был заслушан доклад о ней на уровне заместителя губернатора края. Этот проект – настоящая имиджевая акция для музеев и культуры Алтая.
Большое значение мы придаём социальным проектам. Среди них значимым стал повторяющийся через два года Открытый фестиваль популярных тенденций молодежной культуры «Молодежная палитра».
Его продолжением стал проект «Мой мир». Объединив многие солидные организации и многие виды творчества, он был направлен на формирование активной жизненной позиции и стимулирование творчества молодых людей с инвалидностью. Эти проекты были поддержаны Управлениями Алтайского края по культуре и по образованию, главным управлением «Главалтайсоцзащита», региональным отделением всероссийской политической партии «Единая Россия». Итоговая выставка побывала в Павловске, Заринске и Бийске. Её участники, члены организации «Преодоление», проводили семинары и мастер-классы. Этот проект в 2009 году стал победителем конкурса социальных проектов в сфере молодёжной политики, проведенного управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи. На реализацию проекта в 2009 году были выделены средства в краевой целевой программе «Молодёжь Алтая». Это позволило организовать краевую выставку, в которой приняло участие более 130 человек из 23 организаций г. Барнаула и 10 районов края. На выставке был проведён концерт и конкурс с последующим награждением. Информационную поддержку осуществляли «Алтайтелеком» и издательский дом «Алтайпресс». В 2010 году был осуществлен проект «Не меньше трех рецептов красоты», организованный совместно с Центром семьи и детства «Растём вместе», Алтайским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Сообщество многодетных и приёмных семей России», «Много деток – хорошо!», Алтайским краевым благотворительным фондом «Елена».
Даже перечисление участников проектов позволяет понять, насколько широко подобные проекты вовлекают в музейную жизнь людей, организаций, обществ, властных структур. Это не только расширяет круг посетителей и делает многообразной, социально ориентированной деятельность, но и формирует образ музея, стремящегося участвовать в решении насущных проблем общества.
Формы работы с музейной аудиторией развиваются и совершенствуются в зависимости от развития общества, научных поисков и разработок, запросов социума. Музей – структура, открытая обществу, и он должен отвечать на запросы времени, чтобы остаться востребованным.
В 50-70-ые и даже ещё 80-ые годы самыми распространёнными формами работы с аудиторией были лекции и экскурсии.
Основная аудитория музеев – школьники и студенты. В программах обучения в школах, ВУЗах и профессионально-технических училищах раньше была эстетика, мировая художественная культура, краеведение. Это стимулировало посещение музеев с образовательной целью. В 1990-е и 2000-ые годы ситуация изменилась, и всё более востребованы стали интерактивные формы работы с аудиторией – мастер-классы, мастерская юного художника, встреча, праздник в музее, концерт, бал, конкурс и т.д. Мы стараемся их развивать и широко применять. Для самых маленьких посетителей и младших школьников почти всегда завершает просмотр произведений «Мастерская юного художника». Дети вместе с родителями охотно посещают мастер-классы по народному искусству и игровые программы «Золотые ворота» и «Круг жизни» – по народным и православным календарным праздникам. Она осуществляются в рамках семейного фольклорно-этнографического абонемента. Всё большей популярностью пользуется «Школа кукольного мастерства» и творческая мастерская «Сам себе художник».
Любовью школьников пользуются выездные занятия с игровыми, песенными программами и мастер-классами. Особенно запоминается, когда такие занятия проводят сотрудники отдела русской традиционной культуры в народных костюмах. Обычно численность участников каждого занятия, экскурсии, лекции не превышает 25–30 человек, даже когда они проводят с применением современных технических средств в виртуальном филиале. С его открытием в 2007 году мы широко применяем мультимедийные технологии в выставочной, просветительской и образовательной деятельности. Только в 2010 году было разработано 35 презентационных и мультимедиа программ. Открытие в 2007 году единственного в крае и первого в Сибири «Виртуального филиала» значительно обогатило медийные и библиотечные ресурсы музея, сформировало его имидж как современного, продвинутого, идущего в ногу со временем. Наличие специальной техники позволило на базе виртуального филиала совместно с Русским музеем и виртуальными филиалами других городов России и Зарубежья проводить международные виртуальные конкурсы детского творчества. В 2010 году конкурс «Мы по городу идём», посвященный 280-летию Барнаула, завершился выставкой детских работ из Гомеля (Беларусь), Каунаса (Литва), Сочи и Барнаула. Открытие происходило совместно с центрами белорусской и литовской культуры, был создан видеоальбом, который широко демонстрировался в городе. В текущем году подобный конкурс проходит с центром русской культуры в Греции. За успешное осуществление международной деятельности сотрудники Виртуального филиала были отмечены Благодарственным письмом Русского музея.
В практику работы музея конкурсы вошли довольно широко. Они любимы и детьми и взрослыми. Зачастую проводятся они совместно с реакциями газет, особенно часто – с газетой «Вечерний Барнаул». Итоги конкурса, репортажи с заключительных мероприятий публикуются на страницах газет. Таким образом, образовательные, воспитательные, эстетические, досуговые задачи научно-просветительской работы осуществляются через многообразные формы деятельности.
Их особенности и воздействие, «специфика музейной информации, посредством которой музей включается в образовательный процесс и реализует свои возможности в обучении, воспитании и развитии посетителей связан прежде всего со свойствами музейных предметов и музейной среды».5
Самыми ценными и результативными являются культурно-просветительские мероприятия, осуществляемые в постоянных экспозициях и на выставках музея. Именно здесь, во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством. Для его понимания, постижения и восприятия, как своего, разрабатываются программы по каждой экспозиции, ориентированные на различные возрастные группы.
1. «Сотрудничество: музей – дошкольникам». Программа выездных занятий «Мы входим в мир прекрасного», «Творим, играем, отдыхаем в музейной сказочной стране!». Все занятия интерактивные.
2. «Сотрудничество: музей – школе». Программа обновляется ежеквартально. Включает тематические экскурсии, мастер-классы, мультимедийные программы и интерактивные занятия, и т.д.
Важнейшим и новым в работе с учащейся молодёжью в 2011 году стала разработка и осуществление краевой программы «Эстетическое воспитание детей и молодёжи». Она предполагает бесплатное посещение музеев и театров с последующей компенсацией учреждениям культуры из краевого бюджета. Программа ориентирована на организацию групп школьников из районов края. Радостно слышать слова благодарности от педагогов и детей из отдалённых районов, порой впервые побывавших в музее. Для них разработана обширная программа и календарный план. Мы предлагаем разнообразную тематику: «Добро пожаловать в Художественный», «Краса ненаглядная» (народные промыслы), «Тайны музейных полотен» (мультимедиа), «Рассказы о картинах», интерактивные программы «Живая старина», «Святочные забавы» и «Зеленые святки», «Иконописное наследие Алтая» и т.д. Занятия и экскурсии, выставки и мастер-классы школьники выбирают сами.
С основными программами музея, выставками и новостями можно познакомиться на официальном сайте музея http://muzei.ab.ru. С текущего года действует электронная форма заявки на посещение музея и его мероприятий.
Осуществляя государственную функцию сохранения культурного наследия, комплектования современных коллекций и их изучения, коллектив музея свою главную задачу видит не только в том, чтобы уникальные коллекции передать потомкам, но и сделать их полезным обществу сегодня. Этой цели подчинено всё многообразие тематики и формы деятельности музея, творческая энергия и вдохновение сотрудников.
Примечания
1. Шляхтина Л.И., Фокин С.В.. Основы музейного дела. – СПб, 2000, с. 129.
2. Красноцветова-Тоцкая Л.Г.. К вопросу о разработке и основных положениях концепции развития ГХМАК. Первые искусствоведческие Снитковские чтения. – Барнаул, 2005, стр.31.
3. Пиотровский М.Б.. Модернизация музеев в ХХI в.: Современные подходы. Обзор Е. Медведевой // Музей, 2009, № 1, с. 27.
4. Соколова К.. Рецепт нового музея // Музей, 2010, № 5, с. 24.
5. Волкова Е.В.. Зритель и музей. – М., 1989.