- Кошелева Л. А.
- Автор статьи дает глубокий анализ компонентов деятельности учителя смыслотворчества и авторства. Рассматривает условия, необходимые его (учителя) саморазвития и самореализации.
- авторская позиция учителя, полисубъектность отношений, саморазвитие, самореализация
- Kosheleva L.A.
- The author gives a deep analysis of the components of the teacher activity: the cemantic-creation and authorship. Examines the conditions necessary of its (teachers) self-development and self-fulfillment.
- Art teacher position, polysubject relationships, self-development, self-realization
- The formation of the author position of the teacher as a condition of his self-development and self-realization. (Barnaul)
УДК 37.0642
Современное общество нуждается в педагоге, способном самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты, быть готовым к саморазвитию, самообразованию, самореализации. Фундамент образования, отвечающего за становление целостной личности, – деятельность, в основе которой – смыслотворчество и авторство.
Авторство, согласно философскому пониманию, есть способность приумножать, содействовать, приводить нечто в бытие или же увеличивать весомость, потенцию уже существующего. С позиций гуманитарного, антропологического, аксиологического, культурологического подходов сущностными характеристиками авторской позиции учителя являются самобытность, целостность, креативность, осознанность, гуманитарность, способность к децентрации, обращенность учителя и учащихся друг к другу за со-чувствием, со-мыслием, со-действием. Эти свойства позволили определить авторскую позицию учителя как интегративную характеристику педагога, включающую всю совокупность названных тношений к себе как субъекту педагогической деятельности и ученику как субъекту его собственной жизнедеятельности, проявляющуюся в децентрации и обращенности учителя и ученика друг к другу.
К компонентам авторской позиции учителя относятся: ценностно-смысловой (мотивы, потребности, ценностные ориентации, готовность к профессионально-личностному росту), деятельностный (целеполагание, выбор средств и реализация действия, рефлексия процесса и результата), коммуникативный (владение диалогическими способами педагогического взаимодействия). Становление авторской позиции учителя – поэтапный процесс возникновения, закрепления и преобразования ее содержательных характеристик на основе саморазвития педагога в качестве творческого, инициативного, находящегося в состоянии постоянного поиска существа.
Становление авторской позиции происходит вместе со становлением авторской позиции ученика, и в этом смысле предполагает со-авторство, которое ведет к взаимообусловленным изменениям педагога и школьника, потому что к личностному и профессиональному росту учителя побуждает ученик (постижение «Я» педагога невозможно без мнения, реакции, восприятия его школьником, ведь учитель смотрит на себя глазами учащегося, оценивает себя с его точки зрения, не может стать самим собой (как учитель) без школьника, поэтому находит себя в ученике, найдя ученика в себе (во взаимоотражении, во взаимоприятии).
Необходимыми условиями становления авторской позиции учителя являются: понимание педагогического процесса как гуманитарной практики; рефлексивное осмысление учителем своей позиции; установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя и учащихся, основанных на педагогическом сотрудничестве и субъект-суъектном взаимодействии; полисубъектность отношений в системе «учитель-учитель», базирующихся на принципах индивидуализации, креативности, развития.
Критериями авторской позиции учителя являются: а) диалогичность как обращенность учителя и учащихся друг к другу за со-чувствием, со-мыслием, со-действием; б) степень проявления субъектности (ценностей, смыслов, отношений) учителя и ученика в педагогическом взаимодействии; в) креативность (установка на самовыражение и самореализацию), основными формами которой являются: самоутверждение (заявление о себе как творческой личности), самосовершенствование (стремление приблизиться к некоторому идеалу), самоактуализация (выявление в себе некоторого потенциала и использование его).
Гуманитарно ориентированная авторская позиция учителя проявляется в диалогическом способе педагогического взаимодействия с учащимися, содержанием и целью которого является двустороннее развитие личности учителя и его учеников. Диалогическое взаимодействие, во время которого происходит обмен опытом, мнениями, восприятием, идеями, ценностями, основано на со-причастности, со-чувствии, со-мыслии, со-действии. Установка на диалог ведет к тому, что учитель находится в состоянии постоянного поиска новых приемов, способов организации образовательного процесса, но самое главное – он познает самого себя, свои способности, возможности, понимает «свое», выявленное благодаря взаимодействию с учащимися. Именно обращенность учителя и ученика друг к другу служит средством творения их совместного бытия на уроке.
Индикатором авторской позиции учителя выступает способ педагогического взаимодействия как совокупность ценностей, проявляющихся в установках учителя. Вслед за К. Роджерсом, мы полагаем, что это следующие установки: конгруэнтность (искренность, подлинность) предъявления учителем собственных мыслей и переживаний, способность открыто их выражать и транслировать в межличностном общении с учащимися; вторая установка – безоценочное принятие ученика; третья – эмпатийное понимание.
С позиций гуманитаризации образования авторская позиция учителя включает ряд особенностей: обладающий ею учитель понимает и принимает учащихся безоценочно, относится к ним доброжелательно, открыт для диалога как встрече личностных смыслов. Принятие им учащегося основано на децентрации учителя (центрация педагога на своем «Я» порождает формализм, авторитарность, навязывание ученику способов поведения), которая (децентрация) понимается как способность встать на позицию ученика, учесть его точку зрения, его интересы, чувства и переживания; умение видеть перспективы дальнейшего развития школьника).
Нами выявлены следующие тенденции становления авторской позиции учителя: отказ от функционально-ролевого, авторитарного типа общения (создание атмосферы доверия, открытости; конгруэнтность учителя, эмпатия, понимание учащегося); изменение установки относительно ученика (ученик – уникальная человеческая сущность); реализация идеи ценностно-смыслового равенства учителя и учащегося: учет их совместных смыслов, потребностей, интересов; реализация принципов гуманистической этики (формирование чувства собственного достоинства, веры в свои силы, стремления к самосовершенствованию, творчеству); гуманизация отношений (тактичность, понимание, толерантность); изменение статуса предметных знаний: их «превращение» из цели обучения – в средство, инструмент для понимания себя и мира. Переосмысление учителями предмета педагогической деятельности, в качестве которого выступает организация жизнедеятельности ученика, его становление личностью, субъектом, индивидуальностью, а также способствующие этому педагогические условия.
На становление авторской позиции учителя оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним относятся: 1) создание единой развивающей среды образовательного учреждения; 2) открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах, методах организации подготовки и переподготовки работников образования; 3) полисубъектность отношений в системе «учитель – учитель», когда в деятельностном общении с коллегами осуществляется осмысление собственной позиции и приращение смыслов, идей, опыта (эффективно использование метода «малых групп»); 4) расширяющиеся возможности самореализации субъектов педагогического взаимодействия в системе ИПК и в рамках одного образовательного учреждения.
Внутренними факторами становления авторской позиции учителя являются: а) развитие взаимосвязанных компонентов авторской позиции учителя; б) накопление профессионально-личностного опыта; в) взаимодействие в системе межсубъектных отношений; д) стремление к творческой самореализации в педагогической деятельности. Одним из факторов становления авторской позиции учителя является формирование способности к самообразованию, самостоятельному поиску, освоению и применению знаний, то есть готовности к непрерывному образованию, которое обеспечивает мобильность, устойчивость развития, инициативу.
Основным механизмом становления авторской позиции учителя является самоопределение учителя в пространстве гуманитарной парадигмы, которое есть одновременно процесс и результат выбора учителем собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных педагогических ситуациях. В качестве результата выбора самоопределение есть установление границ своего «я», осознание своего места в образовании, обретение определенной системы ценностей, смыслов, установок, характеризующих отношение педагога к себе и к ученику. Самоопределение предполагает самопознание (определение своей сущности: кто я?) и выступает основой самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития педагога. Оно образуется в результате двух взаимосвязанных процессов: осмысления (наделение ценностей смыслами) и осознания (превращение смыслов в ценности). Самоопределение свидетельствует об уровне развития самосознания учителя, его способности к профессионально-личностному саморазвитию, умении определить собственную стратегию педагогического взаимодействия.