- Ан С.А
- Статья раскрывает критерии отбора содержания для философско-этических курсов магистрантов. Сформулированы цели и задачи дисциплин магистратуры в формировании гуманистического мировоззрения учителя нового типа.
- методология гуманитарного знания, культура
- An S.A.
- The article reveals the criteria for the selection of content for the philosophical and ethical graduate courses. The aims and objectives of the educational disciplines in the formation of humanistic outlook new type of teacher are formulated.
- methodology of humanities, culture
- Theoretical and methodological foundations of master’s degree «fundamentals of religious cultures and secular ethics». (Barnaul)
УДК 17.02
Для построения теоретико-методологических оснований специальности религиозных культур и светской этики необходимо определить миф по А.Ф. Лосеву как необходимую категорию сознания вообще, как специфический способ моделирования и освоения мира. Современные культурологи М.С. Каган, Э.В. Баркова в продолжение идей русских философов конца XIX – начала XX вв. говорили о целостности культуры как живой Вселенной. Можно обратиться к трудам Н.Ф. Федорова «Философия общего дела», «Музейное дело», К.Э. Циолковского «Монизм Вселенной», В.И. Вернадского «Живое вещество», где они говорили о том, что целое больше суммы своих частей.
Магистратура данного направления связывает две различные формы общественного сознания – религию и мораль (в ее структуре этика). Здесь же происходит связь с другими формами общественного сознания. Формы общественного сознания – это надстроечное явление, которое связано с базисом.
Поскольку мы рассматриваем мир в единстве и взаимосвязи, значит, мы хорошо должны усвоить диалектику как учение и метод, уметь выявить источник (причины) развития. Следовательно, будем следовать логике Платона, Аристотеля, Гегеля, философии марксизма. Это опора на диалоги Платона, панлогизм Гегеля в «Феноменологии Духа» и «Философии природы», «Философии истории», развитие мира в «Диалектике природы» Ф.Энгельса. Эта классическая группа авторов и их трудов, объединенная разработкой принципов диалектики. Знание законов диалектики является обязательным для магистрантов.
М.С. Каган последние годы активно работал в направлении адаптации синергетического подхода к вопросам культуры, опирался на идеи самоорганизации в культуре. В диалектике мы опираемся на самодвижение. Мы усматриваем самоорганизацию и самодвижение как два аспекта в диалектике. Таким образом, вслед за В.Н. Филипповым, разделяю точку зрения: синергетика – часть учения о диалектике. Механизмы развития описываются по одной схеме, только в разных категориях. Сравним: в синергетике: точка бифуркации, взрыв, адаптер, в диалектике: критическая точка, скачок, вектор развития. Синергетика – часть диалектики, потому что целое больше части. Отсюда – целостность мировоззрения важнее, чем набор знаний с различными схемами.
Теория осевого времени К. Ясперса, изложенная им в труде «Смысл и назначение истории», наглядно показывает время возникновения духовной жизни в истории человечества, его основные этапы, их характеристику. В «осевое время» произошел прорыв человечества в новое духовно-смысловое измерение, что отразилось в откровениях Конфуция, Лао Цзы, Будды, Заратустры, свидетельствующих о новом одухотворении жизни.
Можно проследить движение от виртуального эйдологизма А.Ф Лосева («Диалектика духа») через критический и социалистический реализм к тоталитарной виртуализации сознания современного информационного общества. Погруженность современного человека в виртуальную реальность радикально меняет конфигурацию социокультурного пространства человеческого существования. Сфера реального отступает: уменьшается, вытесняется и поглощается сферой виртуального. В виртуальной реальности сняты все табу. Если в кино человек наблюдает убийство, то в компьютере он сам убивает, взрывает и совершает прочие злодеяния. Виртуальная реальность для многих представителей современного поколения – это основная реальность, а иногда и единственная.
Нужно обратить внимание магистрантов на ментальность народа, характеризуя язык. Язык – элемент базиса общества. Язык мифа – образ, язык науки – понятие.
Необходимо критически относиться к имеющейся литературе и информации. Например, в журнале «Наука и религия» вместе с научными статьями могут быть напечатаны статьи религиозных адептов, мистические, эзотерические статьи. В учебниках, статьях часто происходит подмена понятий. Например, отождествляются понятия религия и конфессия, церковь и храм. Всех русских относят к православным. Существует направление «Социология религии», которое некритично относится к социологическим данным. В течение 10-15 лет неверные цифры кочуют из одного источника в другой. До сих пор во многих изданиях по количеству верующих на первое место ставят христианство, тогда как уже 20 лет на первом месте ислам.
Русская православная церковь тесно связана с государственной идеологией. Протестантские организации ведут активную миссионерскую деятельность. Почти в каждом селе есть протестантская община, музеи. У нас есть опыт исследований музейной и краеведческой деятельности. Нужно это направление исследований продолжить.
Таким образом, разрабатывая новое учебное направление и учебные дисциплины, из которых оно состоит, мы должны опираться на четкие мировоззренческие и методологические установки и формировать их у наших магистрантов.
Сегодня повышается значимость воспитания личности новой формации – гражданина мира, человека культуры, готового к транснациональной коммуникативности и межкультурному диалогу. Поликультурное воспитание – это организованная система, в которой не просто суммарно представлено многообразие культур, а выдвигаются разнообразные культурные проявления на уровне нации, этноса, конфессий, рас, половых, социальных и других различий, при этом они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга, на основе принципов гуманизма. В связи с этим поликультурное воспитание рассматривается как культурообразующий процесс понятия культурных универсалий, осознания самобытности культур региональных, различных слоев и групп.
Суть поликультурного воспитания личности включает в себя этнический, гражданский и глобальный уровни. И это мы должны учитывать в разработке проблем светской этики.
1-й уровень – приобщение к культуре своего этноса и знакомство с этнокультурой других народов, формирование толерантного отношения к другим людям, освоение культуры межнационального общения.
2-й уровень – развитие гражданской позиции, патриотических чувств, осознание себя гражданином страны, формирование политической, правовой и экономической культуры. Такой подход позволит сформировать чувство уважения к большой Родине (государству) и любви к малой родине (родному краю).
3-й уровень основан на знакомстве с системой знаний о правах и свободах человека, направлен на формирование позитивного опыта совместно сосуществования в многокультурном мире [1, с. 123].
Современная национальная доктрина образования России предусматривает воспитание в поликультурной школе духовной, практичной, творческой личности человека, способной к самоопределению в мире культуры [2].
Человек культуры – гуманная личность. Гуманность – это вершина нравственности, где любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним людям, пониманием ценности и неповторимости каждого человека. Педагогические аспекты воспитания такой личности состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений.
Человек культуры – духовная личность, воспитание которой предполагает развитие духовных потребностей, общение с родными, друзьями, природой, в творчестве, в поиске смысла жизни, идеала [3]. Образование – основа духовности. Но чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику и другие ее компоненты, которые и составляют содержание нашего магистерского курса.
Человек культуры – личность творческая. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учебе, быту, общении, организации досуга. Педагогически значимые ориентиры воспитания подобной личности сконцентрированы в таких ее характеристиках, как развитие способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству.
Человек культуры – практичная личность. Цель образования человека культуры в поликультурной школе включает практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве. Учащиеся готовятся к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли частной жизни.
Адаптация к этим условиям требует от них практического овладения основами экономики, компьютерной грамотности, владения языками мира, навыками общения, знания религиозных праздников, народных обычаев. В современных экологически неблагоприятных условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни.
Человеку культуры присущи эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. Человек культуры обладает глубокими знаниями истории, культуры, социальной активности, нравственной и социальной устойчивостью.
Осваивая дисциплины этического цикла, магистранты должны учитывать, что созидание добра и культуры требует усилий, энергии. Пассивность же, равнодушие порождают зло, за добро надо бороться, тратить силы. Как это реализовывалось в истории человечества, повествуют различные источники и обобщает наука культурология – одна из ведущих учебных дисциплин данного магистерского курса.
Культурология должна строиться на герменевтическом методологическом основании как наука о духовном освоении мира, культура при этом рассматривается как метатекст. Культурология – наука об интерпретационном освоении мира через менталитет. Таким образом, важная задача культурологии – разработка методологии гуманитарного знания, познания и освоения мира, включая самосознание, самоопределение и самореализацию.
Культурология определяет культуру как диалектически противоречивый процесс дифференциации и интеграции в освоении мира человеком. Человек рассматривается как носитель антиэнтропного начала в Космосе, и его естественно-необходимое долженствование заключается в творчестве нового, в организации мира на антиэнтропийных началах. Однако речь не идет о ликвидации энтропии, это бы противоречило законам природы. Мы говорим лишь о ее ограничении, о содействии проявлению и развитию антиэнтропийных закономерностей Космоса. В этом заключается одно из основных предназначений культурного человека в мире, в Космосе.
Таким образом, можно подвести итог и на вопрос: зачем нужна культура? – ответить: для самоуважения. Ибо некультурный человек себя не уважает. Напротив, человек культурный старается любое дело выполнить добросовестно, вкладывая в него свою душу, и вести себя с достоинством.
Библиографический список
1. Гукаленко, О.В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодежи /О.В. Гукаленко //Известия академии педагогических и социальных наук. – Москва-Воронеж, 2005. Вып. 9.
2. Опыт разработки концепций воспитания. /Отв. Ред. Е.В. Бондаренко. – Ростов-на-Дону, 1993.
3. Павлов В.И., Павлова, И.И. Воспитание человека в поликултьрной школе. / В.И. Павлов, И.И. Павлова //Личность, Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – Москва, 2007. Вып. 2 (36).