УДК 37.01
А.В. Сандакова,
аспирантка Бурятского государственного университета,
E-mail: aivt@list.ru
В статье рассматриваются онтологические, гносеологические и социально-философские основания для применения синергетической парадигмы в исследовании и проектировании новой социальной реальности на примере экспертно-аналитической и проектной деятельности в области образования, реализуемые на протяжении последних десятилетий.
Ключевые слова: онтология, синергетика, картина мира, инновационность, российское образование
Усложнение картины мира генерирует новые образы рациональности и иррациональности. Наряду с увеличением системности и всесторонностью научного знания, возрастает интерес к вненаучным формам знания, что говорит о фрагментарности, «разорванности» индивидуального и общественного сознания. Вместе с тем общество все больше обращается к знанию как к средству решения социальных задач, применяя не только его инструментальные возможности, но и используя его экзистенциальные функции. Вокруг них возникает новый образ социальной реальности (когнитивное, информационное, ноосферное общество), главными чертами которого становятся многомерность, сложность и высокий уровень саморефлексии, проявляемой на системном, социально-экономическом и социокультурном уровнях.
С другой стороны, классическая онтология не способна раскрыть подлинную природу социального бытия, которая существует наряду с природной, материальной и идеальной формой бытия. Более того, многоуровневость социального бытия, множественность индивидуальных смыслов, значений порождает новую плюралистическую онтологию, которая более адекватно отражает, описывает и объясняет мир, нежели традиционная онтология. Такое понимание социального бытия заставляет переосмыслить представление о нем как объективной реальности существующей независимо от воли и сознания человека. Очевидно, что социальное бытие, создаваемое самим обществом, не может существовать независимо от него.
С учетом особенностей социального бытия возникает необходимость пересмотра гносеологических оснований и методологии деятельности современного человека. Номотетические (по В. Дильтею), фундаментальные методы наук о природе не срабатывают при изучении и проектировании социальной реальности, поскольку она неоднородна, непрерывно изменяется, многомерна и сложна. Необходимо также использовать идеографические методы, позволяющие познавать особенное. Вернее, при исследовании социальной реальности разумно использовать весь комплекс методов, включающий и номотетические, и идеографические методы познания.
В последние годы для изучения социальных структур и систем успешно применяется синергетическая парадигма, которая при всей универсальности принципов, предполагает отыскание закономерностей, применимых к системам различной природы, и отдельные флуктуации. В изучении социума она позволяет рассматривать процесс развития человечества как историю все более сложных нелинейных социальных самоорганизующихся систем. Процесс общественного развития характеризуется поливариантностью сценариев будущего, зависимостью от действий отдельных людей, сообществ, синергетика принципиально отбрасывает однозначность, запрограммированность развития и придает большое значение случайности. Системы по своей природе находятся в состоянии неустойчивого равновесия, как в силу внешних обстоятельств, так и в силу спонтанных изменений в них самих. Даже незначительные отклонения от нормы могут привести со временем к кардинальным изменениям. В бифуркационной фазе развития прежние детерминации теряют свою эффективность, а новые еще не появились. В таких условиях возникает «карта возможностей» представляющая набор путей и альтернативных сценариев выхода системы на новое качество.
Сложная нелинейная система при определенных условиях способна сама себя проектировать, строить и организовывать. Для этого необходимо лишь инициировать желательные для человека тенденции саморазвития этой системы. Управляющее воздействие на нелинейную, многомерную систему может быть эффективным только тогда, когда оно является резонансным. Отсюда же следует и привлекательность синергетики, ее рефлексивных и прогностических возможностей для управления многообразием и сложностью, для разработки новых, нестандартных решений в социальном познании и социальном управлении. В данной статье мы рассмотрим онтологические, гносеологические и социально-философские основания для применения синергетической парадигмы в исследовании и проектирования новой социальной реальности на примере экспертно-аналитической и проектной деятельности в области образования на протяжении последних десятилетий.
В основе качественных сдвигов, происходящих в социальной сфере лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития системы образования. По словам И. Реморенко, «…базовые уровни образования должны быть сориентированы на тенденции построения инновационной экономики», «…образование, которое не сказывается на эффективности экономики, …не может считаться качественным». В свое время Т. Парсонс говорил о том, что если в какой – либо системе нет инноваций, то система гибнет, в этом смысле инновационность понимается нами как показатель открытости системы образования всем вызовам времени и как ответ на эти вызовы – его конкурентоспособность. В условиях необходимости инноваций в сфере образования, эксперты говорят о трёх группах противоречий, в которых проявляется рассматриваемая проблематика: — неэффективность расходования бюджетных и внебюджетных средств ввиду отсутствия внешнего заказа на образование и прогнозирования востребованности новых образовательных программ, отвечающих ожиданиям общества и вызовам рынка труда; — несоразмерное потребностям экономики увеличение числа лиц, поступающих в вузы, сопровождаемое ростом безработицы и падением показателей трудоустройства выпускников вузов по специальности; — зависимость уровня финансирования учебных планов ОУ только от часовой нагрузки и отсутствие зависимости этого уровня от качественных показателей образования, предъявляемых заказчиком образовательных программ.
Говоря о повышении конкурентоспособности российского образования, мы понимаем, что оно попадает в поле экономических категорий, вне которых его развитие и модернизация невозможны. В этих условиях система образования становится открытым экономическим институтом (открытой системой), в котором инновационными видами деятельности являются именно «экономические» виды деятельности, традиционно относимые к стратегическому бизнес — планированию. Стратегическое бизнес-планирование в образовании включает в себя аналитику, проектирование и экспертизу образовательной деятельности, менеджмент, маркетинг интеллектуальной продукции (информационных ресурсов, услуг, технологий и пр.) и мониторинг академических и творческих достижений учащихся, которые являются инновационными для системы образования. Любое учреждение образования может стать центром бытия, творчества и информации, в котором дети живут насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью. Образование наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. А инновационная экономика может сформироваться только как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Усиливает этот тезис тот факт, что образование, не «работающее» на развитие инновационной экономики, не может считаться инновационным. Главным результатом современного образования должно стать его соответствие целям опережающего социально-экономического развития региона, РФ в целом. Это означает, что изучать в образовательных учреждениях необходимо не только достижения прошлого, но и те фундаментальные законы, способы и технологии, которые необходимы в будущем. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать «новое», быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Необходимость инновационного развития образования предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Теория и практика инновационного менеджмента в короткое время заняли прочное место в управленческой деятельности. В данном исследовании мы рассматриваем «инновационный» менеджмент как главное условие повышения эффективности деятельности учреждения и достижения нового качества образования в условиях реализации проектов и программ модернизации системы российского образования.
Второй уровень инновационного менеджмента носит функциональный прикладной характер и обеспечивает базу для выработки управленческих решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применении новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки. В контексте оперативного управления нами рассматривается государственно-общественный менеджмент как условие преодоления замкнутости системы образования, коллективного распределения ответственности за конечный результат и за эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств для достижения главной цели национального проектирования в сфере образования – новое качество образования и соответственно новое качество жизни граждан РФ. Глобальные финансово-экономические трудности текущих лет указывают нам на значимость укрепления независимости отечественной экономики. Это обеспечивается, в первую очередь, не внутренней замкнутостью производственных отношений, а открытостью, способностью граждан и отечественных предприятий конкурировать на мировых рынках, осваивать все более новые и новые сферы деятельности. Для достижения таких результатов нам необходимо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач.
Оперативное проектное и государственно-общественное управление позволяет гибко реагировать на изменения во внутренней и внешней среде образовательного учреждения. Учет тенденций общественного развития, связанных со становлением в России гражданского (цивилизованного) общества, заставляет нас вовлекать в образовательную деятельность гражданское сообщество на местах. Во-первых, как заказчиков дополнительных образовательных услуг, во-вторых, как общественных экспертов, контролирующих качество предоставляемых образовательных услуг, в третьих, как попечителей, привлекающих финансовые потоки под реализацию инновационных образовательных программ, выходящих за рамки государственного заказа.
Появление в традиционно замкнутом российском образовательном пространстве гражданских институтов играет системообразующую роль, принципиально влияющую на характер управления образованием, его целеполагание и содержание. Проблема состоит в том, чтобы понять природу внутренне присущего, его органичность современной социально-культурной и социально-экономической российской действительности, найти институциональные формы максимально эффективного участия гражданских институтов в развитии образования в интересах личности, общества и государства.
Переход к формированию заказа на образовательные программы со стороны внешнего ответственного заказчика становится сегодня насущной потребностью. При этом ясно, что только «управленческие субъекты» системы образования в этой роли выступать не могут. Их возможности не простираются дальше определения исключительно ведомственных показателей качества, описывающих систему изнутри, что важно, но недостаточно, поскольку реальная проверка качества образования может происходить только за пределами сферы образования как таковой, — в живом социуме, на рынке труда. Поэтому, как это ни парадоксально, система образования вынуждена сама создавать себе партнёра в виде гражданских институтов, призванных формировать внешний заказ. В практической плоскости это означает, что возникает задача, связанная с проблемами экспертизы, анализа и консалтинга в области участия гражданских институтов в оценке качества и развитии образовательной деятельности. Государство объективно перестаёт быть той конечной экономической, политической, социокультурной и т.д. «рамкой», внутри которой всегда находится его гражданин. Соответственно, и человеческий капитал гражданина перестаёт быть капиталом исключительно государства. Парадоксальность возникающей при этом ситуации состоит в том, что государство, заинтересованное в обеспечении собственной международной конкурентоспособности в условиях открытой экономики, выдвигающей чрезвычайно высокие требования к человеческому капиталу, вынуждено создавать условия для развития такой же международной конкурентоспособности своих граждан. Поэтому вопрос как, чему и зачем учить, какие качества развивать, приобретает новую актуальность. Сохранять десятилетиями культивировавшуюся отстранённость общества от дел образования, от участия в выработке образовательной политики становится невозможным не потому, что государство тратит на поддержку этой сферы деньги своих граждан-налогоплательщиков. Причина «призыва» общества в образование в другом — в объективной неспособности государственной системы образования учесть образовательные потребности каждой личности, каждого сообщества, каждого имеющего собственную специфику (экономическую, демографическую и т.д) региона РФ. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
В образовательной практике сложились следующие формы государственно-общественного управления: управляющий совет как «внутренний» орган самоуправления учреждения, компетенция которого определяется уставом; попечительский совет как «внешнее» по отношению к образовательному учреждению, самостоятельное юридическое лицо, создающееся обычно в виде некоммерческой организации — фонд, некоммерческое партнёрство и др.
А.А. Пинский предлагает кардинальное изменение в вопросе различения природы и функций «внутренних» и «внешних» советов, которое вытекает из идеи многоуровневости управления в системе образования: федеральный, региональный, муниципальный и школьный.
Как пример успешного применения синергетической методологии к социальному проектированию рассмотрим авторскую теоретическую модель современного образования, как одно из возможных решений задач современного высшего образования. Эта модель была предложена в качестве основы разработки программы развития Бурятского государственного университета на ближайшее время путем создания образовательно-производственного холдинга, программы развития системы образования Тункинского района РБ. На каждом уровне самоорганизации системы возможно то или иное участие общественности.
В предлагаемой теоретической модели преодоление замкнутости системы высшего профессионального образования предлагается осуществить путем построения научно-образовательного холдинга (рис.1) на имеющейся базе Бурятского государственного университета — сети общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования района, филиалов Ссузов, Вузов РБ во Внутренней Азии и производственной базы существующих промышленных предприятий, фирм и предприятий сферы услуг региона.
Основная цель научно-образовательного холдинга – подготовка и переподготовка кадрового ресурса для социально-экономического прорыва Байкальско-азиатского региона России, совершенствование и разработка новых технологий непрерывного образования, ориентированных на восприятие и генерацию нового знания, развитие креативного мышления профессионалов.

Рис.1. Модель научно-образовательного холдинга НИУ «БГУ». Красной линией обозначена структура холдинга. Стрелками обозначены взаимодействия субъектов научно-образовательной деятельности
В идеале гражданский заказ как экономическая категория должен оплачиваться и обеспечиваться в полной мере заказчиком, чтобы обеспечить его выполнение исполнителем. Заказчик оплачивает, а НИУ выполняет заказ и отчитывается перед заказчиком по тем показателям и индикаторам, которые оговорены в договоре.
Система непрерывного образования традиционно осуществляется по схеме: взаимодействие «НИУ – Государство» осуществляется через государственный заказ — госстандарт, выполнение которого полностью обеспечивается Правительством РФ. Государственный заказ оплачивается из бюджетных средств, НИУ создает образовательные программы по госстандартам и наукоемкие технологии, интеллектуальную продукцию; в ответ на гражданский заказ со стороны бизнес-структур – инновационные образовательные программы плюс интеллектуальная продукция; на гражданский заказ со стороны общества – образовательные программы или индивидуальные образовательные траектории, включающие, в том числе, образовательные программы других российских и зарубежных ВУЗов – партнеров БГУ.
В основании пирамиды лежит треугольник, моделирующий механизм взаимодействия системы образования с ключевыми субъектами – государство, общество, бизнес — структуры. Добиться нового качества образования, на наш взгляд, можно поместив систему образования в эпицентр общественно-политической жизни региона, страны. Любому специалисту необходимо владеть инновационными видами деятельности, обозначенными на схеме в логике стратегического бизнес-плана: маркетинг, аналитика, проектирование, экспертиза, мониторинг и менеджмент. Наиболее фундаментальной единицей нового качества образования является рефлексия настоящего, прошлого и будущего, еще неосуществленного действия, лежащая в основеэтих видов деятельности. Механизм взаимодействия и управления, предлагаемый нами, делает научно-исследовательские, научно-производственные и образовательные услуги целесообразными, востребованными и экономически выгодными.
Таким образом, в изменившихся внутренних и внешних социально-экономических условиях система образования вынуждена искать и внедрять инновационные виды деятельности и инновационные механизмы управления, обеспечивающие ее институциональные изменения. Без изменения управленческой парадигмы, невозможно построение инновационного образования, а, следовательно, и инновационной экономики. В достижении этих стратегических целей наиболее эффективными оказываются проектный и государственно-общественный менеджмент.
Новые механизмы преодоления замкнутости системы образования, управления сложной и многомерной системой образования показывают необходимость изменения подходов к модернизации системы финансирования и оплаты труда работников образования. Базовая и стимулирующая части заработной платы складываются из разных источников, распределяется органом государственно-общественного управления. В экономическом плане мы считаем, что необходим дифференцированный, кластерный (не только по количеству учащихся, но и по качеству предоставляемых образовательных услуг) подход к определению норматива на всех уровнях финансирования.
На сегодня система образования финансируется в основном из федерального бюджета, а национально-региональный и муниципальный компонент учебного плана не финансируются из соответствующих источников. Например, оплата труда за обучение бурятскому языку и литературе осуществляется из того фонда, который формируется из оплаты государственного заказа (федеральный компонент). Второе предложение связано с усилением ответственности региональных властей за формирование и финансирование государственного заказа со стороны республиканских (национально-региональный компонент УП) и муниципальных (дополнительное образование и инновационные образовательные программы, отвечающие интересам района) органов управления образованием.
Финансирование программ, отвечающих гражданскому (со стороны бизнес-структур, общественных организаций) заказу – это дело заказчиков. Согласно нормативно-правовому обеспечению образовательного процесса в рамках образовательного учреждения это невозможно. Переход к финансово-экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений должен создать условия для увеличения заработной платы педагогических работников и за счет внебюджетного фонда оплаты труда.
При переходе в АУ (автономное учреждение) предусматриваются более гибкие формы бюджетного финансирования по результату, финансовая прозрачность, более свободный режим экономической деятельности за пределами бюджетных обязательств, ограничение субсидиарной ответственности собственника, изменение режима управления имуществом, приобретенным за счет собственных средств, соответственно, расширенные имущественные права в отношении такого имущества, а коллегиальным общественно-государственным органом управления гимназии будет Наблюдательный совет гимназии. По сути, дополнение бюджетных учреждений новой организационно-правовой формой автономного учреждения обеспечивает переход от управления затратами к управлению результатами, что даст возможность учесть качество предоставляемых учреждением услуг при финансировании, обеспечит более эффективные бюджетные затраты за счет конкуренции между отдельными учреждениями. Следовательно, появится новый порядок, новые механизмы, нормативы и начнет действовать новая модель управления образованием.
В рамках проекта «Качественная оценка эффективности развития системы образования» (КОЭРСО) осуществляется рейтингование муниципалитетов и рейтингование школ (оценка эффективности муниципальных систем образования и эффективности реализации региональной образовательной политики) и паспортизация школ (включение школ в мониторинг деятельности СО, самомониторинг школ, автоматизация формальных процедур). Согласно концепции проекта львиная доля показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти достигается через повышение эффективности образовательной деятельности учреждений и органов управления образованием в логической цепочке «образовательные эффекты — социальные эффекты — экономические эффекты образования». Следовательно, если больше половины показателей достигается благодаря системе образования, то и ее финансирование должно значительно увеличиться в процентном отношении по сравнению с существующим (4 %). Иными словами система качественного образования, отвечающая требованиям инновационной экономики, должна получать свыше 50% НВП России.
Что касается кадровой модернизации образования крайне необходимо формирование проектной культуры педагогических руководящих работников, формирование профессиональных и экспертных сообществ. Усложнение стратегических целей и задач развития современного образования заключается в том, что трансформация общества, стратегические направления которой определены в ходе реализации приоритетных национальных проектов, протекает в социальной сфере жизнедеятельности общества особенно сложно в силу ряда причин. С одной стороны, в России общество является наиболее «аморфной», слабо структурированной системой, в отличие от более жестко структурированных — государства или бизнес-структур. В последних управление деятельностью осуществляется в соответствии с достаточно устоявшимися положениями научных теорий и концепций управления, а в образовании институт менеджмента только утверждается. С другой стороны, «многополярность», множественность систем, подсистем, структур современного общества диктует свои требования относительно управления многообразием и сложностью. Усложнение задачи управления деятельностью социальных систем, в том числе образования, требует повышения эффективности, оптимизации и формализации управленческой деятельности. Анализ процесса «коммерциализации» образования и других социальных систем показывает, что если мы желаем, чтобы социальная сфера была эффективной и рентабельной, то и деятельность ее должна выстраиваться в соответствии с логикой стратегического бизнес — планирования: анализ, маркетинг, проектирование, мониторинг, экспертиза, менеджмент. Государство, направляя финансовые потоки в социальную сферу, а именно это мы наблюдаем в связи с национальным проектированием за последние годы, должно быть уверено в эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств. В этом смысле тенденция к вложению значительной части национального валового продукта в социальную сферу представляется оправданной. Однако возникает новая проблематика: насколько сами социальные институты и системы готовы к принятию ответственности на себя, к эффективному, результативному использованию бюджетных и внебюджетных средств? Готово ли государство доверить функции распределения финансов и переложить часть ответственности на плечи общества?
Анализ экономических преобразований в рамках национального проектирования показывает, что существенно трансформировалась и повысилась роль руководителей, специалистов и служащих в обеспечении единого и эффективного управления во всех сферах общественной жизни, в том числе в системе образования. От их профессиональных навыков и знаний в области технологий, менеджмента, маркетинга, законодательных и правовых норм, системы учета налогообложения в значительной степени зависит успешное развитие любого учреждения или организации в современных условиях. Новому типу общественного устройства необходим человек нового склада – творческий, высокоорганизованный профессионал, в том числе менеджер высочайшего класса. С другой стороны, тенденции инновационного развития стимулируют дальнейшее развитие системы образования в контексте введения государственно-общественного управления и изменения его статуса, усиления академической мобильности, повышение гибкости системы управления за счет введения инновационного (проектного, государственно-общественного, поддерживающего) управления многообразием, многовариантностью образовательных траекторий и программ.
Усложнение и многомерность социальных систем затрудняет не только управление их развитием, но и возможность спроектировать их деятельность в новых социально-экономических условиях. Более того, ужесточение контроля за эффективностью расходования бюджетных средств, выдвижение требований к вовлечению гражданских институтов в образовательную деятельность учреждений побуждает к разработке и внедрению новых социальных, экономических и управленческих способов и механизмов. Создание последних невозможно без применения новой методологической программы, одной из ее составляющих является синергетическая парадигма, эффективность которой подтверждается социальной практикой.