-
И.А. Жерносенко,
канд. культурологи, доц. АлтГТУ им. И.И. Ползунова, e—mail: iaj2002@mail.ru -
По мнению основателей учения о ноосфере, а также ряда современных ученых, ноосфера накапливает, трансформирует энергию, обогащается информацией за счет любой деятельности каждого человека, прежде всего, мысленной и духовной, сознательно и бессознательно. Поэтому человеку необходимо контролировать свои действия и мысли, соблюдать равновесие между своими потребностями и возможностью самовосстановления в природе. Данный подход является фундаментальным основанием совместного развития человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений.
-
ноосфера, экологическое сознание
-
I.A.Zhernosenko,
PhD. Cultural Studies, Associate Professor, Head of Department «Culture and communication technologies» I.I. Polzunov Altay State Technical University, e-mail: iaj2002@mail.ru -
According to doctrine founders about a noosphere, and also of some modern scientists, the noosphere accumulates, transforms energy, is enriched with the information at the expense of any activity of each person, first of all, mental and spiritual, consciously and unconsciously. Therefore it is necessary for person to supervise his actions and thoughts, to observe balance between his requirements and self-restoration possibility for the nature. The given approach is the fundamental basis of joint development of the person, a society and the nature at which the satisfaction of vital needs of the population is carried out without damage to interests of the future generations.
-
noosphere, ecological consciousness
-
THE DOCTRINE ABOUT THE NOOSPHERE – THE FUNDAMENTAL BASIS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
УДК 130.2:008.2
Понятие «ноосфера» было введено в конце 20-х годов ХХ века французским палеонтологом, математиком и философом Эдуардом Ле Руа (1870-1954). Сам термин переводится буквально как сфера разума (греч. noqs — ум, разум и sphaira — сфера) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития.
Ноосфера – это «оболочка земли»; по аналогии с понятиями «биосфера», «гидросфера», «атмосфера» и т.п., но возникающая на значительно более позднем этапе эволюции планеты – после появления на ней человека.
Э. Ле Руа в своих работах развил основные моменты эволюции биосферы в ноосферу, взяв за основу идеи Владимира Ивановича Вернадского, писавшего о значении биогеохимических процессов в развитии биосферы. Ле Руа полагал, что возникновение жизни из неживого вещества и последующее очеловечивание жизни — это закономерные этапы геологического развития Земли. И дальнейшая эволюция человека, по его мнению, связана с переходом к эпохе, когда решающее значение приобретут мысль и дух.
Э. Ле Руа не был первым из философов, кто описал духовную составляющую Мироздания. Эту категорию еще в III веке сформулировал древнегреческий философ Плотин в представлении о Едином. По мысли Плотина, мировой космиургический процесс (процесс сотворения космоса) начинается с проявления непостижимого и невыразимого Божественного Начала. Сначала создается Мировой Ум – совокупность множества идей. Ум порождает мировую Душу, которая, одушевляя неживое вещество, творит чувственный мир, отдельные души и отдельные тела. Однако, достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым. Целью человеческой жизни Плотин видел восхождение к Первоединому, через духовное совершенствование и развитие познавательных сил человека.
Спустя десятилетие после выхода работ Ле Руа теория ноосферы получила развитие в практически одновременно создаваемых работах В.И. Вернадского и Тейяра де Шардена, которые вышли только после смерти авторов.
Наиболее полное воплощение теория Ле Руа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею оживления материи (абиогенеза), но и идею о том, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. В.И. Вернадский придерживался несколько иного мнения, полагая, что природа неживого (косного) и живого вещества различна и не рассматривал ноосферу с точки зрения эсхатологии (учения о конце света) или сотериологии (учения о спасении).
Эволюционная модель Ле Руа, Тейяра де Шардена и, отчасти, Вернадского повторяет основные положения неоплатонизма. Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описаны авторами теории ноосферы языком современного научного знания, но принципиальная схема их концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души (когда человек слит с Природой и воспринимает ее чувственно, эмоционально) в сферу Разума (это происходит с развитием цивилизации), чтобы затем приобщиться к Единому. У авторов теории ноосферы человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге (Тейяр де Шарден) или, охватив научной мыслью всю планету, двигаться в направлении постижения законов Природы (В.И. Вернадский).
Но если Ле Руа и Тейяр де Шарден развивали свои концепции в рамках так называемого католического модернизма (объясняя христианскую картину мира новейшими естественнонаучными данными), то Вернадский опирался на круг научных и философских идей, выдвинутых русскими космистами. На теорию В.И.Вернадского оказали большое влияние теория «экстрема» — лучезарной духовной личности в составе бессмертного человечества — А.П. Сухово-Кобылина («Учение Всемира»), труды Н.Ф. Федорова и материалистический панпсихизм К.Э. Циолковского. Эти идеи были творчески переработаны Вернадским.
Размышления философов активно-эволюционной школы указывают одно направление эволюции: развитие «серого вещества» человечества, по образному выражению Тейяра де Шардена, ко все более высокой церебрализации, ко все более сложному «ноосферическому мозгу». Это положение В.И.Вернадский формулирует с научной точностью, введя понятие культурной биохимической энергии: «В биосфере существует великая геологическая, быть может космическая, сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Она не может быть, во всяком случае, просто и ясно выражена в форме известных нам видов энергии. Однако действие этой силы на течение земных энергетических явлений глубоко и сильно… Эта сила есть разум человека»[1]. Вернадский выделяет три условия возникновения ноосферы:
1) «вселенскость человечества» — освоение человеком не только труднодоступных мест планеты, но и проникновение во все стихии, а теперь уже и околоземное пространство;
2) необходимость единства человечества;
3) превращение науки в мощную геологическую силу, основу создания ноосферы.
По мнению философа, только наука, обладающая качествами «логической обязательности и логической непререкаемости ее основных достижений и… формой вселенскости, в охвате ею всей биосферы, всего человечества»[2] способна стать силой духовного единения человечества.
Созвучны с идеями Вернадского мысли религиозного мыслителя и ученого-энциклопедиста П.А.Флоренского, стремившегося привести к согласию религию и точное знание. В письме к В.И.Вернадскому он высказывает мысль об особой оболочке Земли, созданной человеческим творчеством: «Хочу высказать мысль… о существовании в биосфере, или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченного в круговорот культуры, или, точнее, в круговорот духа. Несводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это подозревает существование и соответственной особой сферы вещества в космосе»[3]. Определение жизни, данное Флоренским, близко идеям панпсихизма, представляющего собой философское восприятие анимистических воззрений: «Вся природа одушевлена, вся жива — в целом и в частях, все связано тесными узами между собой… энергии вещей втекают в другие вещи, и каждая живет во всех, и все в каждой»[4].
В концепциях В.И. Вернадского и Тейяра де Шардена довольно много схожего. Оба ученых исходят из того, что возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. На этом основании оба выделяют время существования человека в особую геологическую эпоху. Появление человека и Вернадский, и Тейяр де Шарден связывают с сильнейшей концентрацией сознания, замыкания его на самом себе, что приводит к возникновению личностного начала, выделяющего человека из животного мира. Затем консолидации (объединение) личностных сознаний и движется в направлении создания сверхличности (того, что привычно называют Богом). Когда все человечество консолидируется в единую личность, создание ноосферы будет завершено. Но эволюция пойдет дальше. С точки зрения Вернадского, ноосфера будет эволюционировать количественно, охватывая новые слои нашей планеты и околоземного пространства. По мнению Тейяра де Шардена, дальнейшее развитие ноосферы приведет к качественным изменениям, заключающимся в слиянии ноосферного человечества с Богом.
При существенном сходстве обеих теорий в них есть множество различий.
В теории Тейяра де Шардена выделена наиболее ярко религиозная составляющая и, в сущности, она является определяющей. Тейяр рассматривает проблему развития человечества с точки зрения Божественной Среды, в которой космос является лишь ее частью, космос – это инструмент и строительный материал.
Мысль, зародившаяся в глубинах органического мира, представляется ему «эмбриональной стадией возрастания Духа на Земле». Следовательно, человечество, духовно развиваясь, развивает саму Вселенную. Такой подход, считает Тейяр, объясняет смысл существования и материи, и человека.
От простейших клеток, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества, и способного воспроизводить мыслящий слой планеты, сфера разума охватывает всю планету «пластами ноосферы». Воздействие Божественной силы на исключительную способность мыслящих душ к «сращиванию» — ведет к сильнейшему сосредоточению сознания. Такая концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению Духа Земли. Однако и это еще не конец. Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение ее к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, надпланетному. Этот Высший центр не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа. Таким образом, живое вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии, призыву к Христу о движении навстречу. И тогда достигшее совершенства сверхличностное сознание отделится от своей материальной матрицы, «чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге». «Вселенная есть эволюция», — пишет Тейяр в работе «Как я верую».
Таким образом, тейяровская концепция ноосферы в основе своей вырастает из концепции Плотина: Вселенная, одухотворяя живое вещество, способствует его саморазвитию и восхождению к Богу.
В.И.Вернадский, в отличие от Тейяра де Шардена, предпочитал говорить о возникновении и развитии научного знания, именно в нем видя основной вектор эволюции живого вещества.
По мнению Вернадского, появление на Земле массовой жизни явилось отголоском повсеместно действующих космических сил. При этом живое вещество, составляя по объему и весу сотую долю процента биосферы, стало в ней геологически ведущей силой и определило все идущие в ней процессы. Господствующее положение живого вещества стало возможным благодаря его способности к самоорганизации, усложнению и, наконец, возникновению мысли. С появлением мысли живое вещество стало активнее перерабатывать биосферу Земли. Но решающие изменения Лика Земли, как считает Вернадский, произошли с зарождением научной мысли, когда воздействие на биосферу стало принимать целенаправленный характер. Именно этот период, по мнению ученого, является началом складывания ноосферы. С появлением человека, отмечает В.И. Вернадский, в биосфере возникает «…новая форма биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу». По его мнению, ноосфера – это действительно «оболочка» Земли. Её образование связано с деятельностью человека, основанной на гармоничном сочетании научных достижений и законов природы, отражающейся на социальных процессах. В настоящее время ноосфера охватывает бóльшую часть Земли и этот процесс продолжается.
По мнению Вернадского, перед человеком сегодня ставится вопрос о «перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого»[5]. Включение в сферу разума всей планеты и околоземного пространства, использование этих слоев биосферы рациональным образом является сейчас насущной задачей. Изменения коснутся также способа и формы мышления. Научная мысль, закономерно возникшая в результате эволюционного процесса возрастания и концентрации сознания, будет развиваться в направлении сверхсознания.
Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли. На определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу: область человеческой культуры, тесно связанную с научным знанием. Порождение ноосферы как космической силы лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечно малое, и вне области микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое. Ноосфера – это результат развития срединного мира, мира человека. Это и есть тот самый, Второй мир – мир культуры, творимый человеком. В.И.Вернадский подтверждает и развивает основной постулат русского космизма: «Человек – это фактор космической эволюции».
В процессе перехода к ноосфере большое значение будет иметь Богосотворчество — движение человека навстречу Богу. В учении Вернадского просматриваются выводы, близкие буддийскому постулату о метампсихозе (переселении душ). Буддисты считают, что каждая индивидуальная душа проходит путь развития от простейших форм к высшим (души минералов, растений, животных и затем людей, все более развивающихся и мудреющих от воплощения к воплощению). По мнению Вернадского, путем постепенного возвышения отдельных личностей, а затем и целых поколений, люди придут к сверхчеловеческому состоянию.
Считая, что жизнь — такая же вечная составляющая бытия, как материя и энергия, Вернадский в своем учении рассматривает ее с биологических позиций. Человек, по его утверждению, неразрывно связан с жизнью всех живых существ, благодаря питанию. «Эта связь составляет часть великого геохимического явления — круговорота химических элементов в биосфере, вызванного питанием организованных существ»[6]. Качественный скачок эволюции ученый видит в изменении формы питания и источников энергии. Пользуясь энергией солнца, человек сможет овладеть источником энергии растений, — существ автотрофных, которым не нужно для поддержания своей жизнедеятельности поглощать другие формы жизни. В результате «Создание нового, автотрофного существа даст ему доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений; оно реально откроет перед ним пути лучшей жизни»[6]. Нравственное совершенствование человека оказывается возможным только вместе с физическим его усовершенствованием, т.е. освобождением от тех природных качеств, которые заставляют его убивать и самому умирать.
Геологический и биохимический подход Вернадского и теологический Тейяра де Шардена привел их к схожей во многом концепции ноосферы. Она основывается на учении об эволюции космического вещества Вселенной от косного состояния материи к его высшей форме, когда материальная природа вещества становится все менее значимым фактором и первостепенное значение приобретает трансформация вещества в мысль и далее (у Тейяра) в Дух.
Одна из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, состоит в том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли. Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические процессы.
В последнее время общественность обеспокоена возрастанием числа, разнообразия и интенсивности природных катаклизмов. К многочисленным природным наводнениям и землетрясениям добавляются техногенные катастрофы с большим числом человеческих жертв. Вместе с этим резко меняются климатические условия. Заметно увеличилось количество техногенных и природных событий, чрезвычайных, с точки зрения обычного понимания, да и их энергоемкости. Все происходящее сейчас на Земле имеет не только земные (геологические, социальные) истоки, но и космические. Состояние Солнечной системы оказывается все более чувствительным к таким факторам, как техническая активность человечества и, что особенно важно, к его психическому состоянию и духовной направленности.
Экологи и философы крайне озабочены современным состоянием биосферы, их беспокоит бездумное отношение человечества ко всему земному потенциалу. На конференциях и пленумах, посвященных экологии Земли, речь идет в основном о разрушениях человечеством земной поверхности войнами, добыванием ресурсов и пр., и также о том, как сохранить биосферу от дальнейшего разрушения и истощения ее «живого вещества». Поэтому большинство современных ученых сейчас формулирует определение ноосферы как сферы разума, части биосферы, в которой разум человека должен контролировать мощь своего воздействия на природу.
Теорию В.И. Вернадского сегодня экспериментально и математически подтверждают Теория информационной структуры Вселенной и Теория физического вакуума.
Ученые склоняются к тому, что человек является источником и носителем информации. Понятие «информационное поле» является не совсем новым, еще в древнеиндийской философии рассматривалась некая материальная среда — акаша, как хранилище всеобщей информации. Учение об акаше напрямую не было связано с религиозными догмами. Естественно, что и во многих религиозных учениях (буддизм, христианство, частично ислам) божественную суть можно сопоставить с идеями об «информационном поле». Достаточно вспомнить первые строки Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и было Слово Бог».
Понятие ноосферы в настоящее время имеет множество толкований — это и сфера накопленного опыта человечества, это и сфера всех мыслей, когда-либо посещавших сознание людей, это и энергоинформационное поле планеты, поддерживающее и изменяющее структуру мира.
Такое множество толкований и представлений о ноосфере вызвано невозможностью описать сложнейший смысл этого понятия только в рамках науки и научного метода. В настоящее время определение «ноосфера» нуждается в уточнении и расширении своего смысла. Постичь ее глубинный смысл возможно только совместными методами науки, религии, философии и художественного творчества. Понятие «ноосфера» относится к общечеловеческим понятиям мировой культуры, к ценностям существующих сегодня и будущих человеческих цивилизаций. Культурологическое содержание ноосферы, наполненное личностным, социальным и нравственно-духовным смыслами, не может быть общеобязательной научной истиной, как этого требует строгий научный подход к изучению явлений природы и общества.
Сегодня в структуре ноосферы выделяют в качестве составляющих: человечество, культуру, совокупность научных знаний в единстве с отношением к природе. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
Таким образом, в понимании ноосферы следует различать два аспекта: естественнонаучный (каков её природный характер, информационно-энергетическая форма существования) и содержательно-мировоззренческий: каково её назначение и идеалы, задающие ноосферный тип организации планетарной жизни.
В центре процесса формирования ноосферы, нового информационного пространства, стоит личность, интегрирующая духовный, интеллектуальный и телесный опыт. Следовательно, в современных условиях общество и природа нуждаются в целостной, самодостаточной личности, способной не только потреблять и усваивать энергию и информацию, но и творчески ее преобразовывать в целесообразные изменения окружающего мира в соответствии с высшими целями, с культурными и духовными ценностями. И с точки зрения современного естествознания, человек рассматривается как цельная информационно-энергобиологическая система.
По последним научным данным, основные изменения в биосфере Земли происходят в связи с накоплением биоэнергии и ее наиболее активной части — психоэнергии. Психическая энергия есть основной вид энергии, воздействующей на все космические и земные процессы. Главным выводом из всех новейших открытий является то, что человеческое сознание является мощнейшим фактором, формирующим многие земные процессы. По мнению ученых, эта энергия не рассеивается, а концентрируется в довольно узком слое, распределяясь по поверхности Земли неравномерно. Выделяясь в огромных количествах в местах скопления людей, эта энергия, в свою очередь, все в большей степени влияет на скорость и характер биологических процессов.
К фактору, управляющему психическими энергиями, необходимо отнести, прежде всего, человеческую мысль. С развитием сознания постепенно мысль формируется, становясь основной творческой и преобразующей (в буквальном смысле, и формообразующей) силой Вселенной, в которой происходят процессы самоорганизации. Но при избыточном количестве негативной информации эти процессы нарушаются.
Совокупное планетарное сознание человечества, будучи несгармонизированным с естественными природными процессами, возможно, и является основной причиной большинства природных катастроф на планете. Именно эта, казалось бы, простая мысль лежит в основе всех учений древности. Катастрофы — это не столько следствие естественно идущих геологических процессов, сколько результат полного непонимания человечеством своей роли и своего влияния на земные и солнечно-планетарные связи, а значит и на состояние самой планеты.
Таким образом, по мнению ряда современных ученых, ноосфера накапливает, трансформирует энергию, обогащается информацией за счет любой деятельности каждого человека, прежде всего, мысленной и духовной, сознательно и бессознательно. Поэтому человеку необходимо контролировать свои действия, и не только по отношению к природе, соблюдать экологию природной среды, т.е. поддерживать ее в равновесии и сохранять.
С древнейших времен в традиционной культуре и сложившихся формах хозяйствования, особых в каждой конкретной местности, осуществлялась разумная, созидательная деятельность, направленная на создание гармоничных социально-природных комплексов. При этом осознавалась взаимосвязь поступков и мыслей человека с состоянием окружающей среды, ее чутким реагированием на действия человека. Подобная деятельность, ноосферная по своей природе, частично сохранилась по сей день в укладе коренных народов и начинает культивироваться сегодня на особо охраняемых природных территориях. Есть надежда, что данные мероприятия способствуют разумно управляемому соразвитию человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений.
Библиографический список
- Вернадский, В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм. – М , 1993.
- Вернадский, В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1977.
- Письмо Флоренского П.А. Вернадскому В.И. Историко-астрономические исследования. – М., 1988.
- Зеньковский, В.В. История русской философии. – Л., 1991.
- Вернадский, В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М., 1965.
- Вернадский, В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм. – М., 1993.
Referents
1. Vernadskiyj, V.I. Avtotrofnostj chelovechestva // Russkiyj kosmizm. – M , 1993.
2. Vernadskiyj, V.I. Razmihshleniya naturalista. Nauchnaya mihslj kak planetarnoe yavlenie. – M., 1977.
3. Pisjmo Florenskogo P.A. Vernadskomu V.I. Istoriko-astronomicheskie issledovaniya. – M., 1988.
4. Zenjkovskiyj, V.V. Istoriya russkoyj filosofii. – L., 1991.
5. Vernadskiyj, V. I. Khimicheskoe stroenie biosferih Zemli i ee okruzheniya. – M., 1965.
6. Vernadskiyj, V.I. Avtotrofnostj chelovechestva // Russkiyj kosmizm. – M., 1993.
Статья поступила в редакцию 02.04.12