-
С.П. Волохов,
ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г.Барнаул,
кафедра философии и культурологии, доцент, volohov@uni-altai.ru - Автор анализирует проблему реализации нового предмета в общеобразовательной школе. Сделанные выводы основываются на рефлексии проведенных для учителей курсов повышения квалификации.
- религиозные культуры, светская этика, преподавание в школе
- Volokhov S.P.
- In the article the author analyzes the problem of teaching a new discipline at school. The conclusions are based on the refresher courses for teachers.
- religious cultures, secular ethics, teaching at school
- THE ACTUAL ASPECTS OF TEACHING THE DISCIPLINE «THE BASIS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS» AT SCHOOL.
В соответствии с Поручением Президента более чем в двадцати регионах России с 2010 / 2011 учебного года начался эксперимент по реализации школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Первые положительные результаты явились основанием для повсеместного включения данного предмета в общеобразовательную программу с 2012 / 2013 учебного года. В настоящее время (январь — июнь 2012 г.) ведется соответствующее повышение квалификации учителей. В Алтайском крае, в частности, на базе АлтГПА, с прошлого года осуществляется магистерская программа с аналогичным названием.
Школьный предмет ОРКСЭ имеет ряд особенностей:
— представлен шестью альтернативными модулями «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», которые будут изучаться с согласия учащихся и по выбору их родителей (законных представителей);
— является культурологическим (а не вероучительным) и направлен на формирование у школьников нравственных идеалов и ценностей, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России;
— выстраивается содержательно вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция;
— будет предложен учащимся 4 классов (9-10 лет) в силу актуальности развития ценностных ориентаций у детей в данном возрасте.
По имеющимся данным, подавляющая часть школьной и широкой общественности поддерживают реализацию ОРКС. Чаще всего указываются следующие основания:
— будет обеспечивать национально-государственную идентичность в социально-дифференцированных и поликультурных условиях России;
— станет действенным инструментом нравственного воспитания подрастающего поколения в российском обществе;
— выступит своеобразным противовесом, превалирующим в современном обществе потребительским ориентирам, масскульту и виртуальным развлечениям;
— поможет укреплению отношений в системе «ребенок-родитель».
Хотя встречаются и другие мнения:
— дети «перегружены» в школе;
— «культурологическое образование не является актуальным для современного общества, гораздо важнее техническое, информационное, экономическое…» и др.
Проводимая с учителями (учителя начальных классов, историки, обществоведы), преподавателями и методистами АлтГПА (кафедра философии и культурологии, центр дополнительного профессионального образования) работа позволяет говорить о понимании с их стороны важности реализации предмета ОРКСЭ в школе. Учителя осознают, что в основе нормативной культуры (морали и этики), определяющей поступки и деятельность человека в различных сферах, находятся ценностные значения, придающие смысл жизни в прямом значении. И предъявляемые ребенку со стороны общества нормы становятся выполнимыми в случае осознания их необходимости на основе внутреннего убеждения. Дети не просто узнают о ценностях с той или иной традиции (светской или религиозной), а будут «переживать» их в ходе тематически организованной беседы. Есть осознание и того, что культура любого народа неразрывно связана с изначальными культами (религиозными), они составляют ее исторически и социально образующий стержень. Религии народов России (православие, ислам, иудаизм, буддизм и др.) составляют основу ее национальной культуры, и на уровне ценностных традиций должны быть знакомы детям. При этом восприятие различных религиозных традиций возможно исключительно в формате культурного диалога, дружбы и взаимопонимания, что всегда положительно воспринимается детьми.
Вместе с тем учителя не исключают возможные «риски» при реализации ОРКСЭ в школе. Во-первых, в школах отдельных регионов России альтернативность выбора может сказаться действительной дифференциацией детей по религиозному, национальному признаку. Во-вторых, освоение детьми предмета предполагает активное включение в учебный процесс родителей, что далеко не во всех семьях практикуется. Проблемным может оказаться аспект разницы «социального уровня» семей, т. к. предмет предусматривает подготовку авторских проектов на основе использования информационных технологий, дополнительного образования детей и др. В-третьих, аксиология предмета имеет социально-альтруистическую направленность, явно входящую в противоречие с индивидуалистическими установками конкурентной школьно-образовательной среды (портфолио и др.). В-четвертых, сложно представить альтернативную реализацию более двух модулей предмета одновременно, особенно в сельских школах.
Но, несмотря на возможные сложности, представители школьной общественности выражают уверенность в том, что предмет придет в школу и сыграет важную роль в учебно-воспитательном процессе.
Статья поступила в редакцию 22.05.12