• Учредители
  • Редакционная коллегия
  • Контакты
facebook
email
  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
    • Порядок оплаты
  • Выпуски
    • Выпуск № 1
    • Выпуск № 2
    • Выпуск № 3
    • Выпуск № 4
    • Выпуск № 5
    • Выпуск № 6
  • Конференции
    • Православие и русская культура, 30 мая 2012 г.
    • Культурные и экологические ценности народов Евразии. 15 марта 2013 г.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ШКОЛЕ

17 Дек 2012
Администратор
0
преподавание в школе, религиозные культуры, светская этика
  • Автор
  • Аннотация
  • Ключевые слова
  • С.П. Волохов,
    ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г.Барнаул,
    кафедра философии и культурологии, доцент, volohov@uni-altai.ru
  • Автор анализирует проблему реализации нового предмета в общеобразовательной школе. Сделанные выводы основываются на рефлексии проведенных для учителей курсов повышения квалификации.
  • религиозные культуры, светская этика, преподавание в школе

 

  • Author
  • Annotation
  • Keywords
  • Title
  • Volokhov S.P.
  • In the article the author analyzes the problem of teaching a new discipline at school. The conclusions are based on the refresher courses for teachers.
  • religious cultures, secular ethics, teaching at school
  • THE ACTUAL ASPECTS OF TEACHING THE DISCIPLINE «THE BASIS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS» AT SCHOOL.

 

В соответствии с Поручением Президента более чем в двадцати регионах России с 2010 / 2011 учебного года начался эксперимент по реализации школь­ного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Пер­вые положительные результаты явились основанием для повсеместного включения данного предмета в общеобразовательную программу с 2012 / 2013 учебного года. В настоящее время (январь — июнь 2012 г.) ведется соответствующее повышение квалификации учителей. В Алтайском крае, в частности, на базе АлтГПА, с прошлого года осуществляется магистерская программа с аналогичным названием.

Школьный предмет ОРКСЭ имеет ряд особенностей:

— представлен шестью альтернативными модулями «Основы православ­ной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культу­ры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», которые будут изучаться с согласия учащихся и по выбору их родителей (законных представителей);

— является культурологическим (а не вероучительным) и направлен на формирование у школьников нравственных идеалов и ценностей, составляю­щих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России;

— выстраивается содержательно вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция;

— будет предложен учащимся 4 классов (9-10 лет) в силу актуальности развития ценностных ориентаций у детей в данном возрасте.

По имеющимся данным, подавляющая часть школьной и широкой обще­ственности поддерживают реализацию ОРКС. Чаще всего указываются следую­щие основания:

— будет обеспечивать национально-государственную идентичность в социально-дифференцированных и по­ликультурных условиях России;

— станет действенным инструментом нравственного воспитания подрастающего поколения в российском обществе;

— выступит своеобразным противовесом, превалирующим в современном обществе потребительским ориентирам, масскульту и виртуальным развлечени­ям;

— поможет укреплению отношений в системе «ребенок-родитель».

Хотя встречаются и другие мнения:

— дети «перегружены» в школе;

— «культурологическое образование не является актуальным для совре­менного общества, гораздо важнее техническое, информационное, экономи­ческое…» и др.

Проводимая с учителями (учителя начальных классов, историки, обществоведы), преподавателями и методистами АлтГПА (кафедра философии и культурологии, центр дополнительного профессионального образования) работа позволяет говорить о понимании с их стороны важности реализации предмета ОРКСЭ в школе. Учителя осознают, что в основе нормативной культуры (морали и этики), определяющей поступки и деятельность человека в различных сферах, находятся ценностные значения, придающие смысл жизни в прямом значении. И предъявляемые ребенку со стороны общества нормы становятся выполнимыми в случае осознания их необходимости на основе внутреннего убеждения. Дети не просто узнают о ценностях с той или иной традиции (светской или религиозной), а будут «переживать» их в ходе тематически организованной беседы. Есть осознание и того, что культура любого народа неразрывно связана с изначальными культами (религиозными), они составляют ее исторически и социально образующий стержень. Религии народов России (православие, ислам, иудаизм, буддизм и др.) составляют основу ее национальной культуры, и на уровне ценностных традиций должны быть знакомы детям. При этом восприятие различных религиозных традиций возможно исключительно в формате культурного диалога, дружбы и взаимопонимания, что всегда положительно воспринимается детьми.

Вместе с тем учителя не исключают возможные «риски» при реализации ОРКСЭ в школе. Во-первых, в школах отдельных регионов России альтернатив­ность выбора может сказаться действительной дифференциацией детей по религиозному, национальному признаку. Во-вторых, освоение детьми предмета предполагает активное включение в учебный процесс родителей, что далеко не во всех семьях практикуется. Проблемным может оказаться аспект разницы «социального уровня» семей, т. к. предмет предусматривает подготовку авторских проектов на основе использования информационных технологий, дополнительного образования детей и др. В-третьих, аксиология предмета имеет социально-альтруистическую направленность, явно входящую в противоречие с индивидуалистическими установками конкурентной школьно-образовательной среды (портфолио и др.). В-четвертых, сложно представить альтернативную реализацию более двух модулей предмета одновременно, особенно в сельских школах.

Но, несмотря на возможные сложности, представители школьной общественности выражают уверенность в том, что предмет придет в школу и сыграет важную роль в учебно-воспитатель­ном процессе.

Статья поступила в редакцию 22.05.12

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Twitter
Опубликовать в Яндекс
Об авторе

Оставить комментарий Отменить ответ

*
*

captcha *

Главная > Выпуск № 5. > АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ…

Перевести / Translate to


Выпуски журнала

  • Выпуск 1.
  • Выпуск 2.
  • Выпуск 3.
  • Выпуск 4.
  • Выпуск 5.
  • Выпуск 6.

Рубрики журнала

  • НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВРЕМЕН И СМЫСЛОВ

Теги

Алтае-Саянский экорегион Алтай Алтайский заповедник Алтайский край Барнаул Телецкое озеро Тенгри Экология и культура диалог культур духовность евразийство инкультурация интеграция интегрированные уроки компьютерные технологии концепт культура культурное пространство культурные ценности культурологический подход лингвокультурология молодежное экологическое движение музей наука православие религия самореализация светская культура символ синергетика социальное проектирование тенгрианство традиционная культура философия христианство шаманизм эзотерика экологическая культура экологические акции экологический туризм экологическое воспитание экологическое образование экологическое сознание экология язычество

У вас есть вопрос или предложение?

  1. Как к вам обратиться? *
    * Пожалуйста, введите ваше имя
  2. Введите Email для ответа *
    * Пожалуйста, введите ваш Email
  3. Ваше сообщение *
    * Пожалуйста, введите сообщение
0 Followers 91 Fans

Наши твиты

  • Twitter feed loading
  • О журнале
  • Редакционная коллегия
  • Учредители
  • Авторам
    • Порядок оплаты
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
  • Контакты
Яндекс.Метрика

2010. Электронный научный журнал «ЕВРАЗИЙСТВО: ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРА. ЭКОЛОГИЯ»