-
Д.О.Ченцова,
КГБОУ СПО«Алтайский краевой колледж культуры», г. Барнаул, студентка, tanyiaus@mail.ru - Статья посвящена описанию трудов Владимира Соловьева о духовной культуре России, идеологии, духовном развитии государства. Рассмотрены основные идеи, которые русский философ отображал в своих трудах, говоря о народе и стране.
- духовная культура, В.С. Соловьев, славянофилы, русская идея
- Chentsova D.O.
- The article is devoted to the description of V.S. Soloviev’s works about Russian spiritual culture, ideology, spiritual development of the country. The main ideas of Russian philosopher are considered in the article.
- spiritual culture, V.S. Soloviev, Slavophile, Russian idea
- THE SPIRITUAL CULTURE OF RUSSIA IN V.S. SOLOVIEV’S WORKS.
УДК 1 (47 + 57)
Духовная культура России нашла отражение в трудах русского философа Владимира Соловьева, который мечтал о том, чтобы Россия стала всемирной христианской монархией. Он с тревогой писал: «Жизнь России «еще не определилась окончательно», в ней совершается борьба светлого и темного начала». «Пусть Россия, хотя бы без Царьграда, хотя бы в настоящих своих пределах, станет христианским царством в полном смысле этого слова — царством правды и милости, — тогда все остальное приложится ей».
С горечью Соловьев замечал, как в его время темное начало стало поднимать голову и в идеологии, и на практике. На практике это выразилось в том, что русское правительство постепенно стало на окраинах осуществлять политику принудительного обрусения, а в идеологии это сказалось в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Учение Данилевского о культурно-исторических типах, отрицавшее единство человечества, ведет к «понижению нравственных требований, предъявляемых к народу христианским универсализмом, согласно которому каждый народ должен служить всему человеческому». С целью защитить христианский универсализм Соловьев подверг книгу Данилевского уничтожающей критике.
Эпигоны славянофильства оказались проповедниками национального эгоизма, и Соловьев выступил с критикой этого направления в нескольких статьях, особенно в статье «Славянофильство и его вырождение». Основатели славянофильства И. В. Киреевский, Хомяков, К. Аксаков вели «прогрессивно-либеральную борьбу», говорит Соловьев, «против действительных зол современной им России», они отстаивали «принцип человеческих, безусловного нравственного значения самостоятельной личности — принцип христианский» и «по историческому развитию преимущественно западноевропейский». Хомяков выразил учение о строе религиозной жизни в формуле «церковь, как синтез единства и свободы в любви». Но, к сожалению, он противопоставлял католичеству и протестантизму этот свой идеал так, как будто он в России уже осуществлен, тогда как в действительности в России церковь была низведена к «функции государственного организма». В том именно и заключается существенный порок славянофильства, что в основание своего учения они поставили не идеал, который необходимо осуществить в будущем творческими усилиями русского народа, а идеализацию прошлого Руси, а именно – идеализацию Московского государства, сущность которого Соловьев характеризует как татаро-византийскую.
Размышляя об исторической миссии России как примирительницы и объединительницы всего человечества, Владимир Сергеевич Соловьёв полагал, что русский народ не имеет никаких специальных дарований и только потому может стать “посредником” между волею Божией и миром, что «свободен от всякой ограниченности и односторонности». В письме к О.П. Пирлингу Соловьев приводит от первой части своей книги «Россия и вселенская церковь» следующие слова: «Нет основания, верить в великое будущее России в области чисто светской культуры (общественные учреждения, науки, философия, искусство, литература)». В действительности уже в это время ясно обнаружилось, что русский народ обладает также и специальными дарованиями и начинает творить первоклассную культуру. Таковы русская музыка, русская литература, русский театр, русская форма православия, русский литературный язык, в области общественных учреждений — русский суд, земское и городское самоуправление. А после смерти Соловьева русский народ доказал, что и в области философии и науки он способен творить высокоценные произведения. Кроме того, следует заметить, что к концу своей жизни Соловьев в значительной степени по многим вопросам изменил свои взгляды.
Таким образом, современное В.Соловьеву и следующее поколение русских философов и мыслителей, естественно, не обошло своим вниманием русский вопрос. В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же понятия меры, гармонии
Библиографический список
- Соловьёв В. С., Россия и Вселенская церковь.- М., 1911.
- Соловьёв В.С., Оправдание добра / Отв. ред. О. А. Платонов. — М., 2012.
- Соловьёв В.С., Сочинения в двух томах. М., 1989. Т. 1. С. 19 — 31.
- Соловьёв В.С., Философское начало цельного знания. — Минск, 1999.
- Соловьёв В.С., Духовные основы жизни. — М., 1991.
- Соловьёв В.С., Литературная критика.- М., 1990.
- Соловьёв В.С., Оправдание добра. Нравственная философия. – Т. 1.-М., 1988.
Referents
- Solovyov V. S., Rossiya i Vselenskaya cerkovj.- M., 1911.
- Solovyev V.S., Opravdanie dobra / Otv. red. O. A. Platonov. — M., 2012.
- Solovyev V.S., Sochineniya v dvukh tomakh. M., 1989. T. 1. S. 19 — 31.
- Solovyov V.S., Filosofskoe nachalo celjnogo znaniya. — Minsk, 1999.
- Solovyov V.S., Dukhovnihe osnovih zhizni. — M., 1991.
- Solovyov V.S., Literaturnaya kritika.- M., 1990.
- Solovyov V.S., Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya. – T. 1.-M., 1988.
Статья поступила в редакцию24.05.12