-
В.А. Зырянова,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», г.Новоалтайск, учитель начальных классов, novschool9@mail.ru - В статье предпринята попытка ответить на вопрос о необходимости и целесообразности введения нового обязательного факультатива «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе общеобразовательных школ.
- духовно-нравственное воспитание в школе, факультатив основы религиозных культур и светской этики
- Zyryanova V.A.
- The article presents an attempt to answer the question of necessity and expediency of introduction a new obligatory elective course of the Basis of religious cultures and secular ethics in the fourth form.
- spiritual and moral education at school, an elective course of the Basis of religious cultures and secular ethics
- THE QUESTION OF TEACHING THE BASIS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS AT SCHOOL.
УДК 373.167.1:21
Любое образовательное учреждение, планируя свою работу, в качестве одной из главных составляющих включает раздел «Духовно-нравственное воспитание», что определяется современным законодательством России как одна из основных задач содержания образования. В плане духовно-нравственного воспитания каждая школа имеет свою изюминку: в одной это спортивное направление, в другой — исследовательское, но единая, определяющая задача — формирование осознанного нравственного мировоззрения выпускников. Для того, чтобы эта задача решалась более эффективно в учебный процесс ОУ введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» по Поручению Президента и Распоряжению Председателя Правительства. Для большинства педагогов Алтайского края этот курс – новое и пока малопонятное дело. Но некоторые ОУ, в том числе МБОУ СОШ № 9 г.Новоалтайска знакомы с этим вопросом не понаслышке. У нас один из модулей ОРКСЭ (а именно, «Основы православной культуры») в расширенном (по сравнению с ОРКСЭ) варианте ведется десять лет. Накопленный опыт позволяет нам ответить на некоторые важные вопросы, которые появились у родителей и коллег, которым предстоит преподавать этот предмет с 01.09.2012г.
Этими вопросами задавался и автор статьи лет 10 назад.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ,
Не слишком ли рано? Этот материал нужно давать в старшей, возможно и в средней школе.
Не рано — это точно. Здесь, в пору, задать вопрос: « А не поздно ли?» В некотором смысле четвероклассников уже придётся переучивать, т.к. многие нравственные понятия уже сформированы, и зачастую, уже появились стойкие увлечения нездоровыми явлениями молодежных субкультур. Уже не только четвероклассники — многие первоклассники имеют представление о мире, оставляющее только пожалеть их. Позволю себе проиллюстрировать это таким примером. Всем известно значение слова «дружить» В толковом словаре прочтем: «дружить — испытывать друг к другу приязнь, доверие, полагаться один на другого». Между тем, подростки семи-четырнадцати лет оскорбляются, если этим словом называют взаимоотношения между ребятами одного пола. Они вкладывают в него другой смысл: «дружить – это, оказывается, «испытывать однополую любовь». Понятие «дружба» заменилось на «общаться». Понятие «любовь» нынче равняется понятию «секс». Всего-то несколько слов, а как ярко обозначают они идеологические болезни современной молодежи. Православная культура – лучшее лекарство от подобных болезней.
ВОПРОС ВТОРОЙ.
Стоит ли вообще вводить новый курс, тем более, на религиозной, хотя и культурологической, основе?
Многие педагоги аргументируют такое мнение тем, что разработано немало светских программ, в том числе и авторских, по нравственно-этическому воспитанию, которые давно апробированы, испытаны временем, стоит ли ещё «велосипед изобретать»? На это можно отвечать так: эти программы действительно испытаны временем и доказали свою несостоятельность. Распоряжение Правительства о ОРКСЭ появилось именно поэтому. К тому же, некоторые воспитательные инновации последних лет не просто несостоятельны – вредны! Например, выдержки из подобной программы: «Тематический кл.час в 11 классе. ТЕМА: «Институт брака. Пробный, гражданский, официальный брак. ЦЕЛЬ: Разъяснить учащимся основные отличия между гражданским, официальным и пробным браком.» Комментарии, как говорится, излишни. Педагог, составивший программу, даже не догадывается, что гражданский брак – это есть официальный; а что такое «пробный» — тайна и для автора статьи
Другая программа другого педагога и другого ОУ. «Час свободного общения — 6 класс. ТЕМА: «Традиционный (!!!) праздник «День св. Валентина– день влюбленных. (ну как же, разумеется , День влюблённых — это старая добрая российская традиция, — комментарий автора статьи.) ЦЕЛЬ: Сформировать у уч-ся умение правильно и культурно поздравить тех, к кому испытываешь привязанность» (чем не мостик к новому значению слова «дружить»? — комментарий автора статьи.)
Последствия реализации таких программ и придётся исправлять новому курсу. Именно благодаря ему школьники должны узнать, что никакого деления брачного союза на пробный и гражданский не существует. Как, собственно, и не существует праздника под названием «День св.Валентина». Что касается религиозной составляющей курса, так нельзя забывать, что, во-первых, традиционные российские религии заслуженно включены в систему базовых национальных ценностей. А, во-вторых, ОРКСЭ должен решить ряд задач, самая сложная из которых развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Иными словами – не просто сформировать у младшего подростка нравственные нормы, но, главное, убедить его в том, что соблюдение этих норм жизненно необходимо ему самому, что это должно стать смыслом жизни. В данном случае, только религиозная культура способна внятно объяснить человеку, почему ему выгодно относиться к ближнему как к самому себе.
Да и само содержание нравственной нормы вне религиозной культуры становится аморфным и непонятным. Что такое в принципе «нравственная норма»? Это собственно критерий различения добра и зла. Но добро и зло понимается по-разному разными людьми и разными эпохами. Где взять универсальное и безусловное определение нравственного и безнравственного? Что именно считать необходимой точкой отсчёта в воспитании? Только в культурной традиции, сформированной религией. Только опираясь на заповеди – законы, которые человек считает посланными Богом, и потому неоспоримыми – мерилом мерил, критерием критериев. Сторонники безрелигиозной «светской этики» возражают: нельзя, мол, ссылаться на установки Священного писании. Это н е т о л е р а н т н о! Однако, как ни крути, но и безрелигиозная светская этика появилась из пережитых и переосмысленных религиозных(!!!) истин, и мораль в принципе тоже имеет корни в Священном писании.
ВОПРОС ТРЕТИЙ.
Что за странный курс? Только в четвертом классе. Не станет ли он пустой тратой времени. У него нет перспективы.
На стыке двух этапов обучения — младшего и среднего звена (а это и есть четвёртый класс ) школьник получает только толчок к размышлению, изучая новый предмет, а дело его педагогов и родителей и дальше вести подростка по тому пути, который наметит ОРКСЭ. Современная школа имеет для этого множество способов: факультативные и элективные курсы, кружковая работа, интегрированные занятия, новое и очень интересное начинание – «Школа ответственного родительства», деятельность классного руководителя.
ОУ, безусловно, в состоянии обеспечить перспективы КУРСА самостоятельно. Больше того, школа сама может оказаться бесперспективной, если курс ОРСКЭ не выйдет за рамки четвертого года обучения и не найдёт отражения во всей системе воспитательной работы школы, которая должна измениться в соответствии с направлением, которое определяет новый учебный курс. В свете религиозных ценностей россиян должно строить программы классных руководителей, серии развлекательных и творческих мероприятий, циклы исследовательских работ. Воспитание станет только тогда действенным и успешным, когда во главу угла поставит духовные традиции , пропагандируемые ОРКСЭ. Это и станет перспективой нового курса.
ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ.
А какой модуль следует выбрать?
Подводя итоги после десятилетнего трудного опыта преподавания основ православной культуры, хочу сказать — опыт МБОУ СОШ № 9 г. Новоалтайска (как опыт многих других ОУ страны) доказал безусловную эффективность изучения предметов цикла «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ культура» или, как принято нынче называть, ОРКСЭ. Но вот при оценке модулей я не могу быть безусловно беспристрастна и всё же рискну утверждать, что для Алтая действительно эффективным может быть только модуль «Основы православной культуры». Хотя бы потому, что перед педагогами поставлена чёткая задача: воспитать гражданина, который идентифицирует себя как россиянина (!!!). А как вы, уважаемые педагоги, собираетесь это сделать без изучения православной культуры, на которой и возросло всё то, что мы называем Россия? На этот четвертый вопрос и родители, и педагоги должны дать только правильный ответ, иначе может исчезнуть само могучее понятие «Россия».
Статья поступила в редакцию15.06.12