• Учредители
  • Редакционная коллегия
  • Контакты
facebook
email
  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
    • Порядок оплаты
  • Выпуски
    • Выпуск № 1
    • Выпуск № 2
    • Выпуск № 3
    • Выпуск № 4
    • Выпуск № 5
    • Выпуск № 6
  • Конференции
    • Православие и русская культура, 30 мая 2012 г.
    • Культурные и экологические ценности народов Евразии. 15 марта 2013 г.

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

17 Дек 2012
Администратор
0
духовно-нравственное воспитание в школе, факультатив основы религиозных культур и светской этики
  • Автор
  • Аннотация
  • Ключевые слова
  • В.А. Зырянова,
    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», г.Новоалтайск, учитель начальных классов, novschool9@mail.ru
  • В статье предпринята попытка ответить на вопрос о необходимости и целесообразности введения нового обязательного факультатива «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе общеобразовательных школ.
  • духовно-нравственное воспитание в школе, факультатив основы религиозных культур и светской этики

 

  • Author
  • Annotation
  • Keywords
  • Title
  • Zyryanova V.A.
  • The article presents an attempt to answer the question of necessity and expediency of introduction a new obligatory elective course of the Basis of religious cultures and secular ethics in the fourth form.
  • spiritual and moral education at school, an elective course of the Basis of religious cultures and secular ethics
  • THE QUESTION OF TEACHING THE BASIS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS AT SCHOOL.

 

УДК 373.167.1:21

Любое образовательное учреждение, планируя свою работу, в качестве одной из главных составляющих включает раздел «Духовно-нравственное воспитание», что определяется современным законодательством России как одна из основных задач содержания образования. В плане духовно-нравственного воспитания каждая школа имеет свою изюминку: в одной это спортивное направление, в другой — исследовательское, но единая, определяющая задача — формирование осознанного нравственного мировоззрения выпускников. Для того, чтобы эта задача решалась более эффективно в учебный процесс ОУ введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» по Поручению Президента и Распоряжению Председателя Правительства. Для большинства педагогов Алтайского края этот курс – новое и пока малопонятное дело. Но некоторые ОУ, в том числе МБОУ СОШ № 9 г.Новоалтайска знакомы с этим вопросом не понаслышке. У нас один из модулей ОРКСЭ (а именно, «Основы православной культуры») в расширенном (по сравнению с ОРКСЭ) варианте ведется десять лет. Накопленный опыт позволяет нам ответить на некоторые важные вопросы, которые появились у родителей и коллег, которым предстоит преподавать этот предмет с 01.09.2012г.

Этими вопросами задавался и автор статьи лет 10 назад.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ,

Не слишком ли рано? Этот материал нужно давать в старшей, возможно и в средней школе.

Не рано — это точно. Здесь, в пору, задать вопрос: « А не поздно ли?» В некотором смысле четвероклассников уже придётся переучивать, т.к. многие нравственные понятия уже сформированы, и зачастую, уже появились стойкие увлечения нездоровыми явлениями молодежных субкультур. Уже не только четвероклассники — многие первоклассники имеют представление о мире, оставляющее только пожалеть их. Позволю себе проиллюстрировать это таким примером. Всем известно значение слова «дружить» В толковом словаре прочтем: «дружить — испытывать друг к другу приязнь, доверие, полагаться один на другого». Между тем, подростки семи-четырнадцати лет оскорбляются, если этим словом называют взаимоотношения между ребятами одного пола. Они вкладывают в него другой смысл: «дружить – это, оказывается, «испытывать однополую любовь». Понятие «дружба» заменилось на «общаться». Понятие «любовь» нынче равняется понятию «секс». Всего-то несколько слов, а как ярко обозначают они идеологические болезни современной молодежи. Православная культура – лучшее лекарство от подобных болезней.

ВОПРОС ВТОРОЙ.

Стоит ли вообще вводить новый курс, тем более, на религиозной, хотя и культурологической, основе?

Многие педагоги аргументируют такое мнение тем, что разработано немало светских программ, в том числе и авторских, по нравственно-этическому воспитанию, которые давно апробированы, испытаны временем, стоит ли ещё «велосипед изобретать»? На это можно отвечать так: эти программы действительно испытаны временем и доказали свою несостоятельность. Распоряжение Правительства о ОРКСЭ появилось именно поэтому. К тому же, некоторые воспитательные инновации последних лет не просто несостоятельны – вредны! Например, выдержки из подобной программы: «Тематический кл.час в 11 классе. ТЕМА: «Институт брака. Пробный, гражданский, официальный брак. ЦЕЛЬ: Разъяснить учащимся основные отличия между гражданским, официальным и пробным браком.» Комментарии, как говорится, излишни. Педагог, составивший программу, даже не догадывается, что гражданский брак – это есть официальный; а что такое «пробный» — тайна и для автора статьи

Другая программа другого педагога и другого ОУ. «Час свободного общения — 6 класс. ТЕМА: «Традиционный (!!!) праздник «День св. Валентина– день влюбленных. (ну как же, разумеется , День влюблённых — это старая добрая российская традиция, — комментарий автора статьи.) ЦЕЛЬ: Сформировать у уч-ся умение правильно и культурно поздравить тех, к кому испытываешь привязанность» (чем не мостик к новому значению слова «дружить»? — комментарий автора статьи.)

Последствия реализации таких программ и придётся исправлять новому курсу. Именно благодаря ему школьники должны узнать, что никакого деления брачного союза на пробный и гражданский не существует. Как, собственно, и не существует праздника под названием «День св.Валентина». Что касается религиозной составляющей курса, так нельзя забывать, что, во-первых, традиционные российские религии заслуженно включены в систему базовых национальных ценностей. А, во-вторых, ОРКСЭ должен решить ряд задач, самая сложная из которых развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Иными словами – не просто сформировать у младшего подростка нравственные нормы, но, главное, убедить его в том, что соблюдение этих норм жизненно необходимо ему самому, что это должно стать смыслом жизни. В данном случае, только религиозная культура способна внятно объяснить человеку, почему ему выгодно относиться к ближнему как к самому себе.

Да и само содержание нравственной нормы вне религиозной культуры становится аморфным и непонятным. Что такое в принципе «нравственная норма»? Это собственно критерий различения добра и зла. Но добро и зло понимается по-разному разными людьми и разными эпохами. Где взять универсальное и безусловное определение нравственного и безнравственного? Что именно считать необходимой точкой отсчёта в воспитании? Только в культурной традиции, сформированной религией. Только опираясь на заповеди – законы, которые человек считает посланными Богом, и потому неоспоримыми – мерилом мерил, критерием критериев. Сторонники безрелигиозной «светской этики» возражают: нельзя, мол, ссылаться на установки Священного писании. Это н е т о л е р а н т н о! Однако, как ни крути, но и безрелигиозная светская этика появилась из пережитых и переосмысленных религиозных(!!!) истин, и мораль в принципе тоже имеет корни в Священном писании.

ВОПРОС ТРЕТИЙ.

Что за странный курс? Только в четвертом классе. Не станет ли он пустой тратой времени. У него нет перспективы.

На стыке двух этапов обучения — младшего и среднего звена (а это и есть четвёртый класс ) школьник получает только толчок к размышлению, изучая новый предмет, а дело его педагогов и родителей и дальше вести подростка по тому пути, который наметит ОРКСЭ. Современная школа имеет для этого множество способов: факультативные и элективные курсы, кружковая работа, интегрированные занятия, новое и очень интересное начинание – «Школа ответственного родительства», деятельность классного руководителя.

ОУ, безусловно, в состоянии обеспечить перспективы КУРСА самостоятельно. Больше того, школа сама может оказаться бесперспективной, если курс ОРСКЭ не выйдет за рамки четвертого года обучения и не найдёт отражения во всей системе воспитательной работы школы, которая должна измениться в соответствии с направлением, которое определяет новый учебный курс. В свете религиозных ценностей россиян должно строить программы классных руководителей, серии развлекательных и творческих мероприятий, циклы исследовательских работ. Воспитание станет только тогда действенным и успешным, когда во главу угла поставит духовные традиции , пропагандируемые ОРКСЭ. Это и станет перспективой нового курса.

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ.

А какой модуль следует выбрать?

Подводя итоги после десятилетнего трудного опыта преподавания основ православной культуры, хочу сказать — опыт МБОУ СОШ № 9 г. Новоалтайска (как опыт многих других ОУ страны) доказал безусловную эффективность изучения предметов цикла «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ культура» или, как принято нынче называть, ОРКСЭ. Но вот при оценке модулей я не могу быть безусловно беспристрастна и всё же рискну утверждать, что для Алтая действительно эффективным может быть только модуль «Основы православной культуры». Хотя бы потому, что перед педагогами поставлена чёткая задача: воспитать гражданина, который идентифицирует себя как россиянина (!!!). А как вы, уважаемые педагоги, собираетесь это сделать без изучения православной культуры, на которой и возросло всё то, что мы называем Россия? На этот четвертый вопрос и родители, и педагоги должны дать только правильный ответ, иначе может исчезнуть само могучее понятие «Россия».

Статья поступила в редакцию15.06.12

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Twitter
Опубликовать в Яндекс
Об авторе

Оставить комментарий Отменить ответ

*
*

captcha *

Главная > Выпуск № 5. > К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ…

Перевести / Translate to


Выпуски журнала

  • Выпуск 1.
  • Выпуск 2.
  • Выпуск 3.
  • Выпуск 4.
  • Выпуск 5.
  • Выпуск 6.

Рубрики журнала

  • НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВРЕМЕН И СМЫСЛОВ

Теги

Алтае-Саянский экорегион Алтай Алтайский заповедник Алтайский край Барнаул Телецкое озеро Тенгри Экология и культура диалог культур духовность евразийство инкультурация интеграция интегрированные уроки компьютерные технологии концепт культура культурное пространство культурные ценности культурологический подход лингвокультурология молодежное экологическое движение музей наука православие религия самореализация светская культура символ синергетика социальное проектирование тенгрианство традиционная культура философия христианство шаманизм эзотерика экологическая культура экологические акции экологический туризм экологическое воспитание экологическое образование экологическое сознание экология язычество

У вас есть вопрос или предложение?

  1. Как к вам обратиться? *
    * Пожалуйста, введите ваше имя
  2. Введите Email для ответа *
    * Пожалуйста, введите ваш Email
  3. Ваше сообщение *
    * Пожалуйста, введите сообщение
0 Followers 91 Fans

Наши твиты

  • Twitter feed loading
  • О журнале
  • Редакционная коллегия
  • Учредители
  • Авторам
    • Порядок оплаты
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
  • Контакты
Яндекс.Метрика

2010. Электронный научный журнал «ЕВРАЗИЙСТВО: ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРА. ЭКОЛОГИЯ»