- Гривицкая Л.Н.
- В статье учитель математики делится практическим опытом построения интегрированных курсов – изучение математики совмещается с изучением культуры и истории родной страны. По мнению автора, каждый учитель может и должен преподавать свой предмет в рамках патриотического воспитания.
- кадетский корпус, интегрированные уроки, математика, патриотизм, учебно-боевые действия, игра, инкультурация
- Grivitskaya L.N.
- In the article the teacher of math shares her practical experience in building integrated courses — the study of mathematics is combined with the study of the culture and history of her native country. According to the author, each teacher can and should teach their subject in the framework of patriotic education.
- Cadet Corps, integrated lessons, mathematics, patriotism, training and fighting, game, inculturation
- Mathematics in cultural aspect
В конце 80-х годов ХХ века, когда уже отчетливо виделся крах Советской государственной системы, уже не было никаких сомнений в несостоятельности интернациональной коммунистической идеологии и практики, когда со всей своей громадностью вставал вопрос о жизни и смерти русского государства, инстинкт самосохранения подсказал: спасение России – в новых людях, которых следует взрастить, воспитать. А форма питомника была известна – старый, традиционный кадетский корпус, который в прошлом поставлял обществу великих и малых, но всех одинаково честных и одинаково преданных Отечеству людей. Кадетские корпуса России были школами, в которых подготовка (образование) «слуг Отечества» строилась на основе всесторонне-целостного (духовно-нравственного, физического, воинского) воспитания юношества. Из стен кадетских корпусов вышли великие полководцы и государственные деятели, ученые и изобретатели, журналисты и художники, поэты и музыканты.
Исходя из вышесказанного, у меня сложилось твердое убеждение в том, что возникла необходимость перестройки школьного математического образования. Кадетские корпуса своей целью ставят воспитание истинных патриотов своего Отечества, а значит: задача учителя-предметника, в частности математика, преподавать свой предмет в русле этой идеи. Но как человек может считать себя истинным патриотом, если он не приобщен к великим культурным ценностям своей Родины, если он не знает ее историю, не ведает о лучших сынах России, составляющих ее гордость и славу?
… Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу. (А.С. Пушкин)
Так зародилась идея создания в 6 кадетском классе (взводе) интегрированного курса математики. Цель была одна – построить уроки так, чтобы, изучая математику, постигая ее законы, кадеты повернулись лицом к истории своей Родины. Чтобы, получая небольшими порциями информацию о своих корнях, они увидели бы ту страну, о которой они не знают под натиском зарубежных мультфильмов и боевиков, компьютерных игр, заполонивших нас в последнее десятилетие, которое, кстати, и является возрастом этих ребят.
Единственное условие, которое я ставила перед собой – интегрированные уроки должны стать стройной системой, проводиться регулярно, чтобы не превратиться в игру. Поэтому каждый последующий урок в культурно-историческом аспекте должен был быть логическим продолжением предыдущего.
Итак, в чем же проявляется интегрированность курса? В процессе получения дополнительного образования кадеты изучают военно-технические дисциплины. Чтобы расширить рамки знаний и навыков, получаемых при изучении военного дела, тему «Делимость чисел» я разработала в виде проведения учебно-боевых действий с условным противником «Незнание». На каждом уроке применялись планы операций с использованием условных обозначений, принятых в Российской армии (см. Приложение № 2). На этих схемах номера по устному счету, отработке и закреплению темы обозначались разными огневыми точками, а правила по теме – географическими препятствиями на местности, без преодоления которых успешное наступление на врага невозможно. Для уничтожения боевых сил противника применялись команды, определенные Боевым Уставом Вооруженных сил. На каждом боевом рубеже или при подавлении очередной огневой точки условного противника «господа кадеты» находили очередную новую страничку летописи истории Древней Руси от разрозненных племен, населявших территорию нашей Родины, до княжения Игоря. При этом использовалась карта истории Киевской Руси IX-XII веков для углубления пространственно-географического восприятия учащихся (т.е. ребята были включены в деятельностную игру).
С течением времени, обучаясь по этой программе, ребята научились самостоятельно определять уровень сложности предлагаемых учебных задач и обозначать их на тактической схеме легкими (пулеметы, гранатометы) или более тяжелыми (танки, пушки, БТР) орудиями.
Большую популярность приобрела «проверка боевой готовности войск перед наступлением». Для этого взвод делится на отделения по 4-5 человек (работа малыми группами). Каждому отделению условно присваивается принадлежность к определенному роду войск (танковое, авиационное, десантное и т.д.). Назначенный мной командир отделения получает пакет с заданием, решение которого дает ключ к расшифровке определенного исторического термина. После выполнения работы всеми отделениями я рассказываю ребятам о значении новых для них слов. Таким образом, кадеты узнали о том, как был вооружен древнеславянский воин, как называлось его оружие, каким божествам поклонялись наши предки. Наиболее устойчивыми являются знания, полученные ассоциативным путем. С этой целью применяется методика погружения в определенную эпоху (инкультурация). Путешествуя по Великому Днепровскому торговому пути, ребята на время становлись купцами. Решая всевозможные математические задания по теме, которые были дешифраторами к исторической информации, ребята пришли к выводу, что купцы должны были быть воинами в то неспокойное время, а потом логично вышли на то, где удобнее устроить засаду на Днепровских порогах.
Заключительный урок по теме был проведен через древнеславянский ритуал Посвящения в воины – инициацию. Господа кадеты, в начале урока являющиеся отроками, решая сложные математические задания, как бы проходили тот серьезный и опасный путь, который при Посвящении преодолевали древнеславянские юноши для того, чтобы иметь право называться гриднями (воинами дружины). Особую эмоциональную окраску уроку придавало то, что помощниками учителя – гриднями – выступали кадеты 10 класса, а в состав экспертного жюри входили офицеры-воспитатели, которые в древнеславянском войске именовались бы кметями, то есть ветеранами.
Следующая тема «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» представилась мне мирной. Я предложила ребятам отойти от военных действий. Повседневная служба требует от настоящих воинов регулярной тренировки и совершенствования воинского мастерства, изучения исторических документов и участия в жизни общества. «Откуда берутся воины? Это выходцы из народа. Они, осознав свое предназначение, сознательно идут на службу Отечеству, обрекая себя на определенные лишения. Но именно они в трудную минуту становятся на защиту своей земли, своей истории и своей культуры… А после окончания ратной службы воины опять возвращаются в народ, представителями которого являются». Эти слова принадлежат Алексею Алексеевичу Кадочникову, создавшему уникальный стиль рукопашного боя – русский рукопашный бой, возникновение которого датируется временем княжения Ольги. Перед тем, как отправиться с Ольгой для крещения в Константинополь, мы составили с ребятами «Коляды Дар», то есть календарь древних славян (см. Приложение № 1). Господа кадеты с гордостью слушали о том, что календарь у наших предков был собственный, а не римский. Решая задачи и составляя математические мозаики, мы узнавали славянские названия месяцев и имена богов, им покровительствующих.
Не секрет, что дети сейчас мало читают, но то, что они уже знали по истории России, они с удовольствием дополняют к моим рассказам. На каникулах многие из них читали книги по истории Древней Руси, а затем рассказали нам о прочитанном. Такой обмен информацией позволил некоторым ребятам стать более раскрепощенными на уроках математики. Они стараются сами ставить цели урока, логически строить выводы по изучаемым темам. Такое построение уроков позволило создавать мотивацию к обучению, использовать на уроках ситуации эвристического диалога. Кадеты не боятся высказывать свои мысли, следуя принципу: «Каждое мнение имеет право на существование». В результате у них вырабатывается способность к выбору в условиях проблемной ситуации.
На уроках в качестве эпиграфов и при изучении исторических справок я использую слова великих русских поэтов, государственных деятелей о нашей Родине. На уроках я рассказываю о том, что первый в России учебник арифметики был составлен Леонтием Филипповичем Магницким именно для кадет так называемой Навигацкой школы в Москве (в будущем Морской корпус) еще в 1703 году; что единая программа преподавания математики была введена по повелению Императора Николая 1 именно в Российских кадетских корпусах, и что составил ее академик Михаил Васильевич Остроградский, профессор многих военно-учебных заведений Императорской России.
Россия, Русь-матушка! Так с любовью поколения россиян величают могучую державу, созданную в неимоверных трудах и лишениях, в ожесточенной борьбе с ордами завоевателей. Родина всегда одна. Она дается нам однажды и на всю жизнь. И я хочу, чтобы мои ученики помнили, знали и гордились тем, что их Родина – Великая Россия. Я хочу передать им свою веру в силу и могущество нашего Отечества.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней – особенная стать.
В Россию можно только верить.
Ф.И. Тютчев
Приложение 1.
Приложение 2.