- Рахаева Л.Г.
- В статье описывается практическая работа по конструированию и реализации модели культуротворческой школы. Автор делится опытом использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо, а также проектного метода обучения.
- культурологическая школа, экспериментальная площадка, интегрированный урок, компьютерные технологии, интерактивные технологии, РКМЧП, кластер, проектный метод обучения
- Rahaeva L.G.
- The article describes the practical work on the design and implementation of the model of culture and creative school. Author shares the experience of using the technology, which develops critical thinking through reading and writing, as well as the project method of teaching.
- cultural studies school, experimental platform, integrated lesson, computer technology, interactive technology, cluster, teaching based on project
- The organization of the educational process through the use of modern educational technologies, including digital, on the lessons of world art and culture
Наша школа с 2005 года является Федеральной экспериментальной площадкой для осуществления проекта «Конструирование и реализация модели культурологической школы в условиях военного городка».
Идея создания культурологической школы обосновывается новым направлением философии образования – необходимостью усиления культурологической составляющей образовательного процесса, взаимосвязи образования и культуры. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет учащемуся удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
Использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, прививать интерес к предмету, помогает лучше понять и усвоить учебный материал, организовать самостоятельную работу (приложение 15).
Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока может способствовать успешному развитию личности учащихся.
Являясь участником группы учителей-экспериментаторов, я активно включилась в разработку уроков интегративного типа, так как они способствуют формированию единой, целостной картины мира в сознании учащихся.
Межцикловая интеграция позволяет за сравнительно короткое время узнать интересы ребенка и наметить пути их развития. Если ученик воспринимает информацию эмоционально, если его в ней что-то поражает, озаряет, то связи, образовавшиеся именно в такие моменты, укрепляются, дифференцируются. Они совершенствуют природные задатки личности.
Следовательно, интегрируя, мы работаем над такими сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о принципах опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. Кроме этого предусматривается построение занятий в логике психолого-возрастного развития личности ребенка и ведения уроков, где учитель и ученик – равноправные участники образовательного диалога.
Совместно с учителями-экспериментаторами мною были разработаны и апробированы на практике интегрированные уроки:
– «Десятичные дроби» (интегрированный урок МХК, математики, географии в 6 классе).
– «Коррозия и памятники» (интегрированный урок МХК и химии в 9 классе).
На уроках активно использую мультимедийный проектор. Мною создаются презентации для наглядного представления материала, выводятся на экран примеры практических заданий. Активно привлекаю учащихся к созданию собственных презентаций к урокам, электронных версий исследовательских работ (примеры ученических работ размещены на школьном сайте по адресу: http://www.alted.ru/oo540). В результате возросла эффективность использования учебного времени, что позволило более тщательно использовать дифференцированный подход в обучении.
В 2008 учебном году в кабинете появилась интерактивная доска. Сейчас уроки идут с использованием ее возможностей.
Например, при изучении темы «Архитектура Древней Руси» учащиеся не только знакомятся с основными элементами храма, которые демонстрируются на доске, но у ребят появляется возможность самим, стоя у доски, в сенсорном режиме смоделировать храм из отдельных частей. Таким образом, повышается интерес, активно работает зрительная память, значительно увеличивается эффективность учебных занятий.
Или же урок из раздела «Художественная культура в годы второй мировой и Великой Отечественной войн», тема «Общая характеристика периода». Урок проводится мною с использованием компьютерных технологий. Так как урок насыщен информацией, я провожу его с использованием презентаций и с элементами ролевой игры («историк по ВОВ», «историк по Движению Сопротивления», «представитель по культуре от СССР», «представитель западной культуры»).
Творчество учащихся проявляется в разработке презентаций к разным этапам урока, в исполнении учащимися ролей, «вплетенных» в драматургию урока», в оформлении листовки-обращения, направленной против реставрации фашизма. На уроке звучит музыка Д. Шостаковича, подробно изучается «Герника» П. Пикассо.
Активно используются и коммуникационные технологии. В процессе обучения мною даются задания, которые предполагают использование Интернета (учащиеся получают доступ в Интернет в школьном Интернет-центре). Таким образом, школьники приобретают дополнительные навыки работы во всемирной паутине, используя знания, полученные на уроках информатики, расширяют собственный кругозор, повышая собственный образовательный уровень.
В своей работе я часто задаю себе вопрос: «Как построить урок, чтобы он был интересным и эффективным?».
Безусловно, необходимо использовать новые оригинальные методики, сочетая различные формы и методы обучения, плотно насыщать содержание.
В частности, в своей работе я делаю упор на интерактивное обучение, основанное на диалоговых формах, способное значительно оптимизировать учебный процесс. К тому же интерактивные технологии предполагают активную позицию учащихся, способствуют развитию речи, вербального интеллекта, которые необходимы для успешной социализации каждого выпускника.
Такой интерактивный метод, как дискуссия, я применяю в старших классах. Например, в форме дискуссии успешно и интересно проходит урок по изучению живописи импрессионизма «Салон Отверженных». Такой урок дает широкую возможность старшеклассникам высказать свою точку зрения.
Наиболее трудным в плане организации методом являются дебаты, так как они требуют от учащихся жесткого соблюдения правил общения, регламента, строгой аргументированности позиции.
В форме дебатов успешно проходят уроки по изучения русского авангарда (абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича, «Аналитическое искусство» Филонова).
В конце дебатов тайм-кипер подводит итог и дает оценку ходу дебатов в целом, а затем, на заключительном этапе, организуется открытая трибуна для всех участников: «Я считаю, что …». На этом этапе, как участники команд, так и зрители могут высказать собственное мнение независимо от роли, которую они выполняли в дебатах.
Одна из основных практических задач современного образования – обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. То есть умения видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, работать с текстом, классифицировать, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, структурировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательская работа в области мировой художественной культуры приучает старшеклассников к самостоятельной работе с произведениями различных видов искусства, обогащает кругозор, помогает формировать оценочные позиции.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по МХК можно разделить на группы:
– работы, в которых проводится анализ художественного произведения (живописного, музыкального, архитектурного, литературного), с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства художника. Например, цель уроков «В мастерской художника» и т.д.;
– работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений искусства, творчества писателей или композиторов одного направления, причем проблемы могут носить различный характер: мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, «Особенности восприятия мира в музыкальной культуре барокко: Бах и Гендель»;
– работы, предполагающие интеграцию литературы, истории, философии, лингвистики, математики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний и точных наук.
Также я применяю технологию РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
Основа РКМЧП – самостоятельная работа учеников, способствующая развитию таких навыков мыслительной деятельности, как сравнение, систематизация, анализ, обобщение и т.д.
На своих уроках я стараюсь активно использовать такие методы РКМЧП, как «синквейн», «кластер».
Синквейн применяю при обобщении материала, например, после изучения творчества Сальвадора Дали предлагаю ученикам составить синквейн «Интеллектуальные ребусы Дали: случайность, фантастика или жизненная философия художника».
Кластер («смысловая гроздь») эффективен на начальном этапе урока анализа произведения или художественного направления в живописи, архитектуре, музыке для актуализации знаний. Например, кластер можно составить при изучении темы «Изобразительное искусство реализма».
Также в своей учебно-педагогической деятельности я применяю на уроках технологию проектного метода обучения, потому что эта технология включает в себя алгоритм любой интеллектуальной деятельности. Проект как технология делится на этапы: начинание, планирование, принятие решений, выполнение, рефлексия (оценка деятельности), защита.
В уроке-проекте основной упор делается на планирование деятельности и самостоятельные действия ученика.
В процессе обучения проектному методу меняется роль учителя и учеников: учитель выступает в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников.
У учащихся формируются умения выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения, излагать свое видение проблемы. По сути это незаменимые умения для человека, желающего добиться успеха практически в любой профессии.
Например, урок-проект по теме «Музыка России ХХ столетия» ставит целью не только организацию самостоятельного освоения учащимися особенностей российской музыки ХХ в., успешно развивающей традиции зарубежных и отечественных композиторов, в то же время пролагающей новые пути, осуществляя смелые эксперименты, но и обучение созданию проекта в рамках урока, формированию информационных, коммуникативных, деятельностных навыков в процессе учебной деятельности.
Занятия я провожу в группах по 6-7 человек. Задание группам заключается в создании слайдовой презентации по одной из тем: «Музыка начала ХХ века», «Композиторы советской эпохи», «Феномен массовой песни» и т.д. (см. презентации по адресу:
http://www.alted.ru/oo540/html_fragments/Prezentacia.files/muzik20.ppt http://www.alted.ru/oo540/html_fragments/Prezentacia.files/iskusstvo_modernizma.pptx).
Урок-проект предполагает следующие самостоятельные действия учащихся:
– распределение обязанностей в группе;
– изучение предложенного материала;
– отбор материала для слайдов;
– разработка макета презентаций (6-8 слайдов);
– поиск дополнительного материала в Интернете (фотографии, тексты, рисунки) и других источников;
– создание слайдовой презентации;
– выбор лидера, представляющего проект;
– проведение презентации;
– оценка презентации, рефлексия, выводы.
Ресурсы и инструменты для реализации проекта: материалы учебника, раздаточный материал, компьютеры, Интернет, сканер. Презентации, созданные учениками, в дальнейшем использую как методический материал на уроке в другом классе (см. примеры презентаций по адресу: http://www.alted.ru/oo540/html_fragments/Prezentacia.files/modernizm.ppt).
Проектный метод открывает широкие возможности межпредметной интеграции. Технология Intel «Обучение для будущего» по организации проектной деятельности учащихся, освоенная мною дистанционно, позволяет существенно оптимизировать процесс создания межпредметных проектов. Так, созданный мною совместно с учителем литературы проект «Почему именно Петр Первый становится одним из любимых героев пушкинских произведений?» (описание проекта размещено на http://wiki.iteach.ru/ и по адресу: https://docs.google.com/present/edit?id=0AW8dT3XBG_UjZGc0c2RqejdfMDViNnJ2c2do&hl=ru), реализованный затем с учащимися 7 класса в школьной локальной сети, показал, насколько интересна для учащихся работа в сети с Интернет-ресурсами, эффективна самооценка, наглядно ведение электронного портфолио проекта, где каждый ребенок видит результаты своего труда.
Также, стремясь активизировать учебную деятельность учащихся и учитывая, что в старших классах большинство моих учеников свободно владеют информационными технологиями, я применяю в своей практике один из инновационных способов развития навыков информационной и исследовательской деятельности учащихся – веб-квест.
Так, мною разработан веб-квест «Французские импрессионисты – «Живописцы счастья» в рамках образовательной программы мировой художественной культуры в 11 классе.
Создание веб-квеста (он создавался локально в сети школы как веб-страница) предполагает коллективную работу учащихся над проблемными заданиями с элементами ролевой игры. Учащиеся, после предварительного выявления интересов, распределились по группам с определенной ролью («художники», «актеры», «критики», «музыканты», «журналисты»). Перед каждой группой была поставлена проблема, которую она должна была решить, используя различные ресурсы, чтобы в итоге с разных позиций ответить на основополагающий вопрос: правильно ли утверждение, что «живопись импрессионистов – это мир, увиденный по-новому». Веб-страница, созданная в результате совместной деятельности учащихся, содержала в себе закладки каждой ролевой группы с выкладками их исследований по направляющим вопросам, проиллюстрированные произведениями художников-импрессионистов и доказательными выводами по каждой проблеме, связанной с основной темой. Заключительный урок – презентация веб-страницы и основанная на ней дискуссия всех участников веб-квеста.
Такая форма организации учебной деятельности учащихся способствует мотивации к самообучению, реализации креативного потенциала, повышению личностной самооценки, развитию невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
На этих уроках учащиеся получают возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
Поэтому я предъявляю строгие требования к структуре учебных программ разных уровней, к условиям их реализации и к результатам усвоения, через глубоко продуманное календарно-тематическое планирование, составление поурочного плана и подготовки к итоговой аттестации, т.е. знаний и умений, приобретенных учащимися по окончании года или на выходе из школы.