- Жигулович И.А.
- Автор доказывает необходимость религиозного познания у школьников, через интерпретацию образа Екатерины из драмы А.Н. Островского «Гроза». Внутренний конфликт героини рассматривается через призму языческого и христианского мировоззрения.
- литература, религия, А.Н. Островский, «Гроза», язычество, христианство, литературный образ, интерпретация
- Zhigulovich I.A.
- The author proves the necessity of religious knowledge among schoolchildren, through the interpretation of the image of Catherine from the drama «The Storm» by A. Ostrovsky. Internal conflict of the character is viewed through the prism of the pagan’s and the Christian’s worldview.
- literature, religion, A. Ostrovsky, «The Storm», paganism, Christianity, literary character, interpretation
- Religious knowledge of the world and literary education
Некоторые художественные произведения школьной программы оказываются очень сложными для понимания учеников. И здесь, с моей точки зрения, как раз и приходит на помощь интеграция.
Литература вообще предмет синтетический, совмещающий в себе религиозные, мифологические, культурные, исторические, психологические знания с чисто литературными.
Как это происходит на практике я хотела бы показать на примере драмы А.Н. Островского «Гроза», показать, каким образом религиозное познание мира, знания по мифологии, мировой художественной культуре помогают понять образ главной героини произведения.
Драма А.Н.Островского «Гроза» – одно из самых несчастливых произведений школьной программы, потому что оставляет после себя какое-то расплывчатое впечатление. В памяти остаются крылатая добролюбовская фраза о том, что Катерина – это луч света в темном царстве, да слова Писарева о Катерине как о сумасбродке, которая «на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей».
Сама Катерина оставляет по себе смутные воспоминания.
Почему так происходит? Ведь другие персонажи русской литературы, такие как Раскольников, Безухов, Обломов, врезываются в память глубоко и надолго. Почему же героиня драмы Островского «Гроза» проходит через сознание школьников смутной тенью?
Дело в том, что писаревско-добролюбовская интерпретация, в рамках которой, в основном, рассматривается образ Катерины, давно устарела. Ни та, ни другая точка зрения не дают возможности понять истинные мотивы поступков Катерины.
Еще одна причина непонимания этого образа кроется, на мой взгляд, в чересчур социологизированном отношении к Катерине. Её заслуга видится в основном в расшатывании устоев темного царства. Конечно, эту миссию героини нельзя отрицать, она очевидна и следует из замысла автора. Но это уже во многом чуждо школьникам. Их больше интересует вневременное, общечеловеческое начало в литературном персонаже. Катерина не интересна современным подросткам, потому что не понятна. Она бросается то в одну, то в другую крайность: то исступленно молится, то так же исступленно грешит. И в конце концов, обрывает жизнь самоубийством. «Какой же она после этого луч света?» – задают вопрос думающие ученики, – самоубийство – тяжкий грех, и душа самоубийцы уходит во тьму.
Образ Катерины можно лучше понять, если рассмотреть его в плоскости двух культур: язычества и христианства. Соединение языческих и христианских элементов в образе Катерины мы видим уже с первых страниц произведения. Знаменитый монолог героини о том, почему люди не летают так, как птицы, – яркий тому пример. Здесь проявляется не только устремленность чистой, безгрешной души Катерины ввысь, к Богу, но и скрытый бунт против мироустройства, против бескрылой участи человека. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Нетрудно заметить здесь также фольклорную тему оборотничества (превращение человека в птицу), отголоски древних тотемистических представлений. Когда маленькую Катерину в детстве чем-то обидели, она бросилась искать спасения у реки. А река, вода – не только символ очищения в христианстве, но и дорога в языческий рай. Катерина набожна, но с одинаковым усердием она молится как Богу в церкви, так и солнышку красному в саду своей матери.
Примеры можно было бы продолжать, о народных истоках характера Катерины говорилось много. Дело не в этом. В конце концов, и христианство, и язычество – культуры, в основе которых лежит вера в божественное начало мира. Разница в другом, и разница принципиальная. По языческим представлениям человек приходит в этот мир для того, чтобы исполнить свое главное предназначение – продолжить жизнь. Известно представление, что настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево и родить сына имеет языческие корни.
По христианским же представлениям основная задача человека на земле – совершенствование души, подготовка к вечной жизни. С этих позиций уже легче понять метания Катерины. У неё нелюбимый муж, нет детей. Следовательно, она не реализовала себя как женщина, как человек. И её любовь к Борису – стремление к этой реализации, голос природы, который оказывается сильнее всех усвоенных с детства догм. «Будь что будет, – говорит Катерина, – а я Бориса увижу». И с языческой, природной точки зрения она абсолютно права. С позиции же христианской морали Катерина – великая грешница, потому что взбунтовалась против судьбы, попыталась сбросить свой крест и сойти с пути страдания и смирения, пути, ведущего к Богу.
Страдание есть следствие греха. Через страдание и покаяние изживается, искупляется грех, возвращается душевная гармония. И Катерина-христианка, осудив Катерину-язычницу, сама ищет страданий, принародно признается в измене, пытается восстановить цельность, гармонию своей души. Но это у неё не получается. Внимательные учащиеся сразу замечают нелогичность поступков героини. Принародно покаявшись, она снова начинает думать о Борисе, снова начинает грешить.
Гармонию восстановить не удалось. Почему? Потому что язычество – религия природы, христианство – религия духа. Их столкновение в чуткой душе Катерины неизбежно вызывает грозовой разряд. Голос природы толкает её в объятия Бориса, голос духа гонит от него прочь. Победу не одерживает ни та, ни другая сторона, потому что силы равновеликие.
С этих же позиций можно рассмотреть и самоубийство Катерины. С точки зрения христианской морали – это тяжкий грех, какими бы причинами он не был вызван. Это капитуляция перед трудностями, акт своеволия, отказ от дарованного Богом долгого и трудного пути к возрождению. Недаром Катерина говорит: «Домой идти? Нет… в могиле лучше…» Она выбирает более лёгкий путь, но это путь деградации души, удаления её от Бога. Катерина бросается с обрыва вниз, в омут. А раньше вектор её души был направлен вверх, она видела ангелов в столбе света. Но если на этот же поступок Катерины посмотреть через призму языческого сознания, то самоубийство героини – это не грех, а спокойный и осознанный уход из мира, в котором больше нечего делать.
Следует заметить, что Катерина до последнего момента борется за своё место под солнцем. И только когда Борис уезжает и надежды на счастье и исполнение жизненного предназначения окончательно рушатся, она принимает решение уйти из жизни. Даже думает Катерина о своей смерти в рамках языческих представлений о ней: «Под деревцем могилушка… Как хорошо!… Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной над ней травка вырастет… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выводить…»
В христианстве смерть – это вознесение души к небесам, к Богу; в язычестве – соединение с матерью-землёю, растворение в ней.
Так кем же все-таки была Катерина больше – язычницей или христианкой? При жизни – христианкой (острое осознание греховности своих мыслей и поступков), в последние минуты перед смертью – язычницей. Недаром самоубийство своё она не считает грехом и не думает о грозящих ей посмертных мучениях. «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»
Но тем не менее, душа Катерины всегда являлась ареной борьбы живых природных инстинктов и развитого духа, этим инстинктам противоположного. С этой точки зрения очень трудно положительно или отрицательно охарактеризовать Катерину, ещё труднее – прилепить какой-нибудь ярлык, вроде «луча света в темном царстве». Она превращается в живого человека, которому трудно разобраться в мире и в себе.
Мы все, подобно Катерине, несём в себе мощный пласт языческого сознания. Но нужно помнить, что язычество – ступень, которую человечество уже прошло, и нужно набраться сил шагнуть на следующую. Катерина пыталась это сделать. И в этом красота и сила её характера.