- Фроловская М.Н.
- В статье говорится о том, что развитие культурологического подхода в образовании напрямую связано с изменением позиции учителя. Учитель должен четко осознавать поставленные перед ним цели, а профессиональное взаимодействие педагогов должно строиться на основе культурологической доминанты.
- психосберегающая технология, понимание, педагогический процесс, цель, мотивация
- Frolovskaya M.N.
- The article says that the development of the cultural approach in education is directly related to the change in position of the teacher. The teacher must clearly realize its goal, and professional interaction of teachers should be based on cultural dominant.
- mental energy-saving technology, understanding the pedagogical process, purpose, motivation
- Valuable and semantic reference points in the professional development of teachers
Ценностные и смысловые основания личности педагога предопределяют понимание им своей миссии в культуре. Педагог – это, пожалуй, одна из немногих профессий, которая не грозит человеку смыслоутратой (экзистенциальный вакуум, о котором пишет В. Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла»). Другое дело, что в рамках профессиональной деятельности учитель, часто захваченный рутиной монотонного функционирования, бывает не в состоянии подняться сам до осознания своей миссии в культуре. Именно поэтому проблема понимания в работе учителя-практика, на наш взгляд, является не только актуальной, но и выполняет роль своеобразной психосберегающей технологии для самого учителя, окрашивая смыслом его повседневный и внешне достаточно рутинный труд.
Кроме того, в последние годы в отечественной педагогике наметился перенос в сторону педоцентризма. Безусловно, необходимость внимания к личности ребенка не вызывает сомнений, но не меньшее внимание сегодня требуется и к личности педагога. Мы убеждены, что в условиях модернизации центральной фигурой образования является учитель.
Педагогическая деятельность реализуется благодаря содержащимся в ней ценностям и смыслам. Во взаимодействии учитель транслирует то, что составляет индивидуальные характеристики его мышления (теоретического, практического, художественно-образного и т.п.), способ восприятия мира, его осмысление, оценка. В поле взаимоотношений значим и значителен личностный фактор педагога, его система ценностей. Нельзя забывать о том, что мир ценностей видится под углом зрения отдельной личности, а для каждой данной ситуации один-единственный подходящий взгляд. О значимости личностных ценностей писал М. Шелер: «Человек перемещается, словно в раковине, образованной всякий раз особенной субординацией ценностей и ценностных качеств. Эту раковину он повсюду носит за собой, и ему не избавиться от нее, как бы быстро он не бежал. Через окна этой раковины он воспринимает мир и самого себя».
Профессиональное развитие педагогов-практиков преимущественно разворачивается в предметном и логическом полях понимания. В повышении квалификации зачастую делается акцент на знакомство с технологиями, способствующими более эффективному усвоению где-то и кем-то разработанных стандартов, при этом взаимодействие в поле смыслов, личностных ценностей уходит на второй план. В своей практической деятельности учитель выстраивает отношения в поле «я и безгласная вещь», хотя преимущественно работает в третьем поле понимания, где трудности вырастают за счет безмерности отношений «я и другой».
В ходе экспериментальной работы коллектива гимназии №123 выяснилось, что взаимодополнительность полей понимания оказывается наиболее эффективной при ведущей роли понимания в третьем поле, поле взаимоотношений.
Долгое время проблему понимания относили к категории мышления, в настоящее время понимание – проблема актуальная для культуры. Ряд современных философов (С. Гусев, Г. Тульчинский, В. Филатов, А. Яковлев и др.) указывает на полифункциональный характер понимания. Понимание – это создание чувственного образа, анализ ситуации, привыкание к новой идее, интерпретация текста и другого человека.
Педагогический процесс мы рассматриваем как культурный текст, создаваемый во взаимодействии «учитель-учитель». В связи с этим, педагогическое понимание определяется нами как характеристика мышления, проявляющаяся в способности переводить образовательную ситуацию на язык внутренней речи, как обнаружение смысла во взаимодействии с другим.
Продуктивной оказывается организация повышения квалификации в сочетании с практической деятельностью педагогов, учитывая потребности школы. Обнаруженные учителями в собственной деятельности ценности актуализируют решение задач, позволяют проанализировать изменение профессиональной позиции, сравнить себя с самим собой. Внутришкольное повышение квалификации требует создания специальных условий для смыслового и ценностного позиционирования педагога, готового к освоению и проектированию духовных практик. Важно создание ситуаций «вненаходимости», когда педагог проявлял бы способность к рефлексии, видению себя со стороны, выходил из привычного учительского «я». Поэтому в педагогические условия организации понимания учителем собственной деятельности мы предлагаем включать следующее:
– анализ практического опыта учителя;
– обнаружение ценностей и смыслов педагогической деятельности;
– создание ситуаций понимания в профессиональном взаимодействии;
– определение барьеров понимания;
– знакомство учителей с полями и стратегиями понимания;
– выявление гуманитарных ориентиров;
– разработка гуманитарных практик.
Схема взаимодействия оказывается одинаковой как в ПК, так и в школьном образовании: связи между участниками осуществляются через тексты, создаваемые в процессе взаимодействия. Осознание себя в качестве «человека культуры» – это осознание своей причастности к культуре, это выход за пределы «социального заказа», фиксирующегося в требованиях программ, профессиограмм, в диагностиках и др. документах, имеющих место в подготовке и переподготовке учителя.
Предметная сторона профессионализма педагога формирует у учителя картину мира, которая несет на себе «печать» этой науки. Но картина мира напрямую связана с мировоззрением, с ценностными основаниями педагога. Это не может не отразиться на том, как он преподает «свой» предмет.
Смыслы и ценности профессиональной деятельности находят свое отражение на практике: в тематических планах обращается внимание на гуманитарные составляющие предмета и способы взаимодействия, на уроках создаются ситуации понимания, реализуются стратегии понимания, образовательное пространство расширяется за счет организации деятельности сообществ взрослых и детей, освоения социокультурного пространства. Итогом совместной деятельности становится не столько «вещный» результат (газета, коллекция, спектакль и т.д.), сколько духовное взаимообогащение учителей и учащихся.
Основные изменения в позиции педагогов связаны с «вопрошанием», развитием общения, с опорой на жизненный опыт, с мотивацией в образовании, с обращением к аффективной стороне личности.
В содержании работы с учителями мы исходили из положения А.Н. Леонтьева о смысле как соотношении мотива и цели, поскольку педагогическая деятельность является мотивированной и целенаправленной. В. Франкл трактует смысл в нескольких аспектах:
– это то, что имеется ввиду человеком, который задает вопросы, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа;
– это обнаружение возможного на фоне реального;
– это «требование момента», которое адресовано конкретному человеку и т.д.
Профессиональное взаимодействие педагогов гимназии подтверждает положение В. Франкла о том, что в работе учителей происходит «обнаружение возможного на фоне реального». На наш взгляд, развитие культурологического подхода в образовании напрямую связано с изменением позиции учителя, необходимостью приобщения учителя к полям и стратегиям понимания, важностью герменевтической, культурологической доминанты в профессиональном взаимодействии педагогов.