-
Аккожанова Елена Стахановна,
заведующая музеем казахов Алтая,
с. Жана-Аул Кош-Агачского р-на Республики Алтай - В статье дается обзор деятельности сельского музея, расположенного в приграничной территории Русского Алтая, где сошлись границы четырех государств (Россия, Казахстан, Монголия и Китай). Музей играет в селе роль культурного центра и весьма привлекателен для туристов, путешествующих по Алтаю. Здесь не только собраны артефакты истории и культуры алтайских казахов, но и демонстрируются посетителям традиции изготовления сырмаков, дегустация национальной кухни, народное исполнительское искусство.
- казахи, национальная культура, музей, сырмаки, тускийзы
-
Akkozhanova Elena S.
head of the museum Altai Kazakh
s. Jean-Aul Kosh-Agach district of the Altai Republic - The article gives an overview of the activities of the village Museum, located in the border territory of the Russian Altai, where converged borders four countries (Russia, Kazakhstan, Mongolia and China). The Museum plays a role in the village as cultural centre and very attractive for tourists travelling to Altai. Here not only collected the artifacts of history and culture of the Altai Kazakhs, but all time demonstrate the tradition of making syrmaks, tasting of national cuisine, folk performing arts.
- Kazakh, national culture, Museum, syrmak, tuskijz
- THE CULTURE AND LIFESTYLE OF THE KAZAKHS KOSH-AGACH DISTRICT
УДК – 392, 398
Культура казахов Чуйской степи Южного Алтая, живущих на этой территории на протяжении более 130 лет привлекала и привлекает внимание путников приезжающих на нашу землю.
На сегодняшний день в Кош-Агачском районе проживает более 50% казахов от общего числа населения.
Кош-Агачский район занимает юго-восточную часть Республики Алтай, вытянут с запада на восток. Граничит на западе — с Усть-Коксинским районом, на северо-западе – с Онгудайским, на севере – с Улаганским. Северо-восточная часть граничит с Республикой Тыва. Южные и юго-западные границы выходят к государственным границам Китая, Монголии и Казахстана. Это единственный в республике район, имеющий границы с тремя зарубежными странами, что способствует развитию приграничной торговли. По площадью район самый большой в Республике Алтай – 21,3% от общей территории.
Районный центр – село Кош-Агач, основан в 1801 году.
Населенные пункты:
- с.Жана-Аул
- с.Ташанта
- с.Тобелер
- с.Кокоря
- с.Джазатор
- с.Мухор-Тархата
- с.Ортолык
- с.Бельтир
- с.Курай
- с.Кызыл-таш
- с.Теленгит-Сарытогой
- с.Чаган-Узун
Район является одним из основных производителей животноводческой продукции в республике. Животноводы района занимаются разведением лошадей, маралов, овец и пухоносных коз. Это единственный район в республике, где разводят верблюдов и яков.
Традиционные поселения казахов распологаются в Чуйской степи, в селах Кош-Агач, Жана-Аул, Тобелер, Ташанта.
Для этого народа характерен высокий уровень национального самосознания, сохранения культуры традиции и языка. Кош-Агачские казахи сохраняют память о местах исхода, но одновременно осознают единство и самобытность народов Алтая.
На сегодняшний день казахи Южного Алтая активно участвуют в жизни района и республики. И все же не забывают участвовать в жизни своей общины, рода, т.к. имеется орган самоуправления старейшин родов – Курылтай, который собирается 1 раз в 2 года. Аксакалы, старейшины родов – самые уважаемые члены семей отвечают за работу по одному из направлений: история народа, язык, народные традиции и религия. Так было до открытия музея и центра национальных культур.
Сегодня в музее казахов Алтая собран богатый материал о ветеранах ВОВ и ветеранах труда, проводятся много познавательных лекции и экскурсии об истории и культуре казахов Алтая. Музей играет роль «визитной карточки» района и привлекает большое количество посетителей. Вместе с тем музей казахов Алтая в с. Жана-Аул играет положительную роль в воспитании молодежи и является связывающим звеном между различными поколениями жителей Чуйской степи.
А центр национальных культур — это орган, связывающий три народа: русских, алтайцев и казахов, который дает познавательные знания, развивает таланты и умения и воспитывает молодежь района патриотами, интернационалистами и земляками своей малой Родины Чуйской степи в большой многонациональной стране, как Россия.
Центром казахского орнаментального искусства на Алтае является Кош-Агачский район. Сегодня казахи Кош-Агачского района представляют собой этническую группу, у которой сохранились в быту различные традиционные и архаические элементы культуры, в том числе женские домашние ремесла. Женщины – казашки по прежнему изготавливают для нужд своей семьи с целью утепления и украшения жилища тканые, вышитые и войлочные изделия: тускийз, подзоры, наволочки, полотенца и сырмаки.
Это связано с тем, что казахи испокон веков занимаясь животноводством ведут безотходное хозяйство, то есть все что дает скот, все используется в ведении домашнего хозяйства. Например: мясо идет в пищу, из шкуры делают кожаные изделия : торсык, саба, принадлежности для лошади, после выделки и обработки. А из шерсти животных вяжут теплые вещи – носки, жилеты, варежки и это еще не все. Шерсть после стрижки чистят и выбивают грязь, затем катают войлок. И это нужно сделать только летом и только при большом количестве женщин, т.к. одному человеку этот труд неподсилен.
А для этого режут барана, готовят богатый, хороший дастархан и собирают «народ», т.е. людей, которые помогут. Одни разложат ровно и красиво шерсть на циновке, другие более молодые будут катать войлок и не один раз, пока не получится большое войлочное полотно, которое является главным элементом основой для изготовления красивого, прочного и яркого сырмака, украшающего любой дом казаха Чуйской степи на Алтае.
Сырмаки, также как и тускийзы – прикроватный вышитый ковер, обрамленный по краю красным бархатом, как знак богатства и благосостояния являются предметами приданого невесты. Тускийз – это талисман, как оберег молодой семьи, как память о родительском доме, о матери, которая вышивала его долгие два-три года, желая дочери благосостояния, здоровья, детей и долгой, красивой супружеской жизни.
Не будет лишним, если скажу, что нет в Кош-Агачском районе девушки бесприданницы, даже если умерла мать, то родственники отца и матери в обязательном порядке изготовят ей приданое, ни чем не хуже других. Это говорит о том, что казахи Чуйской степи – одна большая, сплоченная и дружная семья, которая придет в дом и в радости и в горе и поддержат друг друга.
Красочностью и богатством цветовых сочетаний, стройностью узоров отличаются тускийзы, сырмаки, подзоры наволочки каждой женщины. Тускийзы кошагачских мастериц близки к тускийзам юго-восточного Казахстана – местам исхода Чуйских казахов, но очевидным является то, что высокое художественное умение кошагачских мастериц сохранилось и по сей день.
Еще один предмет не утратил своего значения юрта – временное переносное жилище. В настоящее время разборные мобильные юрты, составленные, из жердей и обтянутые толстым войлоком встречаются, в основном на летних пастбищах, стоянках для чабанских семей и на кумысной ферме. А иногда встречаются и в селах, как летники возле дома.
Внутри юрты традиционно убраны плетеными из чия циновками, войлочное покрытие юрты скреплены ткаными узорными полосами, стены украшены вышитыми коврами, а на пол стелятся войлочные ковры – сырмаки. Это простеганные крепкими нитками двухслойные ковры, имеющие войлочную подкладку естественной окраски и верх выполненный в технике инкрустации из разноокрашенных по цвету кусков войлока. Орнаментальная композиция сырмаков сводится к двум вариантом: или она состоит из центральной и окаймляющей части, или представляет собой сплошную орнаментальную плоскость с выделанным центром.
Сырмаки казахов Южного Алтая, по словам А.В.Коновалова, своими сравнительно небольшими размерами, полихромностью окраски, преобладанием многочастных композиций имеют много общего с коврами бывшего Усть-Каменогорского уезда Казахстана и отличаются от сырмаков теперешнего Восточного Казахстана.
Таким образом предметы домашнего быта, как образцы современного орнаментального искусства кошагачских казахов утверждают о сохранении, развитии и возрождении женского ремесла, продолжая восхищать людей своей формой, красочностью, декоративностью и полезностью. Родник народного искусства неиссякаем. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Чем выше культура нации, тем больше в ней нуждаются соседи и последующие поколения, тем больше она сама нуждается в освоении других культур».