-
А. А. Позняков,
преподаватель Алтайского краевого колледжа культуры, Заслуженный работник культуры РФ; Действительный член Русского географического общества -
Статья представляет собой эссе, в котором поднимается проблема Колыванского озера в Алтайском крае. Эколгические проблемы, нарушение природоохранного режима, нравственный кризис.
-
Колыванское озеро, Алтай, экология, проблемы нравственности
-
A.A.Poznjakov,
the teacher of the Altay regional college of culture, the Honoured worker of culture of the Russian Federation; Full member of the Russian Geographical Society -
The article is an essay in which raises the problem Kolyvansky lake in the Altai Territory. Ecological problems, violation of environmental regime, moral crisis.
- Kolyvan lake, Altay, ecology, issues of morality
-
Fallen consciousness …
“ Что имеем – не храним,
потерявши – плачем!”
(Русская поговорка).
Не столь отдалённое время: 9 января 1975 год, газета «Алтайская правда» выступила с материалом «Озёра – памятники природы. В этом выступлении говорилось: «Крайсполком признал памятниками природы озёра: Айское, Колыванское и Лебединое, представляющие собой уникальные водные объекты, ценные в культурно-показательном и оздоровительном отношениях. Озёра предназначены исключительно для туристских целей и отдыха трудящихся. Запрещено использование их и прилегающих к ним территорий на какие-либо другие цели».
В данный момент Колыванское озеро имеет статус памятника природы Регионального значения, что подтверждается Постановлением администрации Змеиногорского района № 12 от 05. 03. 1996 года и Постановлением администрации Алтайского края № 729 от 24. 11. 1998 года.
Большую популярность Колыванское озеро приобрело благодаря красоте своих берегов. Выветривающиеся граниты из отдельных утёсов и скал образуют фантастические и мифологические сооружения, напоминающие развалины древних замков и загадочных существ. Вода же Колыванского озера тёплая и очень чистая, по составу гидрокарбонатная магнево-кальциевая. Озеро стоит на первом месте по количеству водной растительности (34 вида) среди изученных озёр Алтая. О чистоте воды в Колыванском озере свидетельствует тот факт, что здесь произрастает реликтовое растение, сохранившееся с доледникового периода – редкий водяной орех – чилим, занесённый в Красную книгу. Чилим богат белком и крахмалом. В старину его употребляли в пищу. Незрелый орех не пригоден ни для каких целей, и рвать его категорически запрещается.
В озеро впадает и вытекает из него река Усть-Колыванка. Само озеро имеет длину 4 км и ширину 2 км, при средней глубине 3 м, и наибольшая его глубина 28 м, дно илистое. В озере водится крупная рыба: щука, окунь, карп и раки.
Известность Колыванское озеро, для иностранцев, получило благодаря описанию Карла Риттера в его труде «Землеведение Азии». Знакомство выдающихся учёных и путешественников с Алтаем начиналось с западной его стороны, и Колыванское озеро служило своеобразными воротами. После длительной, изнурительной, в прошлые времена дороги по степям, путник попадал в своеобразный оазис, сказочное место с пышной растительностью и множеством дичи и рыбы в озере.
Величайшие умы, посетившие Алтай, оставили в своих путевых отчётах, неизгладимые впечатления… Американский писатель Джорж Кеннан и художник Георг А. Фрост, посетившие Алтай в 1885г., оставили скромную запись: «На нашем пути находилось также известное своим живописным положением Колыванское озеро». Ренованц Ганс Михаэль, минералог, путешественник, член-корреспондент Петербургской Академии наук, был командирован на Колывано-Воскресенские заводы, где и проработал до 1785 г. Вот его впечатление: «Во всех моих великих путешествиях в Европе и в Азии нигде не видел я лучшего явления перед собою, как в стране при Колыванском озере. Нигде не можно найти прилестнейшей страны для взора в рассуждении природы, естественными приключениями переменной, как здесь». И ещё интересное замечание: «Один из сих утёсов при Колыванском озере имеет при подошве своей гранит, состоящий из грубого полевого шпата и кварца. Белый кварц отвозится в Барнаульский стеклянной завод для делания стекла».
Щуровский Григорий Ефимович, минералог и геолог, профессор Московского университета, в 1844г. совершил восьмимесячное путешествие на Алтай. В своей мимолётной записи оставил следующий след: «В двух верстах от деревни Саушки, посреди таких же фантастических гранитов, находится Колыванское озеро, или Колывань-озеро, одно из самых очаровательных по своему местоположению. В нынешний раз, торопился в Змеев, я не мог осмотреть его подробно и видел только издали, с его западной – открытой стороны».
Брем Альфред Эдмунд, немецкий зоолог и путешественник, автор многотомной «Жизни животных», в 1876г. в составе экспедиции под руководством доктора Отто Финша посетил западную и юго-западную части Алтая, несколько подробнее остановился на описании озера: «От первой станции Саввушки дорога идет под гору, к озеру, по северо-западному низкому берегу, которым мы некоторое время ехали. Озеро само по себе незначительное, но представляет интерес по окружающим его утёсам. На востоке и северо-востоке его выступают оригиальные гранитные образования, обращающие на себя внимание начиная от Саввушки и доходящие до самого берега. Это горизонтальные плитообразные отложения, представляющие чрезвычайно причудливые формы алтарей, отдельно стоящих кафедр, старинных башен, наклонных колон, более или менее связанных между собою развалин и стен, местами живописно заросших деревьями и кустарниками, преимущественно молодыми березами. Высокие пирамидные горы и пики на заднем плане усиливают впечатление; тем не менее, мне кажется, что Ренованц сильно преувеличивает, называя это озеро «самым красивым во всей Европе и Азии». Вся эта местность напоминала мне одно место в Исполинских горах (Riesengebirge), именно между Штопсдорфом и Эрдманнсдорфом; она так же, как и та необыкновенно привлекательна и эффектна, но ни в коем случае не величественна. Озеро имеет всего несколько вёрст в окружности, но вода его чиста и прозрачна; по словам Палласа, в нём водятся лини, окуни и щуки, а на дне растёт странная трава Trapa natans. Плоды её, поспевающие в августе, вылавливаются для употребления в пищу и продаются под названием «рагулек» (Мейер говорит, что на копейку их дают 70 штук)».
Английский путешественник, архитектор и живописец Томас Аткинсон, путешествуя в 1850 годах по Сибири, описал способ добычи чилима, местными жителями: «В некоторых местах, по берегам озера, растёт целый лес камыша; самая же поверхность озера, кое-где, запружена водяными розами, а в юго-восточной части сплошь покрыта болотными орешками. Жители прибрежных мест, занимающиеся собиранием плодов этого растения, зреющих на глубине озера, привязывают для этого на конец длинного шеста кусок какой-нибудь материи, которым и проводят по дну озера. Болотные орешки, снабжённые шипами, зацепляют последними за кусок, и таким образом вытаскивают их наверх».
Мушкетов Иван Васильевич, геолог, горный инженер, основоположник отечественной сейсмологии; его статья «Минеральные богатства Алтая» вышла в одинадцатом томе издания «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Свои впечатления в ней, он излагает следующим образом: «Из больших озёр, которые лежат вдали от главных горных масс, известны только два: Телецкое и Колыванское; из них первое оставливает на себе внимание значительностью размеров, второе – живописностью. Его округлое очертание, по словам П.П.Семёнова, нарушается только скалистыми мысами, вдающимися в озеро с северной стороны. Западный берег его совершенно пологий, на остальных же возвышаются самые причудливые скалы. Скалы эти состоят из красноватого или серого гранита, получившего от выветривания весьма развитую скорлуповатую отдельность, почему они часто представляются в виде громадных глыб, наваленных друг на друга в едва устойчивом равновесии; подобно тому как на Гарце, они являются здесь в виде фантастических башен, развалин, террас и т.д. и придают местности необыкновенно живописный вид, тем более, что они выступают среди густой заросли сосен, берёзы, рябины, черёмухи и пр. Озеро довольно глубоко и изобилует рыбою. О красоте этого озера упоминают все исследователи. Риттер называет его «восхитительным» Колыванским озером, украшающим вход в эту романтическую горную страну. Щуровский с восторгом говорит о нём: «Я выехал на одну возвышенность, — рассказывает он, — с которой открылось предо мною очаровательное зрелище. Колывань-озеро, как огромное зеркало, лежало в весьма фантастической раме, между самыми живописными гранитными скалами. Без всякого преувеличения вы найдёте тут всевозможные сравнения с древними замками, с развалинами готических зданий, падающими башнями, со многими искусственными произведениями, с некоторыми животными и человеческими фигурами. При первом взгляде на Колывань-озеро, на эту величественную картину, невольно обращается к нему всё внимание; перебегая взором от одного предмета к другому, ни на чём не можешь остановиться; хотелось бы одним разом всё запечатлеть в своей памяти».
«Далёкие» семидесятые годы, прошлого столетия. Познакомившись с описаниями сказочного места, я лишился покоя, и все мои мысли были устремлены к быстрейшему знакомству с озером. И вот я в пути…Раннее утро. Лёгкая дымка, через пелену которой просматриваются средневековые замки. От восторга, сердце замирает, а потом начинает учащённо биться. Это состояние я пережил на подъезде к озеру, а оказавшись на побережье его, со стороны Саввушек, возникло двойственное состояние, и восторг сменился тягостным напряжением. Куда что делось… Не было того изобилия растительности, которую описывали путешественники, а на берегу стада коров, вместе с отдыхающими людьми. Своё отношение к увиденному, я тогда изложил в газете «Алтайская правда», от 18 октября 1977 года, под заголовком «Поблекшая красота».
Год 1986, 24 июля в «Алтайской правде» снова появляется статья А.Лукина «Озеро из сказки», где автор вновь поднимал вопрос о сохранении уникального «сказочного места» новой эпохи. Великая сила – интернет! Интересуемся: «У южного берега Колыванского озера возвышается гора Большая (644м), поднявшись на неё минут за 20, можно насладиться прекрасным видом на озеро и окрестности. Для купания с детьми наиболее подходящим является северо-западное побережье. На берегах Колыванского озера расположены базы отдыха с благоустроенными пляжами, предлагающие различные водные развлечения: полет на мотодельтаплане, прыжки с «тарзанки», прокат водных мотоциклов и водных лыж. Можно совершить экскурсионную прогулку вокруг озера. На северном побережье расположена стоянка древних металлургов и скотоводов III – начала II тысячелетия до н.э. Среди остатков жилых построек археологи обнаружили 9 плавильных ям, очаг – «горн», обломки орудий и приспособлений. На восточном берегу озера находится детский оздоровительный лагерь «Чайка».
Специально привожу полное изложение в интернете. Это не реклама. Упаси меня Бог! Это миф, который я хочу развенчать. Итак, по сути: Древние жители в нетленном виде оставили о себе добрую память и сохранили для потомков озеро в первозданном состоянии, о чём засвидетельствовали предшествующие поколения. И как, здравый ум, может воспринимать благоустроенные пляжи, оказавшись непосредственно на этих пляжах? Прошедшим летом, я трижды побывал на Колыванском озере. И что меня должно было восхитить? Небольшой участок береговой линии застроен «курятниками». По другому и не назовёшь. Несколько туалетов на берегу озера, круглосуточно под замком. Ключи, видимо, выдаются под расписку. А рядом, с так называемой базой для туристов, постоянно сменяющиеся массы отдыхающих людей. Кто о них подумал? Эта же база предлагает баню для всех желающих. Расположена она у самой кромки воды озера, и естественно сточные воды оказываются в нём. И что удивительно. Для автомобилей не предусмотрена стоянка. А коль я, заплати деньги, где хочу, там и поставлю машину. И вот весь этот автопарк, для удобства, располагается вдоль всего побережья. И у находчивых людей, всегда возникает искушение, помыть машину непосредственно в озере.
И уж совсем недопустимо, чтобы по озеру, с самого раннего утра и до позднего вечера, бороздили воды водные мотоциклы и не тем более моторные лодки. Пленительная красота и рёв моторов – невыразимое «сочетание». Кому, какому виду человека, пришла в голову столь «гениальная» идея? А что, на большее, фантазии не хватило, как то: запустить весёльные лодки или лёгкие парусные суда? Отдых приобрёл бы более благородный вид. А самый лучший вариант – это отказаться от любого вида водного транспорта.
Так на Телецком озере, рыбы в разы стало меньше, «благодаря» большой массе малых судов, которые разбивают икру о скалистые берега, а что говорить о Колыванском озере. Рыба уже сейчас плохо ловится, а рак, по-моему, уже совсем исчез, А что будет с реликтовым растением (под названием чилим ) и другими редкими видами растений?
Канализация не предусмотрена. Сточные воды естественным путём «прокладывают» дорогу. Бензин в любом случае будет накапливаться в озере и страшно подумать – появится ртуть. О какой жизни может идти речь? И это коснётся не только самого озера, но и окружающей местности. Уже сейчас, о каком купании может идти речь? Перспектива видится плачевная.
Потребовались какие-то небольшие столетия, чтобы исчезла пышная растительность из разнообразных пород деревьев. Мы, ныне живущие, являемся молчаливыми свидетелями грубого уничтожения водного пространства. Куда исчезла «хвалённая» наука? Которая постоянно доказывает, что всё в Природе взаимосвязано, но ничего не предпринимает? Вывод напрашивается сам собой – наука ради науки. Подводим итог: уничтожена растительность, уничтожается озеро и как завершающий этап – прибрежные граниты, сами разрушатся.
Великий Владимир Иванович Вернадский предрёк появление новой сферы, которую он назвал «Ноосферой» — Сферой Разума. Интересно, с помощью кого или чего, она будет осуществляться?
Но вернёмся к нашим родным берегам! Что мешало местным «патриотам» (если они таковыми являются), или «залётным» владельцам, прежде чем что-то разрушать, взвесить на «весах» здравого рассудка и совести – как это всё должно выглядеть? Неужели Величественная Красота, не только может довести человека до состояния экстаза, но и ослепить его? Пока не поздно, можно ещё излечить катаракту, ту пелену, которая скрывает сознание от ясного видения. Но, пока, не нашёлся тот специалист, который бы решился на столь сложную «операцию».
«Забвение людьми своей сокровенной природы, конечно, возносит на пьедестал концепцию телесной формы жизни. Появление оболочки зависти и гнева связано с тем, что живое существо, наделённое определённой долей независимости, злоупотребляет ею и начинает считать себя равным Верховному Господу. Оно пытается сравниться с Богом, править миром и наслаждаться им. Считая, что всё прекращается со смертью тела. Многие люди стремятся получить от жизни всё, невзирая на мораль, закон и религию. Произнося: «Живём один раз», они совершают всё новые и новые грехи, и, в конце концов, безнадёжно запутываются в сетях порока». Так оценил современное состояние общества, Игорь Владимирович Кирюшин, профессиональный астролог, кандидат физико-математических наук.
Никого не удивляет, тот факт, что преступная алчность становится нормой в скотско-рыночных отношениях. Элементарное невежество (в моральном кодексе «невежество» отождествляется со «злом») «правит балом» низкопробных предпринимателей. Разрушение уникального природного памятника – это и есть перспектива развития туризма в нашем крае? О чём думает, в сложившейся ситуации, «высшая инстанция»? Делает вид, что ничего не происходит или есть прямая заинтересованность? Как мы, до безобразия, низко опускаемся.
Миллионы лет Колыванское озеро, ласкало взоры людей, и в одночасье оно превращается в отхожее место. «Спасибо» вам, господа хорошие… Рубль для вас, оказался, тем недостойным мерилом, который затмил вам не только глаза, но и разум.
И, всё-таки, снова и снова хочется возвращаться к истокам! Историческое прошлое не забыто многими людьми! Карл Риттер писал: «Название Колывань происходит от слова Колыба (изба, палатка, или крепость ) которым обозначали вообще горные селения и заводы». Наш всемирно известный писатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков, будучи главным редактором газеты «Жизнь Алтая», В 1915 году от 12 июля поместил выдержку о Колывани: «Преданья говорят, что ещё в те далёкие времена, когда здесь властвовал Демидов, вблизи от теперешней фабрики, был рудник, на котором работали «отъявленные варнаки» — беглецы из-за Урала. Выносливость их была так велика, что сам Демидов называл их колами (кольями).
Вобьёт в землю кол, и он стоит. Его бьют, а он стоит с места не сойдёт, а только глубже в землю входит…А так как все такие беглецы называли себя Иванами, не помнящих родства, то их после стали называть просто «кол-Иван». Отсюда будто-бы и почтенное имя теперешнего Колывана, редкого по красоте своих окрестностей». Отсюда и русская поговорка: «Ивану хоть кол на голове теши, толку никакого не будет».
Интересно, сколько ещё кольев надо затесать, на голове Ивана, чтобы до его сознания хоть что-нибудь дошло. А вот высказывание Георгия Дмитриевича, о своей Родине: «Чем дольше живу на свете, тем больше вижу стран земного шара, чем дальше ухожу от синего Алтая, тем всё величественнее встают передо мною его массивы, тем неизъяснимее упоение думать об этом крае, и потому не могу говорить или писать о нём без восхищения духа. И не потому, что Алтай – родина моя, а именно потому, что он родина всего человечества, он колыбель мира, он – колокол земли, а потому и имя его так благозвучно как мощный колокольный звон: Алтай!»
Прошедшим летом, я трижды посетил Колыванское озеро, но кроме разочарования, ничего не могу сказать. Но мне в жизни повезло! Я ещё застал время, когда ничто не предшествовало безобразию. И хочу поделиться. Красота озера и его чарующие берега, не могут оставить человека равнодушным, кто хоть раз посетил его. В любую погоду, в любое время суток и время года, озеро восхитительно: утренние туманы, сквозь которые проглядывают скалы, создают необъяснимое, мистическое состояние; в дождливую погоду, наступает блаженное умиротворение; с появлением ветра на озере, слышится музыка прибрежных скал, а что касается багряных закатов, то нет слов, для описания внутреннего состояния. Весь окружающий ландшафт, является естественной декорацией для создания множества разнообразных, по жанру, фильмов. Что мною и было сделано. Из ранних приездов, за два года, я снял шестичасовой «фильм-релаксацию», если так можно выразиться. Одна из участниц съёмки, молодая красивая девушка, под впечатлением, впервые увиденной красоты, написала замечательные , лирические стихи под названием: «Колывань – это девушка в белом!» По заданию одной Змеиногорской фирмы вёл съёмку для рекламного буклета. Но самым значительным было не это.
Там, где сейчас, расположены «куринные» постройки, проходила съёмка постановочного фильма, с участием большого количества людей, в котором принимали участие и местные жители. Естественная, съёмочная площадка и нарядные молодые люди, на весь съёмочный период, превратили данное место в большой запоминающийся праздник. Большую помощь в съёмке фильма оказала Надежда Григорьевна Дударенко – заведующая отделом культуры Змеиногорского района. И, когда я приехал в следующий раз, на съёмку нового фильма, там уже ходили легенды и мне с упоением рассказывали люди из городов Алейска и Рубцовска, каким вниманием оценено их любимое место отдыха, не подозревая, кому они об этом рассказывают. Не важно – кому рассказывать. Важным было желание людей поделиться гордостью за свой любимый уголок, который воспет в искусстве. Хочу с благодарностью отметить: как при съёмке первого фильма, так и второго, администрация села Саввушки, любезно нам оказывала всестороннюю помощь. Хочу сказать, ещё об одном авторе, моём коллеге, Владимире Пузанове из города Рубцовска, который снял прекрасный фильм с мифологическим сюжетом о Колыванском озере. Я не говорю о клипах, которые снимал. Данное место, может послужить благородным источником, для создания шедевров, многих будущих авторов.
Прогресс принёс немало великих свершений, но в наши дни вред, причинённый окружающей среде, уже заставляет понять: такой образ жизни не должен продолжаться дальше. Наша матушка Россия – толерантная страна! Бывшие атеисты в какой-то момент, махом превратились в теистов. Повальное обращение к религии – это осознанное решение людей вернуться к своим духовным источникам, или модное «течение»? Религия издавна помогала человечеству находить общий язык с окружающим миром и ощущать с ним телесную связь. Обожествление сил природы отражало удивление и благоговение, которые всегда были неотъемлемой частью человеческого восприятия окружающего мира. Людям вменялось созерцать Природу, единственный храм великого Господа.
Не нужно быть верующим человеком, чтобы понять, что он не есть что-то отдельное от Природы, он – её составная часть. Жара и холод, свет солнца и бури воздействуют на его тело на физическом плане, элементальные силы Природы влияют на его душу. Человек, в свою очередь, также воздействует на целое. Своими трудами в физическом мире он изменяет лицо Земли, выступая, иногда как творец форм, а иногда как их разрушитель. Мощью своей накопленной и слитой воедино энергии люди вызывают природные катаклизмы, и если гармония будет восстановлена в универсальном Человеке, воцарится она и в Природе. Разлад в Природе возникает из-за несовершенства человека. А я верю, что существует Великая Истина, и она восторжествует!
А. Позняков
P.S.
«Повидал я на свете немало:
И чудес, и красот, и прикрас.
Только сказка, что сердце искало,
На Руси оказалось – у нас»…
Г.Д. Гребенщиков.
Список литературы
- » Жизнь Алтая».(Газета).№ 152. 12 июля, 1915 год. По горам Алтая. (На западных высотах). Георгий Гребенщиков.
- «Алтайская правда». (Газета). 9 января, 1975 год. «Озёра – памятники природы».
- «Алтайская правда». (Газета). 18 октября, 1997 год. «Поблекшая красота». А.Позняков.
- «Алтайская правда». (Газета). 24 июля, 1986 год. «Озеро из сказки». А.Лукин.
- Аткинсон. Путешествие по Сибири. С.-Пб. 1788год, с.478.
- Джордж Кеннан. Сибирь и ссылка. (перевод с английского). С.-Петербург, 1906 год. – издание В.Врублевского. с.143-144.
- Землеведение Азии Карла Риттера. География стран находящихся в посредственных сношениях с Россией. Китайской империи, независимой Татарии, Персии и Сибири. (Переведена по поручению императорского Русского Географического Общества с дополнениями служащими продолжением Риттерова труда на основании материалов обнародованных с 1832 года и составленными П.Семёновым, действ. чл. Импер. Рус. Георг. Общ. ) Санкт-Петербург, 1860. Том 3. Алтайско-Саянская горная система в пределах Русской Империи и по Китайской границе. с.232.
- Щуровский Г. Геологическое путешествие по Алтаю, с историческими и статистическими сведениями о Колывано-Воскресенских заводах. Москва: В Университетской типографии, 1846. С.1-76.
- Ренованц И.М. Минералогические, географические и другие смешанные известия о Алтайских горах, принадлежащих к Российскому владению. / Пер. с нем. , с примеч. В.Севергина. В Санктпетербурге: При Императорсуой Академии наук, 1792. С.401-504.
- Путешествие в Западную Сибирь доктора О.Финша и А.Брэма, М. : Тип. М.Н.Лаврова и К, 1882. С.256-299.
- Мушкетов И. Минеральные богатства Алтая // Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении / под общ. ред. П.П.Семёнова. СПб.; М. ; Изд-во Т-ва М.О.Вольф, 1884. Т. 11: Западная Сибирь. С.225-252.
- Геологическое путешествие по Алтаю с историческими и статистическими сведениями о Колывано-Воскресенских заводах Григория Щуровского. Атлас. – Москва, 1846. Лист 4-5. (Две гравюры Колыванского озера. Художник не указан.)
- Большаков Б.Е. Человек. Энергия. Ноосфера. Прометей. Том 15. Владимир Иванович Вернадский. Материалы к биографии. Москва. Молодая гвардия. 1988. С.249. 14. Гребенщиков Г.Д. Моя Сибирь. Из-во, Алт. Ун-та, 2002, С.111.