• Учредители
  • Редакционная коллегия
  • Контакты
facebook
email
  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
    • Порядок оплаты
  • Выпуски
    • Выпуск № 1
    • Выпуск № 2
    • Выпуск № 3
    • Выпуск № 4
    • Выпуск № 5
    • Выпуск № 6
  • Конференции
    • Православие и русская культура, 30 мая 2012 г.
    • Культурные и экологические ценности народов Евразии. 15 марта 2013 г.

Древнейшие культы и огонь: всеобщее, особенное, единичное

20 Июн 2011
Администратор
0

Ушакова Елена Владимировна,
Алтайский государственный медицинский университет,
профессор каф. гуманитарных и социальных дисциплин,
зав. ЦНИЛ философии здоровья,
доктор философских наук, профессор
Барнаул, Россия

Колюжов Юрий Иванович

Московский государственный университет культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент
Москва, Россия

Появление человека на Земле ознаменовалось новым качеством планетар-ной жизни. Homo sapiens обладал сознанием, членораздельной речью, практи-чески-преобразующей деятельностью. Одной из распространенных и вполне обоснованных точек зрения антропогенеза является взгляд на человека как на существо крайне несовершенное по сравнению с другими животными. При пе-реходе к наземному образу жизни на открытых пространствах, человек не об-ладал ни скоростью передвижения копытных животных, ни зубами и когтями, как у хищников, ни умением летать, как у птиц, не обладал густым шерстным покровом, защищающим его от холодов и т.д. Основной его возможностью было: спрятаться, на время замереть, наблюдать и ждать, ждать своего момента для действия – именно такого момента, который бы смог дать преимущество этому несовершенному существу. Вот здесь-то и начала все более активизироваться психическая деятельность людей.

По видимому, исходным качеством древнего человека оказалось усложне-ние мозга и психической деятельности, в результате чего в его голове стали формироваться сложные энергоинформационные системы не только чувствен-ной сферы, от ощущений до воображения (что свойственно в определенной форме и высшим животным), но и рационального сознания, абстрактно-логического мышления (от понятий до умозаключений) [5]. В морфологиче-ском плане произошло развитие мозга человека – его больших полушарий, особенно ассоциативных зон лобных и теменных долей, связанных с абстрактно-логическим мышлением. Благодаря этому предметы, процессы и явления окружающего мира отражались в сознании все более разнообразно, в виде целостных образов, как с конкретным, так и с абстрактным содержанием. В нарастающих объемах накапливалась информация из внешнего мира, появлялись все новые и новыезнания конкретного, чувственно-воображаемого, абстрактного и комплексного – конкретно-абстрактного характера. Это позволило человеку выявлять конкретные и абстрактно-общие свойства предметов, а за счет творческого воображения отражать не только их реальные связи и взаимодействия, но и мнимые, психо-виртуальные, ва-риативные.

Такая работа психики позволила конструировать разные варианты отношений и взаимодействий с предметами мира в субъективной виртуальной психической форме. Формировались вариативные психо-виртуальные, но практически необходимые знания. А наличие абстрактного компонента в этих вариантах выделяло главные, основные из возможных решений. Соответ-ственно шел отбор вариантов. Из наиболее общих, важных, сущностных строились в воображении идеалы, векторы-ориентиры и цели возможных действий. Наилучшие варианты, родившиеся в сознании, оттачивались мысленно, а затем проверялись на практике, в деятельности индивида и (или) сообщества людей [2; 5].

Наиболее вероятно, что виртуальный (субъективный) мир знаний (как банк памяти индивида), сознания (как его творческой переработки) и мир первобытной практики (как реализации накопленных знаний) у наших далеких предков был очень прост. Как полагают этнографы, племенной язык древних народов составлял около 200 слов (что, конечно, почти несравнимо с современными языками, насчитывающими 10-20 тысяч слов). Словарный запас племенной организации и нарождающейся первобытной культуры ограничивался необходимостью сознательного обеспечения самых основных, жизненно важных потребностей в питании, одежде, жилье, продолжении рода и воспитании потомства. Поэтому и первые психо-виртуальные субъективные образы выражали, прежде всего, отношения индивида с источниками пищи. Это собирательство, первобытная охота, рыбная ловля и пр.

В сознании проявлялись варианты взаимодействия с предметом питания, как при непосредственном взаимодействии человека, так и опосредованные – орудиями охоты, собирательства, рыбной ловли. Наиболее оптимальными – как безопасными и эффективными в действии – оказывались варианты с ору-диями, дающими человеку выигрыш в силе, расстоянии, безопасности и т.п. Поэтому далее сознание человека направлялось на важную цель – поиска, а затем и специального изготовления соответствующего орудия деятельности (дубина, палка-копалка, каменное рубило, каменный топор, дротик, костяная игла и пр.). Так происходило в разных видах деятельности – в приготовлении пищи, оборудовании жилья, изготовлении предметов обихода, в охоте, рыболовстве, собирательстве и пр. Именно в субъективном виртуальном мире человека, в его психо-виртуальной реальности накапливались знания об окружающем природном мире, об окружающих членах рода, племени, а также о нем самом (через ощущения голода, сытости, усталости, положительных и отрицательных эмоций самого человека, его сородичей и т.д.).

Еще одним качеством предков человека был первобытный коллективизм, где все члены рода или племени участвовали в совместных действиях, обеспечивающих выживание индивидов: в совместной защите от врагов, в добывании и приготовлении пищи, в поиске и оборудовании жилища, в охране сородичей, в заботе о потомстве, матерях и стариках и т.п. Лишь коллективно и согласованно взаимодействуя, такое несовершенное в физическом отношении существо, как первобытный человек, могло выжить в жесткой окружающей среде и далее прогрессивно эволюционировать.

Совместные действия требовали согласованности. Она проявлялась как в «животной» форме, в виде инстинктов следования и подражания, так и в собст-венно «человеческой» – в виде передачи сородичам знаний, информации, не-обходимых для совместных действий. Такая передача также вначале осуществ-лялась в более «животной» форме: с помощью телодвижений, жестов, мимики, звуков (вначале самых простых, по типу междометий, а затем все более слож-ных). Но постепенно все большую роль в общении начали приобретать качест-венно новые вербальные формы, на базе второй сигнальной системы, где задействуются речевые зоны коры больших полушарий головного мозга. Так появились вербальные, речевые каналы передачи знаний от человека к человеку. И далее вся культура человечества развивалась с участием данных форм передачи знаний, которые закономерно нарастали, дифференцировались, видоизменялись, с появлением самых разных языков, как особых видов передачи знаний (языки разговорной речи этносов, народов, международные; письменность; искусственные языки наук, ЭВМ, компьютеров и т.д.).

С древнейших времен, опыт человека и человечества накапливался в ос-новных сферах: отношений с природой, материально-практической жизни, ду-ховно-нравственной жизни. Непосредственно с жизнью общины были связаны две основные сферы, где и происходило накопление знаний: 1) материально-практическая как сфера получения необходимого для жизни материального продукта (питания, одежды, жилья) и 2) духовно-практическая, или духовно-нравственная, как сфера налаживания неконфликтных межчеловеческих отношений, консолидирующих и усиливающих социум в жестких условиях существования.

Главные жизнеобеспечивающие знания о материальной жизни приобрета-ли «духовную оболочку». На их основе формировались соответствующие ри-туалы, культы – добытчиков (охотников, рыболовов, собирателей растений), ремесленников (кузнецов, кожевников, портных, гончаров и др.). Эти знания-традиции передавались в мифах, сказаниях, верованиях, наполнялись все более глубоким жизненным смыслом, одухотворялись [1].

Поэтому в глубокой древности материальная и духовная сферы были не-разделимы, поскольку цельной, синкретичной была вся незамысловатая жизнь людей. Но по мере того, как знаний, жизненного опыта становилось все боль-ше, он стал аккумулироваться отдельными людьми, мудрыми в определенной сфере, и знания начали передаваться по соответствующим социальным линиям. Это, например, опыт вождей – сильнейших в труде и войне; опыт старейшин – мудрейших людей общины в общем опыте жизни и отношений; опыт шаманов, умеющих общаться с духами природы и людей и т.д. [1; 3; 6]

Так, линия знаний материально-практической жизни была изначально связана с добыванием и (или) изготовлением из материалов природы готового социального продукта – пищи, домашней утвари, жилища, простейшей обстановки, обустройства территории селения и т.д. При этом люди в своей материально-хозяйственной деятельности, прежде всего, опирались на познание свойств окружающего материально-вещественного (естественного) мира.

Здесь сформировалась следующая линия материально-бытовых знаний: знания о естественной природе, ее свойствах и законах – знания о предметах – знания об орудиях и средствах производства – знания о технологическом про-цессе изготовления продукта, обеспечивающие изготовление готового продукта – знания о применении готового продукта.

Вся эта совокупность естественных (изначально наглядных, непосредст-венно наблюдаемых) знаний, в результате развития качеств сознания в даль-нейшей прогрессивной эволюции привела к мощному развитию абстрактно-логического мышления, к формированию сложных, высших областей человеческого знания. Это: материалистическая философия естественной природы (материализм в природе, а затем и в обществе), наука, современные техника, технология, научно-технический прогресс [2, кн.1].

Но одновременно в раннем антропогенезе, в первобытной культуре фор-мировалась и другая сфера жизненного опыта и знаний. Это линия знаний ду-ховно-практической жизни, которая была связана, с одной стороны, с обеспечением жизнеспособного характера межчеловеческих отношений и продолжения рода. Обозначим эту сторону знания жизни как духовно-нравственную, которая в итоге привела к развитию морали и нравственности. С другой стороны, духовно-практическая сфера жизни людей первобытных культур включала необходимость налаживания отношений с сильными духами природы, которым поклонялся и с которыми был вынужден взаимодействовать в своей жизни первобытный человек, а также с пониманием своей души как особой невидимой, но важнейшей субстанции. Обозначим эту сторону жизни и знания как духовно-религиозную, поскольку в итоге она привела к появлению религии (а затем и религиозной, религиозно-мистической, идеалистической философии). Особую сторону духовно-практической жизни и знания составила ее духовно-эстетическая составляющая, ознаменовавшая появление первобытного искусства и затем все более нарастающая. На первый взгляд, искусство – самая непрактичная форма деятельности человека. Но она связана с прогрессирующим развитием внутренней, субъективной сущности человека, богатства его чувств, психических образов, души, духовности. Поэтому без него немыслимо полно-ценное развитие и других сторон душевно-духовной сущности человека.

Остановимся более подробно на практически важных составляющих ду-ховно-практической жизни людей. Обратим особое внимание на происхожде-ние и эволюцию духовно-религиозной составляющей. Как известно, ведущую роль в жизни народов первобытных культур играла вера в силы духов – самого человека, а также различных духов природы. Здесь основу познания и знаний составляли первобытные представления о теле и душе человека. Исходные знания о телесной и бестелесной субстанции в религии и философии имеют истоки в антропоморфном по сути, развивающемся перво-бытном познании и сознании людей. Расширяющееся осознание все более широкого окружающего мира происходило от исходной основы – от отражения окружающих людей, при котором выделились особые качества, перенесенные затем на Мир в целом. А именно, многовековые наблюдения человека за окружающими его людьми привели к выводу о том, что в человеке существуют разные, хотя и взаимодействующие, составляющие – тело и душа. Тело – это целостная, реально ощущаемая с помощью зрения, осязания, обоняния и прочих чувств, часть человека [3; 4].

Постоянные наблюдения (жизненный опыт) первобытных людей за такими постоянно происходящими явлениями, как сон, сновидения, болезни, галлюцинации, смерть и т.п., привели к представлению о том, что в человеке есть два начала – тело и душа. При этом душа человека не только активная, живая, но и очень подвижная. Она может покидать его тело или временно (сон, болезнь, обморок), или навсегда (смерть).

Душа в итоге стала рассматриваться в виде: 1) неотъемлемой части чело-века (телесная и душевная, духовная составляющие единого существа), причем наиболее активной, оживляющей; 2) подвижного двойника человека, который то находится в нем, то покидает его.

Таким образом, в древних антропологических и социокультурных знаниях появлялась и все более усложнялась духовно-практическая линия знаний. В ней душа считалась живым активным началом человека, которая имела свою силу, – необычную, неестественную, или сверхъестественную, не известную людям. Эта сила была невидимой, неуловимой, но именно она управляла всем телом человека, всеми его действиями и поступками. Именно данные представления постепенно привели к преклонению перед высшими невидимыми сверхъестественными силами – духовными силами – в человеке.

Затем эти взгляды древних привели к антропоморфным представлениям об окружающей природе. В итоге в первобытном строе возникла особая форма миросозерцания и миропонимания – анимизм как одухотворение процессов и сил природы (Тайлор, Спенсер, Липперт, Маретт, Вундт, Гоббс, Пристли, Шталь и др.). Качество одухотворенности тела человека (и животных) первобытный «дикарь-философ» (по выражению У.Тайлора) экстраполировал на отдельные процессы и вещи природы, а затем и на весь мир, что впоследствии явилось основой мифологии и религии.

Складывались знания о том, что если в природе все движется, изменяется, значит, здесь есть свои духи – озера, реки, гор, леса, болота и пр. Им также по-клонялся древний человек. Затем он стал выделять духов главных и второсте-пенных, сформировались знания об иерархии духов. Появились мифы. Складывалась мифология разных культур и народов. Позднее в классовых государствах вначале сформировались различные виды политеистических религий, затем монотеизма (в виде безличностного или личностного божественного начала, Абсолюта), вплоть до основных мировых религий [2, кн.1].

Это происходило таким образом, что самые высшие, сильные и всеобщие духи стали называться богами. С развитием культур, начиная с древних циви-лизаций, выстраивались пантеоны богов. Появились политеистические религии. А со все большим развитием абстрактного мышления человека, сформировалось представление о едином и неделимом, мировом Боге как активном живом мировом начале, творящем и преобразующем мир. Получили распространение мировые монотеистические религии. Дальнейшее абстрагирование знаний духовно-нравственного порядка привело к формированию и развитию идеалистической философии, как объективного, так и субъективного плана.

В итоге сформировалась и развивалась следующая линия духовных зна-ний: знания о сверхъестественной природе человека и его окружения, о свойст-вах этой силы – знания о духах (больших и маленьких, главных и второстепенных, сильных и слабых), богах – практические знания об общении с духами (в народе – обычаи, традиции) – глубокие знания о тайнах общения с духами и богами, известные лишь отдельным людям (шаманы, колдуны, жрецы, священнослужители и т.п.) – знания о процессах взаимодействия со сверхъестественными силами (колдовство, магия, ритуалы, молитвы, праздники-подношения и т.п.) – получение положительного результата – исполнение просьб духами, богами – знания о том, как надо пользоваться тем, что человеку было дано. Вся эта совокупность сверхъестественных знаний (о существующих, но непосредственно не наблюдаемых сущностях), в результате развития качеств сознания, интуиции, мышления, привела к формированию сложных, высших областей человеческого знания. Это: мифология; религия; идеалистическая линия философии – Духа (души в человеке или вне его – Бога), Абсолюта (идеализм в природе и в обществе).

А теперь обратимся к роли огня в жизни первобытных людей и о том, как это отразилось в первобытной и последующих формах культур человечества. Вначале укажем на реальную полифункциональность огня в жизни древних людей. Вначале огонь играл важнейшую в материально-практической жизни рода и племени. А затем эта ключевая роль огня многообразно отразилась в сознании, приобрела «духовную» оболочку, легла в основу народных традиций. Поэтому полифункциональность огня приобрела вид синтретичных материально-духовных культов и традиций, которые затем очень удивыительно и разнрообразно дифференцировались у разных народов. Но несомненно одно: в любой традиционной народной культуре и соответствующей духовно-религиозной традиции имеет место культ огня.

Отметим лишь основные значения огня в жизни людей, которые затем сформировали основы всех традиционных культов народов земли.

Огонь: согревает; охраняет; сохраняет (основа человеческой жизни, воз-вышающейся над животным существованием); продлевает время активности (возможность общаться и трудиться более длительное время); указывает путь к дому и очагу (путеводные огни); собирает вокруг себя; кормит (огонь – корми-лец); создает домашний очаг (ритуалы бытовой жизни, бракосочетания); явля-ется особо охраняемым (идет борьба за огонь, разгораются войны за его обла-дание); дает орудия труда и развитие ремесел (прежде всего, огненное дело кузнеца, около огня ремесло гончара, а далее – основа материального прогрес-са); обжигает; сжигает и уничтожает (мистический страх перед огнем); небес-ный огонь (в виде громов и молний, а в мифах – небесных огненных стрел, ог-недышащих драконов, богов-громовержцев, богов войны и пр.); огонь небес-ный порождающий (после грома-молнии льется животворный дождь и питает Мать-сыру-землю, дает жизнь Роду человеческому); огонь заманивает и унич-тожает (огонь нечистой силы в лесах, на болотах, на берегах водоемов и пр.); адский огонь (Геена огненная – извержения вулканов, вулканический огонь); огонь, карающий грешников (которые жарятся в аду – чистилище); небесный, космический огонь (порождение, сохранение и гибель в огне – Гераклит и др.); «духовный жар» и огонь (в магических ритуалах шаманов, отражение в искус-стве – горящее сердце Данко); завораживает (медитативный огонь костра, све-чи); это также культовый огонь; огонь врачевания; костры войны (военные ри-туалы и действа); колдовской огонь (белая и черная магия); погребальный огонь (и соответствующие погребальные обряды); жертвенный огонь (и обряды жертвоприношения); религиозный огонь (религиозные культы); очищающий огонь (тонкая чистая субстанция света, очищающая душу и человека, Агни-Йога и др.); духовный свет (святых и святынь) и др.

В целом же в первобытных и традиционных народных культурах огонь – это основа жизни людей. Именно указанная выше полифункциональность огня пронизывающая все составляющие природной, материальной и духовной жизни людей всех древнейших культур человечества обусловила его базисную роль во всех традиционных народных культурах. Поэтому культ огня атрибу-тивно входит в разные аспекты культуры народов: в язык и письменность, в искусство, мифы, религию, в символику культур, философию, в знания о практической жизни, о техническом и научно-техническом прогрессе (как знания о покорении и использовании огня).

А для нас важно, что на огромных просторах Сибири – России и Севера европейской России очень многие культы, связанные с огнем, принципиально сходны у праславянских, тюркоязычных народов, народов буддийской группы и северных народов. Это говорит о несомненной общности жизни огромного полифункционального, многонационального российского суперэтноса, об общ-ности и неразрывности судеб и жизни наших народов, которые были, которые есть и которые будут выстраивать свою общую линию жизни на огромных просторах севера Евразии в союзе с единой Матерью-Природой.

Список использованных источников

  • Бог–человек–общество в традиционных культурах Востока. – М., 1993.
  • Знаниеведение и управление / Е.В. Ушакова, Б.Н. Кагиров, Ю.И. Колю-жов, П.В. Ушаков и др. В 3-х кн. – Барнаул, 2006.
  • Предмет знания. Душа человека. – СПб., 1995.
  • Тайлор Э. Первобытная культура / Э.Тайлор. – М., 1989.
  • Ушаков П.В. Человек в современном знании и мистических практиках. В 2 кн. / П.В. Ушаков. – Барнаул, 2009.
  • Элиаде, М. Шаманизм: архаические техники экстаза / М. Элиаде. – Ки-ев, 1998.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Twitter
Опубликовать в Яндекс
Об авторе

Оставить комментарий Отменить ответ

*
*

captcha *

Главная > Выпуск № 1. > Древнейшие культы и огонь:…

Перевести / Translate to


Выпуски журнала

  • Выпуск 1.
  • Выпуск 2.
  • Выпуск 3.
  • Выпуск 4.
  • Выпуск 5.
  • Выпуск 6.

Рубрики журнала

  • НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВРЕМЕН И СМЫСЛОВ

Теги

Алтае-Саянский экорегион Алтай Алтайский заповедник Алтайский край Барнаул Телецкое озеро Тенгри Экология и культура диалог культур духовность евразийство инкультурация интеграция интегрированные уроки компьютерные технологии концепт культура культурное пространство культурные ценности культурологический подход лингвокультурология молодежное экологическое движение музей наука православие религия самореализация светская культура символ синергетика социальное проектирование тенгрианство традиционная культура философия христианство шаманизм эзотерика экологическая культура экологические акции экологический туризм экологическое воспитание экологическое образование экологическое сознание экология язычество

У вас есть вопрос или предложение?

  1. Как к вам обратиться? *
    * Пожалуйста, введите ваше имя
  2. Введите Email для ответа *
    * Пожалуйста, введите ваш Email
  3. Ваше сообщение *
    * Пожалуйста, введите сообщение
0 Followers 91 Fans

Наши твиты

  • Twitter feed loading
  • О журнале
  • Редакционная коллегия
  • Учредители
  • Авторам
    • Порядок оплаты
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
  • Контакты
Яндекс.Метрика

2010. Электронный научный журнал «ЕВРАЗИЙСТВО: ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРА. ЭКОЛОГИЯ»