- Кошелева Л.А.
- В статье говориться о том, что учителю необходимо заниматься самопознанием – только гармоничный человек может научить гармонии. Свободный учитель испытывает уважение и доверие к себе и к ученику, учится воспринимать школьников без личностных оценок.
- самопознание, самореализация, М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», онтологическое самоопределение, психологический портрет
- Kosheleva L.A.
- The article says that the teacher needs to be engaged in self-knowledge process, because only harmonious person can teach harmony. Free teacher feels the respect and trust himself and students, learns to perceive his students without personal evaluation.
- self-knowledge, self-realization, M. Bulgakov, Master and Margarita, ontological self-determination, psychological portrait
Climbing to himself
Только тот, кто обладает творческой
жилкой в жизни, может претендовать
на творчество в педагогике
Лев Выготский
Современная педагогика (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Б.С. Гершунский, В.В. Сериков) все чаще говорит о необходимости самореализации учителя в профессиональной деятельности. Что такое самореализация? Это в первую очередь личностный рост, собственное развитие. Я развиваюсь, когда, с одной стороны, остаюсь самим собой, а с другой стороны, постоянно изменяюсь. Ядро человека – его сущность. Это ядро и обладает устойчивостью, неизменностью.
В основе поведения человека лежит система убеждений, целей, ценностей. Убеждение рождает мысль, на основе мысли появляется эмоция, и завершается эта цепочка действием-поступком. Если мы хотим развиваться, надо менять свои убеждения, т.е. сознание.
На наш взгляд, этот процесс начинается с постановки вопроса: кто я такой? Что я представляю собой как человек? Во что верю? Какова моя система ценностей? К чему стремлюсь? Какова цель моей жизни? Чего я собственно хочу? Именно с этими вопросами сталкиваемся все мы, начиная процесс самопознания. В качестве иллюстрации этапов развития человека предлагается рассмотреть эволюцию Ивана Бездомного, героя романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Бездомный – это псевдоним (в начале романа у героя нет ни настоящей фамилии, ни отчества). В конце романа Иван Николаевич Понырев обретает свои родовые корни, свой Дом, свою духовную родину. М.А. Булгаков указывает на необходимые условия, помогающие человеку «прорваться» к своему подлинному «Я». Во-первых, разбитое колено героя указывает на то, что Иван выбит из привычной колеи жизни. Это приведет к отказу от привычных стереотипов мышления, поведения, к признанию своих прав на свободу. Во-вторых, герой встает на путь поиска Истины и подлинной веры (знаком обретаемой веры является прикрепленная на грудь иконка). Далее герой проходит обряд крещения в реке, смывая все наносное, всю шелуху, чтобы обнажилась его подлинная сущность. Наконец, Бездомный испытывает тоску (ему не хватает покровительства свыше, он нуждается в совете, в общении с Богом). Событием в жизни героя становится встреча с Мастером, благодаря которой устанавливается связь с Источником, начинается открытие высшего «Я», познание себя как бесконечно-конечного существа, понимание того, что помимо материального, видимого, есть мир невидимый, но реально существующий.
Мы полагаем, что через подобное ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ самоопределение должен пройти современный учитель, т.к. ответ на вопрос «зачем я работаю в школе» напрямую зависит от того, в чем я вижу сверхзадачу жизненного пути ЧЕЛОВЕКА. Если педагог признает себя «конечным» существом, имеющим только материальное тело, то и детей он будет учить жить в сфере быта, будет приучать их относиться ко всему на свете как к вещам, которые необходимо потреблять. Примером потребительского отношения к жизни может стать Евгений Онегин, для которого все: любовь, дружба, искусство – аппетитнейшие блюда, а вся жизнь – погоня за наслаждениями. Однако «чем больше человек нацелен на наслаждение, тем больше оно от него ускользает» (В. Франкл). Отсюда проистекает уныние, разочарование, претензии. Погоня за наслаждениями и удовольствиями оборачивается скепсисом, цинизмом в отношении себя и мира в целом.
Если же учитель признает, что жизнь вечна, то он будет думать о том, как научиться самому жить по законам ВЕЧНОСТИ, КОСМОСА, ГАРМОНИИ и научить этому детей. В.М. Шукшин показал, как важно хотя бы иногда испытывать состояние единения с мирозданием, с другими людьми. Вспомним, например, как по субботам Алеша Бесконвойный топил баню: «В субботу он просыпался и вспоминал, что сегодня – суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел…». Баня для Алеши – это прикосновение к первоосновам БЫТИЯ: дереву, воздуху, воде, огню. И душа ликует, восстанавливается ее целостность. В субботу герой размышлял, вспоминал. Жизнь для него становилась ясной, понятной, он учился все спокойно принимать, не суетиться, осознанно любить и природу, и село, и людей. Эта способность любить пришла вместе с обретаемым душевным покоем.
Содержание человеческой души проявляется в характере чувствования. Психологи утверждают: успешность продвижения человека по Пути ДУХОВНОСТИ определяется возрастающим количеством РАДОСТИ. Для этого необходимо научиться уважать себя, верить в себя, ценить себя, почувствовать себя свободным существом.
В чем выражается свобода школьного учителя? Прежде всего – в целеполагании. Он сам, а не РОНО, не администрация определяет цели образовательного процесса. Он сам расставляет акценты в преподавании. Учитель свободен в выражении себя: своих чувств, мыслей. Прислушайтесь к высказыванию одиннадцатиклассника (выпускника гимназии №123 г. Барнаула 2005 г.): «Обучение – это не передача знаний, не трансляция, не проговаривание правил и формул. Главное в школьном обучении – дух учителя, его чувства, мысли, тот смысл, который он вкладывает в то, что говорит. От этой внутренней наполненности зависит понимание и рождение знаний у учеников». Педагог свободен в организации образовательного пространства урока, в общении с детьми во внеурочное время.
Свобода нужна учителю для творческой самореализации в педагогической профессии. Учитель-творец привносит в свой труд свою самобытность, оригинальность, проявляет инициативу. При этом необходимо помнить, что учитель внеположен образовательному процессу, т.к. ни один из компонентов этого процесса не может быть непосредственно возведен к личности педагога: в ходе педагогического взаимодействия представлен жизненный опыт не только учителя, но и учащихся. Обнаруженные в ходе урока смыслы становятся интериндивидуальными, интерсубъектными, т.е. уже не принадлежащими только учителю или конкретному ученику. Это плод их совместной деятельности, результат встречи их сознаний.
Только учитель, ощущающий себя внутренне свободным, может поделиться свободой самовыражения с учащимися. Ученик интересен своим восприятием того или иного текста, своей точкой зрения на те или иные исторические события. Педагог старается развернуть изучаемый текст лицом к школьникам, т.е. обнаружить в нем то, что может вызвать у них живой отклик. Поставить интересные проблемы и вопросы. Например, в чем предназначение человеческой жизни? Можно ли жить чужой жизнью и иметь чужие мнения? Что значит быть зрелой личностью? Как отличить подлинную любовь от ее имитации?
Свободный учитель испытывает уважение и доверие к себе и к ученику, учится воспринимать школьников безоценочно. Именно с безоценочного восприятия начинается восхождение к пониманию. К. Роджерс в статье «Несколько важных открытий» пишет: «Я осознал огромную ценность того, что я позволяю себе понимать другого человека…Разве есть необходимость позволять себе понимать другого? Я думаю, что да. Наша первая реакция на высказывания других людей – немедленная оценка или суждение, а не понимание». Заслуживает внимания следующее высказывание этого психолога: «Если я позволяю себе по-настоящему понимать другого, это понимание может изменить меня». Значит, условием моего развития является желание понимать другого, принимать его. Эта установка на понимание-принятие другого и способствует расширению моего сознания, увеличению его вместимости: суждение другого находит место в моем сознании, ему (суждению – прим. автора) я позволяю быть. Процесс понимания-принятия обогащает всех участников разговора: мне передаются чувства, мысли, образы, отношения, убеждения другого и наоборот. Принятием их «я помогаю ему (другому – прим. автора) становиться личностью», в то же время, если другой полностью принимает мои чувства, он помогает мне быть самим собой.
Повышению самоуважения ребенка, его уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности способствует такая форма работы, как написание романа о каждом ученике класса. (Предостережение: эту работу можно проводить только в тех классах, в которых царит атмосфера доброжелательности, взаимного принятия, доверия). К написанию романов ученики приступают после изучения «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Но уже в начале III четверти я настраиваю детей на то, что предстоит создание произведений о них самих и прошу их быть внимательными друг к другу, отслеживать те или иные ситуации, учиться видеть свою и чужую роль в том или ином жизненном эпизоде. Романы, которые пишут школьники, как и «Герой нашего времени», имеют трехчастную композицию. Часть I. Воспоминание о первой встрече со своим одноклассником. Часть II. Психологический портрет моего друга-одноклассника. Часть III. Я. Дневник самонаблюдений. (У романа – три автора). Сверхзадача написания романа – постепенное постижение своего «Я». В результате прочитанных частей романа ученик узнает много нового о себе и об одноклассниках, он начинает понимать необходимость контроля своего эмоционального состояния, чтобы не обидеть, не ранить, не причинить боль другому. А самое главное – написание романов воспитывает в школьниках умение видеть в людях хорошее, замечать позитивные моменты жизни, радоваться успехам других. Часто возникает желание совершенствовать себя, работать над своими личностными качествами: освобождаться от обиды, ревности, зависти. Учитель постепенно прививает учащимся мысль об уникальности, самобытности, самоценности каждого и подталкивает школьников к поиску ими предназначения своей жизни, ставит основную проблему современного человека: проблему осознанного отношения к своей жизни.
Согласно Кришнамурти, «невежественным является не тот, кто не получил образования, а тот, кто не познал самого себя, так как понимание приходит только через познание самого себя», а само образование является «самопостижением».
Библиография
1. Кришнамурти Джидду. Образование и смысл жизни. – К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. – 192 с.
2. Роджерс К. Несколько важных открытий \\ Вестник МГУ. – 1990. — №2, с.58-63.