• Учредители
  • Редакционная коллегия
  • Контакты
facebook
email
  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
    • Порядок оплаты
  • Выпуски
    • Выпуск № 1
    • Выпуск № 2
    • Выпуск № 3
    • Выпуск № 4
    • Выпуск № 5
    • Выпуск № 6
  • Конференции
    • Православие и русская культура, 30 мая 2012 г.
    • Культурные и экологические ценности народов Евразии. 15 марта 2013 г.

Духовно-нравственное воспитание и социализация подростков средствами социального проектирования

16 Янв 2012
Администратор
0
конструктивное взаимодействие с миром, социальное проектирование
  • Автор
  • Аннотация
  • Ключевые слова
  • Ушкевич Ю.В.
  • В представленных тезисах рассматриваются средства социального проектирования как способа социализации учащихся. А также роль становления учителя нового типа, способного организовывать данный тип деятельности.
  • социальное проектирование, конструктивное взаимодействие с миром

 
Социальное проектирование – особый вид деятельности подростка, в ходе которой и благодаря которой происходит его наиболее интенсивное развитие. Социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свою Я–концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Анализируя результаты воспитательной работы школы в течение четырёх лет можно сделать вывод, что невозможно достичь высоких результатов в воспитании подростков через организацию классных часов, часов общения и других внеклассных мероприятий и событий, организованных даже на самом высоком уровне. Решение воспитательных задач, в том числе достижение целей духовно- нравственного воспитания и социализации подростков возможно средствами социального проектирования.

Социальное проектирование предполагает деятельность:

– социально значимую, имеющую социальный эффект;

– результатом которой является создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиаль¬но, качественно нового в его личном опыте;

– задуманную, продуманную и осуществленную подростком;

– в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

– через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей подростка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

– социальные явления («социальные негативы» – курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм; проблемы школьного внешнего вида учащихся );

– социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; к детям детских домов; к детям детских садов; политическое взаимодействие, влияние, др.);

– социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, детский сад, детский дом, и др.);

– социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Важным вопросом является роль и позиция взрослого – учителя в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность учителя к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Основная задача взрослого в ходе проектирования – это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка. Роль этого буфера – не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка «розовые» очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой – психологическую в первую очередь. В ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.

Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы. И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания. В такой ситуации подросток видит свою значимость в социуме, оценивает свои силы и возможности в умении и желании совершать на благо других добрые поступки.

Только реализовывая социальный проект, подросток попадает в ситуацию, которая заставляет не только слушать, делать что-то своими руками, творить, но главное трудиться душой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Twitter
Опубликовать в Яндекс
Об авторе

Оставить комментарий Отменить ответ

*
*

captcha *

Главная > Выпуск № 3. > Рубрика 2. Духовные ценности… > Духовно-нравственное воспитан…

Перевести / Translate to


Выпуски журнала

  • Выпуск 1.
  • Выпуск 2.
  • Выпуск 3.
  • Выпуск 4.
  • Выпуск 5.
  • Выпуск 6.

Рубрики журнала

  • НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВРЕМЕН И СМЫСЛОВ

Теги

Алтае-Саянский экорегион Алтай Алтайский заповедник Алтайский край Барнаул Телецкое озеро Тенгри Экология и культура диалог культур духовность евразийство инкультурация интеграция интегрированные уроки компьютерные технологии концепт культура культурное пространство культурные ценности культурологический подход лингвокультурология молодежное экологическое движение музей наука православие религия самореализация светская культура символ синергетика социальное проектирование тенгрианство традиционная культура философия христианство шаманизм эзотерика экологическая культура экологические акции экологический туризм экологическое воспитание экологическое образование экологическое сознание экология язычество

У вас есть вопрос или предложение?

  1. Как к вам обратиться? *
    * Пожалуйста, введите ваше имя
  2. Введите Email для ответа *
    * Пожалуйста, введите ваш Email
  3. Ваше сообщение *
    * Пожалуйста, введите сообщение
0 Followers 91 Fans

Наши твиты

  • Twitter feed loading
  • О журнале
  • Редакционная коллегия
  • Учредители
  • Авторам
    • Порядок оплаты
    • Порядок публикации
    • Требования к написанию аннотаций
  • Контакты
Яндекс.Метрика

2010. Электронный научный журнал «ЕВРАЗИЙСТВО: ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРА. ЭКОЛОГИЯ»