- Казакова Г.А.
- В статье рассказывается о практическом опыте работы театра-студии «Планета танца». Автор считает, что подобные организации оказывают важное влияние на формирование духовной личности человека.
- образование, воспитание, педагогика, хореография, балет, фольклор, творческий коллектив, театр-студия, Алтайский край
- Kazakova G.A.
- This paper describes the practical experience of the children’s theater «Dance Planet». The author believes that such organizations have an important influence on the formation of spiritual personality.
- education, teaching, choreography, ballet, folklore, creative team, children’s theatre, Altai state
- Formation of spiritual personality of pupils by means of theater and choreography in modern conditions
В настоящее время общественность нашей страны обеспокоена деградацией духовного начала личности детей и молодёжи, а также взрослого населения. Большую «лепту» в этот процесс вносит массовая культура и, помогающее внедрять её в сознание людей телевидение. Как мы, педагоги, связанные с искусством, можем на практике реально противостоять этому?
Многие годы в России шло развитие и умножение сузов и вузов культуры и искусства. Воспитана целая «армия» артистов и руководителей творческих коллективов, которые знакомы с традициями нашей народной и аристократической культуры. Именно художественная культура, которую специалисты в области искусства могут передавать следующим поколениям, и способна воспитывать в людях высокие душевные качества. Эти качества передаются эмоционально через знакомства с произведениями искусства прошлого и настоящего. И сейчас существует огромное количество детско-юношеских творческих коллективов, которые в своей работе способствуют их приобщению к различным видам искусства.
Школьникам, соприкоснувшимся в детстве с произведениями искусства хорошего качества, как будто на всю жизнь ставится «прививка»: их вряд ли будет интересовать потребительское искусство, то, что им зачастую предлагается с экрана телевизора. Они будут критически относиться к произведениям массовой культуры. (И даже на ТВ или в Интернете будут находить себе для просмотра программы, отвечающие их духовным запросам).
Это убедительно показывает наша педагогическая практика. При подготовке отчётного концерта Театра-студии «Планета танца» в 2010 году. репертуар получился патриотический – в основном, на русском народном материале. К нам на педсовет пришли выпускники-одиннадцатиклассники и сказали: «Нам хотелось бы с вами поговорить». И говорили они о том, что очень хотели бы пригласить на свой концерт одноклассников. Но они не придут, если мы не добавим в программу несколько современных хореографических номеров. Ребята так и сказали: «Вы нас так воспитали, и спасибо вам за то, что мы понимаем и любим русское народное искусство, но наши ровесники его не понимают. Поэтому мы предлагаем как-нибудь соединить его с современным в программе концерта, чтобы зрителям было интереснее смотреть».
Когда-то, в 90-е годы, работая в Озёрской детской школе искусств на хореографическом отделении, нас, преподавателей, очень удивляло то, что даже в сельской местности детям больше нравилось танцевать современные танцы, нежели народные, основанные на фольклоре. Но прошло время, и некоторые наши выпускники получили среднее специальное или высшее хореографическое образование и танцуют сейчас в профессиональных ансамблях русского танца, очень любят именно народное направление в хореографии. А увлечение современными ритмами осталось у них в детстве. Это говорит о том, что всё-таки зёрна, брошенные в детские души, всё равно когда-то дают свои всходы и плоды.
Творческий коллектив педагогов Театра-студии «Планета танца», увлечь современных детей хореографией, занимается с ними разными видами танца: классическим, народным и современным – джазом. Со школьных лет они смотрят видеозаписи хореографических номеров различных видов и жанров. Знакомятся с творчеством балетмейстеров и артистов. Мы стараемся воспитать в них не только исполнителей, но и будущих зрителей – ценителей сценического искусства.
Классический балет существует более трёхсот лет. Но продолжит ли он своё существование, если не будет подготовлена аудитория зрителей на будущее? Для этого мы вывозим детей в Новосибирский академический театр оперы и балета на балетные спектакли. Смотрим видеозаписи спектаклей Большого и Мариинского театров, специальные фильмы-балеты для детей в рамках проекта «Волшебный мир балета», что более приемлемо для возраста учащихся начальных классов. У нас проводятся беседы о хореографическом искусстве. Ребята знают о существовании выдающихся профессиональных ансамблей народного танца. Смотрят постановки и в современных направлениях. Преподаватели им объясняют, что ценно в исполнении и постановках номеров разных балетмейстеров.
Наши ученики нередко смотрят видеозаписи собственного исполнения, видят свои ошибки и достоинства со стороны зрителей и начинают понимать, что от них требуют педагоги. Для лучшего воплощения в танцах определённых ролей мы ввели занятия по актёрскому мастерству. Дети становятся более естественными, раскрепощёнными на сцене, они сознательно создают художественный образ, который им предлагается в танце. А также от этих занятий ещё более разносторонней становится личность каждого ребёнка.
Во-первых, мы стараемся подбирать темы танцев, соответственно возрасту детей, чтобы им было интересно их исполнять. Для этого балетмейстеры знакомятся с новинками детской литературы, художественных фильмов и мультфильмов. О них могут рассказать сами дети на уроках актёрского мастерства, когда они подбирают материал для создания каких-то образов по заданию преподавателя или сочиняют сценки.
Также важно учитывать возрастную психологию. Например, пятиклассники очень сильно отличаются по своим интересам от учащихся начальной школы, и репертуар в этом возрасте необходимо менять. Тоже можно сказать о любой возрастной группе. Педагог по хореографии старается почувствовать, что интересно детям на любом этапе их взросления, и в соответствии с этим корректировать свои творческие задумки.
На занятиях по актёрскому мастерству у хореографии есть своя специфика. Здесь нет речи, поэтому необходима более яркая игра лицом – владением мимикой. И главная задача – воспитывать умение выражать свои чувства через движения. Очень хорошо в этом помогает импровизация под музыку.
С малышами мы начинаем с обычных детских песенок из мультфильмов. Даётся задание изобразить эту песенку. Дети с удовольствием выполняют эту задачу. Они изображают героев, у них работает и развивается фантазия. Очень интересно детям создавать сценки из мультфильмов. Например, из «Ну, погоди» под песенку Зайца и Волка – «Расскажи, Снегурочка» или из «Бременских музыкантов» дуэт Принцессы и Короля.
Следующим этапом, как уже говорилось, являются просмотры детских балетов. Затем включается музыка из данного балета, и учащимся даётся задание «станцевать» балет, то есть, вспомнить движения определённых героев из балета. Так у детей формируется хореографическая память.
С большим интересом ученики «активно» слушают классическую музыку, сочиняя под неё движения. Например, пьесы из цикла «Времена года» Чайковского. Сначала с ними обсуждается время года, месяц и название произведения, что оно означает. Затем включается музыка, и каждый ребёнок изображает то, что он в ней слышит. Обязательно нужно сообщать ученикам имя композитора, из какой он страны, какого времени, чтобы у них развивался кругозор. Дети, активно участвуя «в звучании музыки» своими телодвижениями, лучше запоминают её, нежели при обычном слушании. Для них это более естественно. Хотя, когда они физически устают после движений, то с удовольствием отдыхают, слушая спокойную музыку.
Для умения создавать художественные образы в танцах на сцене полезно изучение маленьких композиций детских бальных танцев с созданием определённого образа – например, «Мишка с куклой», «Чебурашка», «Гномики» и др.
Уроки актёрского мастерства полезно сочетать с этикетом. Дети любят обсуждать правила поведения в обществе, приводить примеры из жизни и сочинять сценки на эти темы. Пользуясь этим, можно незаметно прививать им культуру поведения и внешнего вида на занятиях хореографией и во время выступления на сцене. Так воспитывается культурный исполнитель хореографических номеров и складываются основные знания психологии в общении людей.
С учащимися начальной школы (со 2-го класса) мы слушаем сказки в исполнении профессиональных артистов на аудиодисках. Задача детей – по ходу рассказа изображать героев сказки, как бы произнося текст с артистом. Непременным условием должно быть изображение героев в движениях (не обязательно танцевальных, можно бытовых). Так у детей вырабатывается чувство мизансцены – умение распределяться в пространстве, а также сценического движения, которое соответствует данному образу. Они слушают речь артистов с хорошей дикцией, интонацией, звучит музыка народов мира, дети в сказках узнают представление людей разных национальностей о жизни, в каких странах какие есть обычаи, обитают животные и имеются климатические условия. Опять же развивается кругозор, который помогает им в будущем понимать их роль в танце или спектакле.
Большое значение в духовно-нравственном воспитании играют и совместные праздники коллектива, такие, как Рождество, Святки, Масленица, Троица, Покров-батюшка. Детям очень нравятся русские народные традиции (они сами, например, любят печь блины и угощать на праздниках своих друзей), пословицы, поговорки, песни, пляски, игры и шуточные сценки. Иногда мы приглашаем студентов колледжа культуры, изучающих русский фольклор, и они проводят с детьми праздники в народных традициях русских сёл алтайского края.
Сейчас для проведения воспитательных мероприятий имеется большая возможность в использовании технических средств и Интернета: изучение темы, знакомство со сценариями, нахождение нужных музыкальных произведений, песен и игр. Многое дети находят материал сами и предлагают для проведения праздников.
В течение почти 14-ти лет существования творческого коллектива у нас сложились свои традиции. Это встреча Нового года, рождественские сочельники, поздравления с Днём святого Валентина, театральные капустники в честь Международного дня театра и Дня смеха, дни рождения театра, совместный летний оздоровительный отдых в Горном Алтае и Кыргызстане на озере Иссык-Куль, поездки на фестивали и конкурсы различных уровней – от местных до международных, дни рождения участников коллектива в поездках, проводы уезжающих в другие города (такова специфика жителей военного городка), встречи с бывшими участниками коллектива.
Поездки в другие города и успешные выступления на фестивалях вселяют в детей гордость за свою малую родину – Алтайский край и город Сибирский. Особенно почётно бывает выступать в столице России – городе Москве. И наши ребята удивляют там всех знанием текста гимна России. (Он звучит во время вручения наград). Поездки способствуют и встрече с интересными людьми: знаменитыми артистами, композиторами, писателями, журналистами, которые приезжают на фестивали, общаются с ребятами и вручают награды победителям.
Вся жизнь Театра-студии «Планета танца» – не только занятия по хореографии и театру – имеет огромное воспитывающее значение. Воспитанники Театра-студии «Планета танца» постоянно принимают участие во многих мероприятиях различных форм для детей и подростков, проводимых в ЗАТО Сибирский: в начальной и средней школах, а также – проводимых отделом социальной защиты для детей-инвалидов. Каждое мероприятие имеет культурно-просветительскую цель и направлено на духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
Ежегодно воспитанники студии «Планета танца» выступают на различных концертах в дни профессиональных праздников. Такого рода концерты позволяют воспитанникам познакомиться с различными профессиями, понять их значимость, учат уважительно относиться к людям любого рода профессий. Очень важным для детей и родителей является День Учителя. Участвуя в концертах, посвящённых профессии педагога, дети учатся уважать своих старших наставников, благодарить за нелёгкий, но благородный и нужный стране и каждому её жителю труд.
Выступая в дни праздников – День защитника Отечества и День Победы — перед своими отцами и дедами-офицерами, дети начинают понимать героическую профессию своих предков и гордиться ею. Кроме того, они узнают имена героев, которые живут в Сибирском, или узнают о тех, чья история хранится в памяти городка.
Участвуя в поздравлении женщин 8 Марта и в День матери, дети уважительно относятся к самым близким и любимым людям – своим мамам, начинают понимать ценность их заботы о них, видеть материнский труд и душевное тепло. Воспитанники студии «Планета танца» являются постоянными участниками концертов, посвящённых Дню матери в последнее воскресенье ноября. Участие в таких мероприятиях способствует пониманию роли матери в жизни не только семьи, но и общества в целом (об этом говорят выступающие на сцене взрослые), во время вручения наград школьникам становится понятно, что воспитание детей в семье – важное государственное дело, которое очень ценится людьми.
Каждый год наши воспитанники участвуют в праздновании Дня города Сибирского: в праздничном концерте в киноконцертном зале ДК «Кристалл», в театрализованных представлениях на главной площади и в дни юбилейных торжеств – на стадионе Сибирского. Яркие номера наших воспитанников придают неповторимый колорит праздникам, а дети и молодёжь начинают чувствовать себя частицей большого сообщества людей – своих земляков.
Ежегодные отчётные концерты имеют большое воспитательное значение. И участники коллектива, и их родные, и сами педагоги чувствуют себя в этот день частицей большой и дружной семьи, в которой вырастают всё новые и новые поколения юных танцоров. Традиционно на отчетном концерте Театр-студия чествует своих выпускников, которые получают свидетельства об окончании Театра-студии «Планета танца» и в дальнейшем продолжают выступать уже в качестве артистов. Некоторые из ребят становятся профессионалами в области танца, окончив средние и высшие учебные заведения. Танцуют на сцене сами и учат мастерству хореографии более юных ребят.
На заключительных концертах учебного года наглядно видна связь между поколениями. Для младших ребят всегда имеется пример – взрослые артисты, выросшие в нашем коллективе, за мастерством которых они стараются тянуться. Немаловажную роль играет для ребят и то, что коллектив имеет высокие регалии – дипломы и кубки лауреатов различных российских и международных конкурсов и фестивалей. Дети стараются лучше заниматься, чтобы не подводить свой коллектив, и быть похожими на старших.
Группы воспитанников «Планеты танца» ежегодно бывают на летнем оздоровительном отдыхе в Горном Алтае в июле в лагере «Долина Сартакпая» в течение 10-14 дней. Общение с природой и экскурсии по достопримечательностям Горного Алтая помогают не только укрепить здоровье детей, но и привить им любовь к природе родного края и привлечь их к туризму, здоровому образу жизни. Совместный отдых сплачивает ребят и помогает воспитывать в их характере заботу друг о друге, понимание характеров других людей, умение жить в коллективе.
Каждый год наши школьники и студенты участвуют в акциях за здоровый образ жизни с лозунгом: «Танцы против наркотиков». Своим искромётным исполнением хореографических номеров они призывают ровесников присоединиться к ним, вести не пустой, а интересный и подвижный образ жизни.
В 2010 году наша страна отмечала 65-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне. Этому событию посвящался стенд, который был расположен в хореографическом классе. Из него воспитанники узнали о страницах истории: как профессиональные танцовщики выезжали с концертными бригадами на фронт, и бойцы считали, что если на фронте танцуют балет, и хрупкие танцовщицы не боятся появляться на линии фронта, то победа будет за нами, русский человек будет жить вечно. Ребята могли прочитать письма с фронта выдающимся балеринам Большого театра Галине Улановой и Ольге Лепешинской, посмотреть фотографии выступлений артистов-танцовщиков эстрады на фронтовом аэродроме, видеть на фото, как выступали их ровесники – участники ансамбля Ленинградского фронта под руководством Обранта (они это делали даже в дни блокады города на Неве). В Ансамбле народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева в те годы были поставлены номера: «Партизаны» и «Солдатская пляска». На стенде также были отражены танцы военной тематики из репертуара Театра-студии «Планета танца»: «Пляска ракетчиков», «Когда мы были на войне», «Мой папа». Ребята убедились наглядно, что продолжают традиции своих предков и чтят память о Великой Отечественной войне, исполняя в концертах номера на военную тему. Они сами вживаются в образы героев, которые становятся дороги им. Таким образом, фотостенд имел целью военно-патриотическое воспитание участников Театра-студии «Планета танца». Около стенда во всех группах проводились беседы, ребята с интересом разглядывали фотографии, делились друг с другом своими впечатлениями. Также ко Дню Победы был сделан для ребят видеопоказ об участии танцовщиков в войне и о произведениях балета на тему Великой Отечественной войны.
В целях воспитания уважения к старшему поколению воспитанников Театра-студии учреждением ведётся работа с пожилым населением ЗАТО Сибирский. Люди пожилого возраста, общаясь с детьми и молодёжью, посещая концерты, получают заряд энергии, положительных эмоций, а также могут в беседах или какой-то иной деятельности передавать свой опыт, чувствовать себя нужными и востребованными в обществе. Связь поколений всегда была и есть основой воспитания детей.
Людям пожилого возраста посвящаются концертные номера на основе военной и русской народной тематики. Для них исполнялись танцы: «Когда мы были на войне», «Катюша» в исполнении артистов Театра-студии. Старшему поколению полюбились «Первый вальс», который исполняли ребята средней группы, русский танец «Барыня» в исполнении ребят младшей группы и танец «Казанских татар» в исполнении ребят средней группы.
Бабушки и дедушки нередко приводят своих внуков на занятия и приходят на праздники и концерты коллектива «Планета танца», участвуя в воспитании детей, и получая радостные эмоции от их выступлений. Всё это сближает разные поколения людей и помогает их взаимопониманию. Люди пожилого возраста, таким образом, живут интересами детей и молодёжи, а также, в общении с ребятами, вспоминают свои годы молодости, передают им свои духовные ценности и воспитывают в детях интерес к историческому прошлому нашей страны.
Работа с семьёй муниципального учреждения культуры «Планета танца» проводится во время индивидуальных встреч с родителями, дедушками и бабушками и во время общих бесед о воспитании детей, занимающихся в студии. Также проводятся регулярно родительские собрания по организационным и педагогическим вопросам. Родители воспитанников студии являются постоянными зрителями концертов, где участвуют их дети, а также различных праздников студии «Планета танца».
Театр-студия «Планета танца» ежегодно участвует в концертах и мероприятиях для социально незащищённых слоёв населения, сотрудничая с Отделом социальной защиты населения и Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Сибирский. Встречаясь с людьми нелёгкой судьбы, дети учатся быть милосердными. Они узнают, что существуют в нашем обществе у людей сложные проблемы, и им необходима помощь со стороны других людей, которую могут иногда оказать и они сами, например, своим творчеством.
Деятельность МУК Театр-студия «Планета танца» по развитию народного творчества заключается в обучении народной хореографией детей дошкольного и школьного возраста и постановке хореографических номеров с воспитанниками студии и артистами, а также выступлении с ними на различных мероприятиях и концертах. В репертуаре Театра-студии «Планета танца» имеются сценические номера, поставленные на основе русского народного фольклора. Это такие танцы, как «На вечорке», «Сибирские ухажёры», «Барыня», «Сибирская рапсодия», лирический хоровод «Колокольчики», хореографическая композиция «Моя Россия», «Калинка», «Порушка-Пораня», «Русская кадриль». Изучение русского народного творчества прививает детям любовь к своей родной национальной культуре.
Участники и артисты Театра-студии «Планета танца» знакомятся в своём творчестве и с искусством других народов. Испанский танец «Фуэго ми альма» на основе фламенко, «Ритмы Индии», ирландский танец, украинский «Ползунец» и татарский танец – все эти номера знакомят детей и молодёжь с творчеством народов мира. В младших и средних группах изучаются простейшие массовые танцы разных народов: карело-финская полька, финский танец «Енька», «Берлинская полька», основанная на немецком фольклоре, греческий танец «Сиртаки», русская «Кадриль», итальянская «Тарантелла», еврейский танец «Семь сорок» и другие. Для знакомства с манерой различных народных танцев, мы разучиваем маленькие массовые композиции из наиболее простых движений каждой национальности, актёрски обыгрывая их, стараясь в танце показать характер народа. Знакомство с культурой разных народов формирует в детях интерес и уважение к другим национальностям. Они начинают понимать, как богата и разнообразна жизнь и люди, живущие на Земле. (Я считаю, что в этом заключается профилактика экстремизма, вражды между людьми разных национальностей).
Хорошим стимулом для дальнейшего творчества детей и молодёжи являются творческие победы на конкурсах и фестивалях, это даёт им уверенность в своих силах, вызывает интерес к соревнованию в исполнительском искусстве со своими сверстниками.
Хочется добавить, что в воспитательной работе наш Театр-студия использует и современные средства, например – Интернет. В социальных сетях «Одноклассники» и «В контакте» созданы группы «Жители Планеты танца» и «Театр-студия «Планета танца», где выставляются фотоальбомы и видеозаписи о жизни нашего театра. В группы входят нынешние участники коллектива и выпускники – студенты и молодые специалисты, окончившие высшие и средние учебные заведения. А также нашим коллективом интересуются школьники и студенты из Сибирского и других городов жизнью «Планеты танца» и поздравляют с праздниками. Общение продолжается через много лет после расставания воспитанников с родным коллективом. В Интернете педагоги общаются и с родителями воспитанников. Просматривая фотографии из истории коллектива, многие пишут свои отзывы – очень тёплые слова в адрес своих педагогов.
Пока существуют детские творческие коллективы, и есть в них педагоги, любящие искусство и детей, мы ещё многое можем сделать для своих воспитанников в области духовно-нравственного развития личности. А главное – реально научить их жить интересно, с огоньком и творческим вдохновением, передавать духовные качества русского народа следующим поколениям.