- Стадниченко Н.И.
- Статья посвящена проблеме применения культурологического подхода в изучении физики. Автор делится примерами уроков физики, на которых перед детьми ставятся задачи, основанные на литературных сюжетах. Такие задачи помогают установить связь не только между учебными предметами, но и между наукой и искусством.
- культурологический подход, физика, интегрированные уроки
- Stadnichenko N.I.
- : This article is devoted to the application of cultural approach to the study of physics. The author shares examples of physics lessons, in which children are placed in front of the problem, based on literary themes. These tasks help to establish a connection not only between academic subjects, but also between science and art.
- cultural approach, physics, integrated lessons
- The study of physical phenomena by means of cultural
Иногда ошибочно полагают, что предметы гуманитарного цикла не имеют отношения к физике, и поэтому не уделяют связи с ними должного внимания. Однако гуманитарный потенциал физики играет важную роль в усилении мотивационного компонента обучения, в формировании определенного эмоционального настроя, способного вызвать познавательный интерес к получаемым знаниям, а также, что очень важно сегодня, сформировать целостную научную картину мира.
Взаимопроникновение различных областей знаний ведет к тому, что системообразующим фактором на уроке становится культура в широком смысле, которая помогает соотнести и упорядочить фрагменты наук в единое общеобразовательное поле, сформировать интегративное видение окружающего мира. Именно такой подход в обучении способен реабилитировать ту культурную основу науки, которая заложена еще в трудах античных ученых, и является сегодня важной силой в руках учителя. Культурологический подход основан на использовании в учебном процессе культурологических ориентиров, что позволяет сформировать целостное эмоционально-логическое видение структуры реального мира путем установления взаимосвязи между изучаемыми явлениями и процессами.
Использование текстов художественных произведений на уроках физики, благодаря их образности, красочности описания наблюдаемого явления позволяет учащимся наглядно представить это явление и, тем самым, способствует процессу формирования понятий. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» так описан полет главной героини на щетке: «…Переулок под нею покосился набок и провалился вниз. Вместо него одного под ногами Маргариты возникло скопище крыш… Все оно неожиданно поехало в сторону, и цепочки огней смазались и слились… Озеро дрожащих огней внизу внезапно поднялось вертикально, а затем появилось над головой у Маргариты, а под ногами блеснула Луна». Этот пример я рассматриваю в теме «Относительность движения» (9 класс). После прочтения этого отрывка становится совершенно очевидно, как Маргарита определила, что она двигается, почему Луна оказалась у нее под ногами и т.п.
Рассмотрение отрывков из художественных произведений возможно также с целью оценки научной достоверности фактов, описанных в них: «…Начался обряд перекраски. Но «изумительно каштановый цвет, придающий волосам нежность и пушистость», смешавшись с зеленью «Титаника», неожиданно окрасил голову и усы Ипполита Матвеевича в краски солнечного спектра» (И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»). Так что же должен был увидеть в зеркале Ипполит Матвеевич?
Особое значение на уроках я придаю вопросам и задачам, связанным с культурным прошлым России. На уроке «Физика за чайным столом» в теме «Тепловые явления» (8 класс) главным героем урока становится самовар. Рассматриваются следующие вопросы:
– что собой представляет самовар?
– как он устроен?
– зачем у самовара отверстия снизу, деревянные ручки, труба?
– почему он должен быть начищен до блеска?
– для чего используется сапог во время растопки?
– почему лучшее топливо для самовара – еловые шишки?
Ответы на них позволяют отсеять суеверия от точных описаний физических явлений и оценить народную наблюдательность.
Следует подчеркнуть, что задачи на основе литературных сюжетов служат средством связи не только между учебными предметами, но и между такими сферами человеческой деятельности, как наука и искусство. Это активизирует интерес учащихся, не склонных к изучению точных наук, а формируемое понятие при этом обогащается.
Формирование целостно-логического видения структуры реального мира возможно осуществлять путем установления историко-культурной взаимосвязи между изучаемыми явлениями, законами, процессами. В связи с этим можно выделить следующие основные моменты, иллюстрирующие исторический аспект:
– изложение ряда тем в историческом контексте (Средневековая Европа, религиозная картина мира неотделимы от открытия Коперника и принципа относительности Галилея);
– использование ярких исторических фактов (легенда об Архимеде, царе Гироне и открытии выталкивающей силы);
– решение задач с историческим содержанием (задача о магдебургских полушариях в теме «Атмосферное давление» 7 класс).
Наиболее интересной представляется связь науки, в том числе физики, с искусством. Здесь открываются широкие возможности использования музыки, живописи, поэзии на уроках. Это позволяет не оставить равнодушным ни одного ребенка, ведь искусство обращено к эмоциональной сфере человека и заставляет его переживать самому те или иные факты или явления. Приведу конкретные примеры.
В теме «Пространство и время» я использую картину С. Дали «Постоянство памяти». Это служит началом разговора с детьми о таком сложном понятии как время. Картина очень полно передает ощущение парадоксальности времени. Дети к этому уроку готовят стихотворные строки на эту тему:
«Мы знаем время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его».
(С. Маршак)
«Всему на свете истинную цену
Отменно знает время – лишь оно
Сметает шелуху, сдувает пену
И сцеживает в амфоры вино».
(И. Губерман)
В теме «Строение атома» мною используется картина С. Дали «Расщепление атома». Дети подобрали к этому уроку следующие строки:
«…Еще, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет:
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет…»
(В. Брюсов)
Применение этих простых приемов делает урок намного интереснее.
Использование музыки на уроках позволяет настроить детей на определенный лад, и изучаемое открытие или явление предстает совершенно в другом свете.
В 11-ом классе отдельное внимание я уделяю проблеме «Наука и нравственность». Усиливающееся вмешательство науки во все сферы человеческого бытия, научно-технический прогресс, обострили многие моральные проблемы, в том числе и эту. Этой теме посвящен целый урок.
Знакомясь с деятельностью отдельных ученых: Архимеда, Галилея, Эйнштейна, академика Сахарова, учащиеся рассматривают их жизненный и нравственный выбор. При этом используются отрывки из музыкальных произведений, иллюстрирующие эпоху: например, монолог Галилео Галилея звучит под музыку И.С. Баха:
«Кто верен был, тот превратился в пепел,
Кто был хитер – угас, во тьме скитаясь,
Кто властвовал – покоится во склепе,
Мне выпало проклятье – «Отрекаюсь!»
Отрекаюсь от собственных слов, что сорвались под пыткой,
От желания жить, ибо жизнь в этом мире – отрава.
Дай мне, Господи, силы на эту вторую попытку.
Отрекаться моё ремесло и последнее право…»
Слова о взрыве атомной бомбы в Хиросиме и об ответственности ученых за свои открытия звучат под удары метронома:
«…Да, пора эйфорий безвозвратно ушла,
На науке лежит преступленье.
Но к ученым, повинным в создании зла,
Постепенно приходит прозренье…»
К данному уроку дети готовят сочинение по проблеме «Наука и нравственность». Вот строки одного из них: «…Я хотел бы сказать, что все ученые, политики, рядовые граждане, должны осознавать, что наука – это огромная сила и власть, и ее просто необходимо использовать разумно, ведь один неверный шаг может разбудить стихию, которую никто из нас не сможет остановить, и тогда этот шаг окажется последним». Эти строки говорят о том, что дети готовы к реальной жизни и смогут сделать правильный нравственный выбор.