- Мелёхин В.А.
- Автор дает культурологический анализ спорта как социального явления. Рассматриваются философские теории, разрабатывавшие тему спорта
- игровая деятельность, физкультурно-спортивная деятельность, культура, спорт
Исследователи отмечают, что с XIX века начинается всё ускоряющаяся дифференциация спорта «как относительно образца культуры». Подчёркивается, что спорт в историческом генезисе является продуктом и активным элементом осуществления культурного и общественного цивилизационного процесса в смысле уменьшения насилия благодаря общественной институционализации поведения, регулирующий насилие.
Даже поверхностный этимолого-контекстуальный анализ неологизма «физкультурно-спортивная деятельность» предполагает соответствующую трактовку терминов «культура», «физкультура», «спорт» с позиции культурологического анализа.
Культурологи однозначно склоняются к тому, что спорт является элементом общечеловеческой культуры. По аналогии со строящимися зданиями, творениями живописцев, писательскими текстами, имеющими свою форму, спорт и физическая культура также таковую имеют, но предполагают «строительство» своего тела. Человек приводит его в соответствие с требованиями и необходимостью определённого вида спорта. Затем, на основе представления о своём теле он создаёт различные формы, – это может быть тело одного человека (как в художественной гимнастике) или несколько тел (как в футболе).
Исследователи культуры не могут однозначно объяснить притягательность и красоту спорта. Х. Гумбрехт утверждает, что наслаждение, получаемое от спорта – бескорыстно, т.е. нет объективных причин (оснований, корысти) восхищаться им, созерцание спорта не идёт на пользу нашему здоровью или благополучию. Именно это имеют в виду философы и критики, когда пишут об автономности и изолированности искусства. Х. Гумбрехт отмечает, что в этом спорт близок к искусству [2].
Представляется, что в полной мере сближать и, тем более отождествлять искусство, в частности театральное, несмотря на кажущееся сходство со спортивным поединком, не представляется корректным, поскольку театральное действие предполагает сценарий, который вне зависимости от желания актёров, да и режиссёра, закончится каким-то определённым финалом. Иначе в спорте: случалось так, что заведомо, по предположениям, более слабый соперник побеждал более сильного. Именно в непредсказуемости результата и таится оригинальность, самодостаточность спорта, явление, которое исследователи не могут однозначно отнести ни к духовной деятельности, ни к материальной.
Для спорта в большей степени характерна его духовная компонента, поскольку в спортивной деятельности, во всех её формах и видах заложены огромные возможности для эстетического воздействия на человека, для воспитания способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное, действовать «по законам красоты». Люди, занимающиеся спортом, а также зрители, имеют возможность наблюдать здесь разнообразные проявления таких эстетических ценностей, как прекрасное, возвышенное, гармоничное, совершенное и даже комичное.
Культурологическая оценка спорта как социального явления заключается в обращении к игре как культурообразующему фактору в рамках «игра-серьёзное». Данная концепция связана с именем голландского учёного Й. Хейзинги (1872-1945), который изложил её первоначально в трактате «О границах игры и серьёзного в культуре», а затем – в оригинальном труде «Человек играющий». Й. Хейзинга представил гипотезу об игровом факторе культуры и социальном человеке, как человеке играющем. Игра у него имеет более раннее происхождение, чем культура, и присутствует в жизни животных, ввиду чего она опирается на фундамент рациональности. В мире человека игра обладает смыслом и поднимается над биологией и психологией.
В мифе, культуре, праздничном состязании рождались движущие силы культурной жизни: общение, ремесло, искусство, учёность и наука, порядок и право, предпринимательство и др. В нутрии них культура выступает как игра в игре, т.е. уходит своими истоками в почву игрового действия. В этом двуединстве игра выступает как фактор, в то время как культура является лишь характеристикой социальной жизни.
Игровая деятельность, как социальное явление, имеет ряд особенностей. Для отличия соревнований в игровой деятельности от соревнований в других видах таковой (трудовые соревнования, художественный конкурс, военное сражение, драка и т.д.) используется понятие «спортивные соревнования».
Спорт, будучи элементом социокультурной системы, выступает фактором, отражающим идею борьбы. Эта идея означает непременное стремление сделать больше или лучше того, что уже было сделано другими или самим действующим лицом, предполагающее: улучшать, сравняться, превзойти или побеждать, исходя из того, является объектом спортивной деятельности.
Спорт не мыслим без соревнований и состязаний. Последние включены в самою его природу, внутренне ему присущи. Спорт – это особый вид общественного производства, который, выполняя социальный заказ «производит» победителя и «победу» как пиковую цель усилий спортсменов и тренеров.
R. Maheo, обосновывая культурный статус спорта, указывает на его связь с игрой, на тесный контакт спорта с искусством.
Французский философ Bernard Jeu указывает пять оснований для отнесения спорта к миру культуры: ритуальное происхождение спорта, его отображение в искусстве (прежде всего в литературе и живописи), а также его роль как источника вдохновения для искусства, эстетические ценности спорта и относительная автономия спорта как социального института.
Культурологический контекст физкультурно-спортивной деятельности показывает, что со спортом как социокультурным явлением связана определённая сфера культуры, которую можно обозначить термином «спортивная культура». Фундамент этой сферы культуры – отношение социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом) к спорту как ценности и связанное с таким отношением производство, потребление, сохранение, тиражирование и развитие данной ценности.
Библиографический список.
1. Столяров В.И. Спорт и культура: Методологический и теоретический аспект проблемы. – М., 1995, с.5.
2. Соломонов, А. Социология культуры: теоретический аспект //Социология в России – М., 1998.
3. Хейзинга, Й. Человек играющий. – М., 1992.
4. Maheo, R. Sport and Culture// Introduction to Physical Edication. Ed.by H.S.Slusher and A.S.Lockhart. – Springfeld, pp.186-197
5. Jen B. Position and Function of Sport in Universal Culture and History// For a Humanism of Sport. IOC Centennial Congress, Paris 1994. – pp.45-48.