- Стенина А.П.
- Автор считает, что грамотно выстроенный курс астрономии в старших классах общеобразовательной школы объединяет полученные ранее знание в целостную картину мира. Астрономия легко соблюдает преемственность с курсами естествознания, биологии, географии, экологии и физики.
- астрономия, астрофизика, Вселенная, Солнечная система, целостная картина мира
- Stenina A.P.
- The author believes that a well-built course of astronomy in the upper secondary school combines the previously obtained knowledge into a coherent picture of the world. Astronomy easily can be completed with the continuity of the courses of natural science, such as biology, geography, ecology and physics.
- astronomy, astrophysics, the universe, the solar system, a holistic picture of the world
- Ode to astronomy, or how to create a conscious attitude to human activities on Earth and in Space
Ищу в этом мире сочетанья
прекрасного и вечного.
Вдали я вижу ночь: пески среди молчанья
и звездный свет над сумраком Земли.
Иван Бунин
Астрономия – древнейшая из наук. Родившись из необходимости для человека общественного ориентироваться в пространстве и времени, она стала результатом и условием его трудовой деятельности. Наряду с этим, наблюдение неба (4 тыс. лет до н.э.) в какой-то степени формировало самого человека как мыслящее существо. Поэтому небо, звезды, тайны Вселенной всегда привлекали к себе внимание молодых людей. Тем более что невозможно не интересоваться звездным небом в стране, прославившейся освоением космоса.
Астрономия изучает явления, происходящие с небесными телами и их системами.[1] Она включает в себя астрометрию (измерение параметров, определяющих расположение небесных тел), небесную механику (законы движения небесных тел), космогонию (происхождение Вселенной), космологию (учение о Вселенной в целом), астрофизику (физические свойства небесных тел и процессы, протекающие в них и в космическом пространстве), наконец, сравнительно новую часть астрономии – космонавтику (кораблевождение в космосе).
Курс современной астрономии должен завершать формирование восприятия окружающего мира, формирование мировоззрения, обобщать все естественнонаучное образование ученика. Следовательно, главная задача астрономии – дать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, ознакомить с происхождением и особенностями Солнечной системы, с природой Солнца и его влиянием на Землю. Курс астрономии не повторяет содержание предыдущих курсов естественнонаучного цикла, а строится с использованием элементов знания по этим предметам.
А. Франс: «Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Зароните в него искру. Огонь сам разгорится, где для него найдется пища».
На уроках астрономии есть возможность привлечь внимание к красоте мироздания, смыслу существования человека. Гуманизация через курс астрономии – это полнота раскрытия проблемы «Человек – Вселенная», демонстрация того, как и зачем человек познает окружающий мир, почему и как происходит расширение экологического понятия «среда обитания» вчера – до масштабов Земли, сегодня – до масштабов Солнечной системы, завтра – Галактики и Метагалактики, как сформировать представление о возрастающей ответственности нашего поколения не только за выживание человечества, но и за его мирное и устойчивое развитие.
До последнего времени I ступень физики (7-8 кл.) играла роль базы для последующих курсов физики и астрономии. Теперь ситуация коренным образом изменилась. 10-11 классы работают в условиях профильной дифференциации, поэтому изучение астрономии происходит в разных школах по разным программам, но все-таки происходит. В программах профильных и непрофильных классов гимназии №123 места курсу астрономии не находится, хотя, казалось бы, аттестат гимназии должен предполагать логическое завершение образования любого профиля.
Я. Б. Зельдович: «Человек нуждается в диалоге на самые вечные, самые простые, самые глубокие и волнующие вопросы. Без этого человек теряет свое нравственное начало. Он подобен человеку, отравленному наркотиками, будь то анаша или потребительство».
У астрономического курса очень высокий образовательный потенциал. Нет необходимости искусственно формировать интерес учащихся к проблемам космоса – он есть, и что важно, есть у учащихся самого сложного возраста – 8, 9 классов. Курс достаточно легко адаптировать, сделать доступным для ребят этого возраста, легко соблюдать преемственность с курсами естествознания, биологии, географии, экологии и физики. Астрономия сейчас интересна сведениями, адресованными учащимся, интересующимися физикой и астрофизикой. Астрофизическая направленность соответствует современному положению дел в науке. Необходимо особо подчеркнуть, что астрофизика сегодня широко использует физические теории, а также исследования излучений небесных тел, проводимых в последнее время по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная представляет возможность изучения таких состояний вещества и полей, которые недостижимы в земных условиях, возможность понять, что мир вокруг нас один, все, что открыто человеком в земных условиях, работает и в космических масштабах, справедливо и обратное.
Таким образом, необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ древнейшей науки дает учащимся ряд возможностей: [2]
– понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
– познакомиться с методами изучения Вселенной;
– приобщиться к целесообразности, красоте и гармонии Вселенной;
– получить представление о действии физических законов в естественной лаборатории, которой является космос;
– осознать свое место в Солнечной системе и Галактики;
– ощутить связь своего земного существования со всей историей эволюции Метагалактики;
– выработать сознательное отношение к результатам деятельности человека на Земле и в Солнечной системе;
– выработать сознательное отношение к астрологическим и эзотерическим наукам, постоянно апеллирующим к космосу.
Возможности для включения завершающего этапа формирования мировоззрения в программы гимназии всегда можно найти. Самый простой вариант – обязательный факультативный или элективный курс современной астрономии. Наиболее разумен он в параллели 11 классов, когда есть база физических знаний, чем раньше читается курс, тем ниже его образовательный потенциал, но значим курс даже в параллелях 8-9 классов.
Библиография
1. Учебники астрономии Е.П. Левитана.
2. Программы для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. – М.: Дрофа, 2000 г.