- Гречушникова О.Б.
- Итогом данной работы является выделение культурологических компонентов образовательного процесса на основе практической работы и разработка структуры методической службы, направленной на повышение профессионального мастерства педагогического коллектива.
- культурологическая школа, методическая служба, методическое объединение, компоненты образовательного процесса
- Grechushnikova O.B.
- The outcome of this work is the allocation of cultural components of the educational process on the basis of practical work and the development of the structure of methodical service aimed at improving the professional skills of the teaching staff.
- cultural studies school, methodical service, teaching union, the components of the educational process
- Organization of experimental activities: how to develop a model of culturological school
В настоящее время современное образование выходит на более высокий уровень развития. Ведется поиск новых педагогических идей, направленных на целостность педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъект-субъектных отношений.
В условиях вариативного образования предлагаются разнообразные педагогические системы, а следовательно, самые различные модели обучения и воспитания учащихся в разных типах школ. В многообразии инновационных моделей и технологий развития образования наиболее оптимальной для нашего педагогического коллектива оказалась модель культурологической школы.
Идея создания культурологической школы обосновывается новым направлением философии образования – необходимостью усиления культурологической составляющей образовательного процесса, взаимосвязи образования и культуры. В организации экспериментальной деятельности создание культурологической школы – очень сложный и длительный процесс.
Для разработки и осуществления основных идей эксперимента возникла необходимость переосмысления существующей структуры методических профессиональных объединений учителей и создание новой структуры методической службы как средства повышения профессионального мастерства педагогического коллектива для эффективной реализации культурологического подхода в образовании.
На представленной схеме мы видим, что в школе функционирует пять кафедр. В составе кафедры гуманитарных предметов выделяется методическое объединение учителей предметов эстетического цикла. Мы предполагаем, что в перспективе это объединение должно выделиться в отдельную кафедру и занять одну из ведущих позиций в экспериментальной деятельности школы. Внутри каждой кафедры в своей образовательной области формируются творческие исследовательские или проблемные группы, являя собой структурную вертикаль.
Следующим шагом в экспериментальной деятельности является межгрупповое взаимодействие (горизонтальное), которое в свою очередь, является основанием для возникновения творческого исследовательского объединения. В настоящее время творческое объединение активно включилось в разработку нового содержания.
Развитие школы, перешедшей на построение образовательного процесса в русле культурологической школы, возможно при создании культурологической среды, что в свою очередь возможно при следующих условиях.
1. Совершенствование профессионального мастерства учителя.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости современного общества, прежде всего, необходимо помнить, что она формируется личностью самого учителя, поэтому необходимой доминантой культурологической школы является рост профессионального мастерства учителя.
2. Использование педагогических технологий, построенных на системообразующих принципах интеграции и диалога.
Внедрение новых педагогических технологий дает возможность отойти от монологической, информационной формы учебного процесса и перейти к диалогической, построенной на субъект-субъектных отношениях.
3. Изменение образовательной программы: формирование интегрированного учебного плана культурологической школы.
То есть введение дополнительно к базовому уровню образования дисциплин, ориентированных на гуманитарное и культурологическое содержание. Благодаря такому подходу содержание каждого учебного предмета выступает как часть целостной картины мира.
4. Наполнение содержания образования культурологической компонентой.
Данный принцип влечет за собой необходимость выстраивания нового содержания образования, наполняющего все предметы образовательного процесса ценностными смыслами. Поэтому появилась необходимость выделения основных компонентов культурологической составляющей. В результате совместного творческого поиска были выделены следующие элементы культурологической составляющей, которые представлены в данной схеме:
Данные компоненты: диалог, инкультурация, семиотическая компонента, смыслопорождение – взаимообусловлены и могут быть реализованы при помощи интеграции, эвристического диалога, творческой деятельности, которые возможно осуществить через проблемный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
В настоящее время происходит осмысление структуры культурологической составляющей и выявление места данных компонентов в учебном процессе. Для реализации осмысленного необходимо выявление существующих культурологических практик и внедрение их в образовательный процесс школы.