- Ермакова А.Н.
- По мнению автора в настоящий момент цивилизация находиться в точке преломления и изменения духовных ценностей и культуры, что в свою очередь является закономерной частью процесса развития человечества. Обращение к классическим произведениям литературы и искусства в очередной раз поможет побороть духовный кризис.
- культура, информационные ресурсы, нравственные идеалы, духовные ценности, гуманитарные науки
- Ermakova A.N.
- According to the author at present the civilization is at the point of refraction and changes in spiritual values and culture. This phenomenon is a legitimate part of the process of human development. Appeal to the classical works of literature and art once again helps to overcome a spiritual crisis.
- culture, information resources, moral ideals, spiritual values, the humanity science
- How literature and art can help to find a way out of the spiritual crisis
Современный образ жизни, динамика социальных процессов, тенденции развития цивилизации с ориентацией на западную потребительскую культуру, культ материальных ценностей, подорванные нравственные и религиозные идеалы – сигнал sos. Серьезные опасения за будущее человечества возникли в первое десятилетие XXI века и ознаменовали кризис цивилизации при переходе на новый этап развития в социальной, экономической, образовательной и духовной сфере. В эпоху финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. (хотя первые признаки возникли намного раньше и не закончились 2010-м годом: вторая волна по прогнозам специалистов должна начаться к 20-м гг. XXI в [1]), много говорилось не только об экономических последствиях для мирового рынка, но и нравственно-религиозной, морально-этической, ментально-духовной составляющей.
Аналогичная критическая ситуация сложилась в сфере образования: Болонский процесс, коррупция в сфере образования, сокращение вузов; в сфере искусства и литературы – децентрализация, творческая инертность, снижение качества литературного, музыкального, художественного, кинематографического продукта, что работает на формирование иного типа личности, а, соответственно, и общества – легко управляемого, ведомого. Еще Д. Дидро писал, что человек, который перестает читать – перестает думать, – эта проблема особенно актуальна сегодня: «… объемы чтения у нас с 80-х гг. упали не очень сильно. А вот объемы серьезного чтения упали катастрофически. На мой взгляд, это была целенаправленная кампания – отучить людей от серьезного чтения. С людьми, которые читают только для того, чтобы развлечься, можно делать все, что угодно. Что мы и видим» [7], – делился своими наблюдениями с читателями в онлайн-конференции Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты». Это один из видных деятелей в области литературы, искусства, политики, выступающий за возвращение в культурное пространство понятий нормы и здравого смысла: «…в ближайшее время людей будет волновать проблема возрождения разрушенной нормы. Во всем – в искусстве, в политике, в экономике, в сексе. Дело в том, что разрушение нормы некоторые понимают как обретение свободы. А на самом деле это разрушение человеческой цивилизации. Потому что именно обретение богоданной нормы сделало животное человеком» [7].
Проблема доминирования информационных ресурсов в семиотическом пространстве культуры, их роли в общественной, экономической и политической сферах актуальна сейчас как никогда. Именно информация – тот источник формирования культуры общества, социализации и воспитания человека, аксиологический ориентир, влияющий, в частности, на духовное развитие личности, базис, на котором строится здоровое гармоничное общество.
М.Н. Эпштейн в работе «Постмодерн в России», анализируя литературный дискурс эпохи, писал: «Как выясняется, к началу третьего тысячелетия основные ресурсы общества – не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Кризис не в перенаселенности, а недопонимании, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить – но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?» [8].
Кризис в своей перманентной сущности представляет собой не резкий, крутой перелом, имманентный природе развития любого явления, процесса – социального или ментального, локального или выходящего к границам вселенной и законам ее существования. Это точка бифуркации, критический момент неустойчивости, осуществление выбора дальнейшего пути, возмущение против сложившегося в системе порядка, диссонирующего с базисными аксиологическими принципами. Кризис – есть точка столкновения двух мировоззрений, двух путей дальнейшего движения (эволюции или деградации), двух систем (в политике, социуме, искусстве, внутри личности – нравственные идеалы и религиозно-духовные ценности), где осуществляется разрешение той или иной ситуации.
Застой культуры – иное понятие, отличное от кризиса, атрибутируемое элементами отсутствия какой бы то ни было динамики, состояние стабильности и покоя, необходимые для поддержания жизни и существования любой системы. Но любая система нуждается в обновлении – прогресс в некоторой степени и есть революционный перелом: упадок и кризис прежней системы – точка бифуркации современной цивилизации, не вырождающейся духовно, но переходящей к новой диссипативной структуре, новой культуре, возвращающей к вечным ценностям, классике, хорошо забытому старому. Об исходном моменте этого переломного состояния современной цивилизации говорил в своем последнем интервью ЮМ. Лотман: «Мы пережили некоторый период, когда старые, исключительно плодотворные в своих истоках научные идеи дали то, что они могли дать. Продолжение и в науке, и в культуре всегда есть отрицание. Нельзя продолжать, держась за готовые формулы. И, я думаю, сейчас мы переживаем период отрицания, который необходим и, по-моему, плодотворен. Мне кажется, мы уже близки к большому научному взрыву. Трудно сказать, каким он будет…» [9].
Один из вариантов выхода из кризиса, поиска решения – отрицание: разкультуривание современной культуры, перенасыщенной культурой, в которой сама культура становится предметом игрового манипулирования, развенчивает амбиции культуроцентризма. Тем самым обессмысливается и творчество. И то и другое, ставящееся во главу угла, – обессмысливается, не находят основания в самом себе. <…> Но в тупик ведет и самоценность человека. Поэтому так называемое «расчеловечивание» современной культуры и цивилизации плодотворно, но плодотворно на определенном этапе, ограниченном хронологически. Разрушавшая ценности эпоха постмодерна в литературе, искусстве, уходит в прошлое, на смену ей приходит новая литература, новое искусство, новое поколение, новые писатели и художники, возрождающие нравственные и духовные идеалы.
Дени Дидро считал, что каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо. Новые веяния и тенденции – необходимый импульс для дальнейшего развития искусства.
Что касается науки, то здесь видится выход из кризиса в соединении достижений из разных областей знаний: синтез науки и искусства, синтез разных областей науки – психологии и философии, психологии, философии и филологии, математики и философии. В частности, синергетика как научный метод и подход к исследованию общества, литературы, психологии человека получил широкое распространение благодаря мощному междисциплинарному потенциалу. Выступая как основание новой эпистемологии, синергетика конституирует базовые принципы социально-гуманитарных дисциплин XXI века.
Если обратиться к персоналиям, то следует вспомнить таких культовых исследователей как Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, которые стояли у истоков гуманитарной науки, применяли в своих работах знания из разных областей научного, социального знания: истории, филологии, философии, психологии, излагая доступным языком, понятным широким массам, онтологически важные вопросы, касающиеся исторических процессов, нравственности. Использование в совокупности разных методов, достижений других наук дает объемную картину, соответствующую истинной реальности, – в этом нам видится перспектива и потенциал развития науки как таковой.
В аспекте определения некоего духовного центра, где сконцентрируются основные интеллектуальные и творческие силы и потенции, представляет интерес мифологический образ Барнаула. Как считается, под ним находится особая геомагнитная аномалия, «Колодец силы» или, другими словами, Центр земли: «Алтай – это место силы колоссальной, где сосредоточен мощнейший потенциал, очень много талантливых людей, здесь, к сожалению, зачастую не востребованных» [10], – делится своими наблюдениями известный барнаульский писатель Андрей Коробейщиков в интервью корреспонденту газеты «Свободный курс». В одном из своих произведений «Иту-Тай» он пишет: «Барнаул, а возможно, и весь Алтайский край есть не что иное, как зеленая чакра человечества. Центр духовности и гармонии, провозвестник грядущего расцвета человеческой цивилизации» [11]. Не случайно несколько веков назад П.П. Семенов-Тян-Шанский назвал Барнаул самым культурным уголком Сибири и Сибирскими Афинами.
Библиографический список
1. В России прогнозируют новый мировой экономический кризис [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rupor.info/newsekonomika/2011/07/12/v-rossii-prognozirujut-novij-mirovoj-jekonomichesk. Дата обращения: 25.09.2011.
2. Кара-Мурза, С.Г. Россия: кризис мировоззренческой основы общества // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – С.3-16;
3. Айзатулин, Т.А., Кара-Мурза, С.Г., Тугаринов, И.А. Идеологическое влияние европоцентризма // Социологические исследования. – 1995. – № 4. – С. 27-33;
4. Кара-Мурза, С.Г., Смирнов, С. В. Манипуляция сознанием-2 / С.Г. Кара-Мурза, С.В. Смирнов. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2009. – 528 с.;
5. Файдыш, Е. Развал СССР – естественный процесс или тщательно спланированная операция? [электронный ресурс] / Е. Файдыш. – Режим доступа: http://lomonosov.org/russia/fourrussia10311213.html. – Дата обращения 25.09.2011.
6. Файдыш, Е. Информационные войны третьего тысячелетия и концепция метаистории [электронный ресурс] / Е. Файдыш. – Режим доступа: http://lomonosov.org/russia/fourrussia10311214.html. Дата обращения 25.09.2011.
7. Поляков, Ю. О книгах и не только / [электронный ресурс] / Ю. Поляков. – Режим доступа: http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=1065. Дата обращения 25.09.2011.
8. Эпштейн, М.Н. Постмодерн в России. Литература и теория. – М.: Р. Элинина, 2000. – 368 с. [электронный ресурс] / М.Н. Эпштейн. – Режим доступа: http://pda.lib.rus.ec/b/204118/read. Дата обращения 25.09.2011.
9. Глушковская, Л. На пороге непредсказуемого: Последнее интервью Ю.М. Лотмана [электронный ресурс] / Л. Глушковская. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/INTERLOT.HTM. Дата обращения 25.09.2011.
10. «Жизнь – это увлекательная игра». Секреты счастья и успеха от «сибирского Кастанеды» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://altapress.ru/story/12681/. Дата обращения 25.09.2011.
11. Коробейщиков, А.В. Иту-Тай [электронный ресурс] / А.В. Коробейщиков. – Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/comment/k/korobejshikow_a_w/itutai. Дата обращения 25.09.2011