- Кошелева Э.В.
- Об эффективности профессиональной подготовки студентов медицинских специальностей вузов в результате использования информационно-компьютерных технологий.
- микросоциум, компьютерные технологии, методы дистанционного обучения, медицинское образование
В современном обществе происходит стадия индивидуализации человека, вызванная потребностью его персонализации. Нас интересует личность студента в системе общественных отношений. Молодой человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявлять себя уникальной индивидуальностью, создающей нечто новое, неповторимое, то, в чем, проявляется его личность. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутыми возможностями и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных способностей [2; с. 5]. Речь идет о реализации своего «Я», самоопределении как индивидуальности, так и профессионала.
Стадия индивидуализации способствует проявлению того, что один человек отличается от другого, а личность студента пока ещё недостаточно свободно интегрируется в окружающий социальный мир. Упомянутые выше авторы рассматривают процесс социализации посредством механизмов, выраженных в единстве подражания, имитации и идентификации, сущность которых заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Позиция специалистов помогает рассмотреть в нашем исследовании поэтапное становление студента через взаимодействие с профессионалами на рабочем месте, т.е. процесс перехода от стадии студента к стадии молодого специалиста в современных социокультурных условиях. В данной ситуации огромную роль играет стимулирование студентов, выраженное в поведении или отношении людей друг к другу. Основой процесса, в ходе которого складываются деловые формальные отношения, становятся квалифицированные преподаватели высшего учебного заведения и студенты, квалифицированные работники предприятия и студенты.
Современной социокультурной проблемой представляется существование группы студентов как микросоциума, динамического образования, обусловленного временем, пространством и взаимодействием с обществом. Именно в общении, межличностном и межкультурном взаимодействии молодых людей активно происходит процесс социализации личности, развития индивидуальных особенностей [4]. При этом идея коллективизма в какой-то мере может противоречить уровню развития индивидуальности и предъявлять ей претензии через нормы поведения, убеждения, оценку деятельности. Нас интересует значение профессиональной группы, где определяются возможности самореализации и самоактуализации студентов в профессиональной деятельности.
Профессиональная группа становится важным объектом исследования на стадии интеграции между студентами и профессиональными коллективами хозяйствующих субъектов. В группе складываются основы социальной сферы жизнедеятельности, которые за счет соответствующего психологического климата формируют у студентов отношение к труду, помогают пережить первые профессиональные неудачи, оказывают влияние на самооценку и уровень самосознания, способствуют реализации механизмов самозащиты и самоотдачи членов коллектива. Выявленные способности студентов содействуют качественному выполнению предлагаемой деятельности, а их роль в профессиональной группе помогает выработать способ поведения в различных обстоятельствах.
Обязанности перед членами коллектива формируются в трудовой творческой атмосфере, в аудиторное и внеаудиторное время. На этой основе в студенческой и профессиональной среде складываются соответствующие межличностные отношения, которые предопределяют специфику поведения членов коллектива. Студенты впервые приобретают опыт решения социальных и профессиональных проблем и одновременно овладевают разными знаниями и умениями. Это помогает им устанавливать в дальнейшем деловые отношения и связи с представителями других профессий. В коллективе студенты находят возможности преодолевать барьеры социокультурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные, которые могут не соответствовать общему уровню культурного развития субъектов взаимодействия. Таким образом, социальная группа студентов создает микроусловия для реализации профессиональной направленности молодого специалиста.
Повышение эффективности профессиональной подготовки студентов медицинских специальностей вузов нельзя рассматривать без обозначения проблемы их компьютерной грамотности. В связи с этим, одной из основных задач высшей школы является обеспечение правильного применения компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущего врача, а также высокотехнологичное усовершенствование процесса обучения [5; 6].
В современной вузовской педагогике с внедрением новых компьютерных технологий используются методы обучения, дающие возможность усваивать учебный материал в строго ограниченное время в соответствии с требованиями единой для всех методики [3]. Компьютерные технологии дают возможность: обучить и проверить каждого студента по изучаемой теме; своевременно откорректировать усвоение программного материала; удовлетворить разносторонний интерес студентов; систематизировать знания в определенном алгоритме; помочь студентам учиться самостоятельно, собирать, отбирать необходимую информацию и обрабатывать ее; активно использовать рисунки, схемы, таблицы, графики как средство самообучения; осуществлять непрерывный характер образования; интегрировать знания разных областей науки.
Значительная роль в профессиональной подготовке отводится также и дистанционному обучению, которое отражает особенности организации индивидуальной работы. Особое место здесь занимают информационные и коммуникативные технологии, расширяющие возможность практической реализации программы дистанционного обучения. Развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе преподавателей и студентов с информацией. Многие источники стали доступными и делают процесс цитирования их чрезвычайно простым. Структура курса дистанционного обучения студентов отражает модульный характер организации учения. Модульные курсы процесса подготовки студентов медицинских специальностей формируют новые аспекты педагогической работы с обучающимися. Важную роль здесь играют электронные учебники по специальности, авторские материалы, подготовленные педагогами вуза. Успешность дистанционного обучения студентов во многом зависти от методической организации курсов.
Однако не следует забывать, что даже сами разработчики теории дистанционного обучения – Ю.В. Аксенов, М.Ю. Бухаркина, Т.Ф. Горбунькова, Е.И. Дмитриева, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат, В.И. Фальков и др. [1; 3; 5] настаивают на том, что различные методы дистанционного обучения с помощью компьютерных технологий – это всего лишь одна из форм профессиональной подготовки. Поэтому отводить дистанционному обучению определяющее место недопустимо.
С современным медицинским образованием связана масса социальных проблем морального плана. Все большее количество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую высокий уровень качества жизни и социальной адаптации. В этом нет ничего аморального. Но при этом следует отметить, что качественное медицинское образование становится сегодня весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида. Вместе с тем, молодые специалисты не всегда могут решить проблему желаемого трудоустройства после окончания высшего учебного заведения, тем самым их профессиональный потенциал оказывается в определенной мере невостребованным для общества. Более того, порой профессиональная деятельность начинает рассматриваться человеком исключительно как средство поддержания определенного уровня жизни, социального престижа, а не реализации себя в как творческой личности и специалиста, развития своих способностей и самосовершенствования.
Таким образом, можно констатировать, что в современном профессиональном медицинском образовании наблюдается неоднозначная тенденция широкого внедрения информационных новаций в образование. С одной стороны, развитие компьютерных и других информационных технологий дает педагогам и студентам огромные возможности доступа к источникам специальной информации. Лавинообразно нарастает количество специальных знаний, специализаций и учебных дисциплин. Идет резкое увеличение дифференциации медицинских знаний и технологий.
При этом нарастают и негативные тенденции в образовании. Это перегруженность субъекта объемами специальной информации; недостаток времени для качественного усвоения, осмысливания и творческого обобщения воспринятой информации; нарастание трудностей практического применения частных и специфических медицинских знаний и методик. Целевые установки личности врача становятся множественными, а потому неопределенными, расплывчатыми. Стержень морально-нравственного поведения ослабевает, поведение становится все более ситуативным, теряет опору на стратегические перспективы деятельности человека в системе общественного здравоохранения, теряет ценность смысл понятия врачебного долга.
Указанные тревожные тенденции во многом характеризуют недостаточную системность и мировоззренческую цельность медицинского образования и социально-профессиональной деятельности специалистов высшей квалификации. Кроме того, переход к информационным компьютерным технологиям и значительное время, которое должен тратить студент на работу с компьютером, соответственно, отрывают время от живого общения педагога и студента, профессионала-врача и практиканта, медицинского работника и пациента. Все это негативно сказывается на психологическом климате межличностного общения будущего специалиста, формирует порог непонимания между врачом и пациентом, что крайне опасно в медицинской профессии. Еще один фактор – фактор времени, которое затрачивает студент на работу в аудитории, в клиниках и с компьютером. Без учета этого фактора безудержное внедрение новых информационных технологий может привести к хронической перегруженности части студентов и негативно сказаться как на их здоровье, так и на отношении молодого человека к своей будущей профессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение современных информационных компьютерных технологий в учебный процесс медицинских вузов необходимо. Это соответствует социальному времени информационного общества. С другой стороны, абсолютизация данных технологий в обучении может иметь ряд негативных последствий. Поэтому инновационные методы необходимо применять в гармоничном сочетании с традиционными, прочно зарекомендовавшими себя педагогическими методами формирования всесторонне развитой личности специалиста высшей квалификации, в том числе, будущего врача.
Список литературы
1. Бордовский, В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе /В.А. Бордовский. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. – 169 с.
2. Каланчина, И.Н. Социально-философское обоснование значения личности учителя в современном образовании : дис. на соиск. …канд. филос. наук / И.Н. Каланчина. – Барнаул, 2004.
3. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. – Челябинск, 1995.
4. Садовничий, В.А. Университетское образование. Приглашение к размышлению / В.А. Садовничий, В.В. Белокуров, Е.В. Шишкин. – М, 1995. – С. 105–106.
5. Фальков, В.И. Технологии гуманитарного образования: новые возможности и опасность имитации / В.И. Фальков // Инновации в образовании. – 2002. – № 6. – С. 89–93.
6. Экология человека. Т.V. Ч.V: Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. – Новосибирск, 1999.