-
Д.И. Мамыев,
директор этно-природного парка «Уч-энмек», с. Онгудай, Республика Алтай, e—mail: danil-mamyev@yandex.ru -
В работе анализируется понятие сакральной геометрии с точки зрения традиционной алтайской философии. Раскрывается идея Тенгрианства – алтайской формы философии космизма, в основе которой лежат законы самоорганизации и саморазвития (Синергетики).
-
сакральная геометрия, традиционная алтайская философия
-
D.I.Mamyev,
director of ethno-natural park «Uch Enmek», v. Ongudayj, Republic Altai, e-mail: danil-mamyev@yandex.ru -
The concept of sacral geometry from the point of view of The Altay traditional philosophy is analyzed in work . The idea of Tengrianizm – the Altay form of philosophy of kosmizm, in which basis the laws of self-organising and self-development (Synergetrics) are lying is revealing.
-
sacral geometry, traditional Altay philosophy
-
THE SACRAL GEOMETRY OF THE SACRED EARTHS OF ALTAI
УДК 133.3
Глобальные проблемы современности, независимо от того, было ли это прежде или это совершенно новая ступень в развитии земли как космопланетарного организма, – это знак требования от человечества адаптации к новым условиям. Эти новые условия диктуются как бы с двух сторон имеющих различные, на первый взгляд, истоки: физико-природные и научно-познавательные. В поисках причин все усложняющихся экологических катастроф и путей решения их последствий, мы вынуждены рассматривать многие стороны нашей деятельности в комплексе, что в свою очередь, приводит к осознанию необходимости культуры планетарного мышления, в основе которой лежит философия традиционного знания коренных народов об окружающем мире.
При анализе результатов современного состояния взаимодействия человека с окружающей средой сказывается парадокс: с повышением уровня познания окружающего мира мы начинаем действовать на эту среду еще жестче и грубее, нежели прежде. Хотя с точки зрения логики должно быть наоборот: повышение уровня сознания должно уменьшать и смягчать уровень воздействия. Вывод здесь напрашивается сам по себе: одного логического знания не достаточно. Логика должно быть сбалансирована интуицией. Интуитивное знание – это логическое знание плюс знание предков, Земли и окружающего мира. Интуиция тем достовернее, чем шире и планетарнее возможности человеческой мысли.
Подытоживая вышесказанное можно привести слова В.С. Даниловой: «Планетарное мышление – это мышление, в котором равновесные целостности философских систем, религий, научных концепций, произведений искусства взаимно дополняют друг друга, рассматриваются исходя из планетарных масштабов и образуют единое мировоззрение»[1]. При этом, надо полагать, что для формирования планетарного мышления в единое мировоззрение современного мира не достает того Знания, которым владеют традиционные культуры. Логико-познавательная система современного мира выстроена на изначальном (по всей видимости, в начале условно, а потом перешедшее в правило) разделении одного целого на две различные категории «живая» и «не живая» природа, и поиском различий между ними. На этой же основе выстроена современная образовательная система, основанная на предметном, разделенном знании. Интуитивное знание передается через природную среду, а точнее посредством особых мест имеющие особые геолого-геофизические характеристики в едином живом планетарном организме.
Современное знание о планете Земля полностью подтверждает возможность проявления таких особых мест как Священные места и связано оно с гипотезой о кристаллическом строении Земли.
При исследовании форм природных кристаллов, ученые выявили, что с увеличением возраста планеты происходила утрата элементов симметрии природных кристаллов. Эта тенденция научно установлена при изучении процесса образования минералов: вместе с ходом геологических часов во все нарастающем количестве рождаются минералы низших систем, но соответственно усложненного химического состава. Так, в начале становления планеты появились минералы высших систем, но имеющие простой химический состав, а в последнюю эру (кайнозойскую) в основном появились минералы низшей симметрии. При этом, известный кристаллограф Е. Федоров в 1890 г. теоретически доказал, что может существовать 230 пространственных групп кристаллической симметрии. Все эти группы распределены по семи системам симметрии. Под симметрией (или преобразованием симметрии) многогранника мы понимаем движение твердого тела в пространстве (например, поворот вокруг некоторой прямой, отражение относительно некоторой плоскости и т.д.), которое оставляет неизменными множества вершин, ребер и граней многогранника. Иначе говоря, под действием преобразования симметрии вершина, ребро или грань либо сохраняют свое исходное положение, либо переводятся в исходное положение другой вершины, другого ребра или другой грани. Обычно выделяют 7 сингоний (в порядке повышения симметрии): триклинную, моноклинную, ромбическую, тетрагональную, тригональную, гексагональную и кубическую (изометрическую). Сингонии подразделяются на 32 кристаллических класса (вида симметрии), включающих 230 пространственных групп. Последняя — низшая — триклинная. И как говорилось выше, в настоящее время все теоретически возможные формы выбраны: продолжать их ряд, согласно открытию Е. Федорова, некуда. Получается, что новые виды растений на Земле не могут появиться, а наиболее распространенные сегодня вымирают?
Создается впечатление, что природа провела земное вещество через все известные комбинации и в настоящее геологическое время исчерпала их. Современная геологическая эпоха оказывается исключительной в истории Земли, ее поворотным моментом.
Исключительность современного геологического периода подтверждает и анализ важнейших геологических этапов в жизни Земли. По данным геолога А. Гроздилова известны следующие рубежи этапов осадконакопления: 3600, 3025, 2500, 2025, 1600, 1225, 900, 625, 400, 225, 100, 25 млн. лет (соответственно, продолжительность самих этапов осадконакопления: 575, 525, 475, 425, 375, 325, 275, 225, 175, 125, 75 млн. лет). Отсюда видно, что продолжительность каждого этапа короче предыдущего на 50 млн. лет. А последний этап — его продолжительность 25 млн. лет — не сокращается на эту величину.
Л. Смирнов указывает, что потеря элементов симметрии наблюдается и в живой природе: происходит развитие от шаровой симметрии к радиально-лучевой. С другой стороны, усложняется уровень организации живого вещества. Закономерность, подмеченная для косной природы, проявляется и в живой. Можно заметить, что органическая и неорганическая жизнь достигли какого-то важного рубежа одновременно. Так же можно заметить, что и живая, и «неживая» материя прошли до этого рубежа принципиально схожий путь развития.
Гипотеза о кристаллическом строении земли не нова. Её впервые высказал еще в 1875 г. Л. Грин, опубликовав статью, в которой говорилось о том, что земной шар обладает признаками тетраэдра — замкнутого четырехгранника с гранями в виде правильных треугольников.
Нужно сказать, что и в древние времена Земля рассматривалась как своеобразный кристалл. Имеются сведения о том, что в свое время отождествляли Землю с додекаэдром (12-гранником) Пифагор и Платон. Последний об этом говорил: «Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи».
Весьма важной является и выдвинутая в конце 60-х гг.XX века гипотеза Н. Гончарова, В. Макарова и В. Мороза о земном ядре, как о растущем кристалле. Он своим силовым полем, как предполагается, воздействует на развитие самых разнообразных природных процессов, происходящих как в недрах, так и на поверхности нашей планеты. И вот совершенно недавно Профессор Бёрье Йоханссон (Börje Johansson) и его коллеги из университета Упсалы (Uppsala Universitet) и шведского королевского института технологий (Royal Institute of Technology) получили косвенное подтверждение этой оригинальной теории строения ядра Земли. В результате геофизических исследований они пришли к выводу, что твёрдое железное ядро Земли обладает кристаллической структурой с объёмноцентрированной кубической решёткой (в одной ячейке такой решётки атомы расположены по углам куба и ещё один атом — в центре куба).
А в конце 20-х годов геолог С. Кислицын указывал, что совершенная форма Земли совмещает в себе черты из наиболее сложных тел Платона — додекаэдра и икосаэдра. По его мнению, в их ребрах и вершинах концентрируются энергетические потоки земных недр, что способствует формированию здесь полезных ископаемых.
С точки зрения традиционной культуры, месторождения образованные в таких узловых точках (Священных местах), имеют планетарную значимость, создавая необходимые энергетические потоки для содержания ноосферы планеты. Если иным языком выражаться, то Священные земли – это акупунктурные точки планеты Земля, места сочленения «нервных окончаний», или «железы», обладающие необходимым для функционирования организма «секретом». Что будет, если вырезать из человеческого организма все железы? Добыча таких месторождений – это изъятие из планетарного организма «секрета его желез», часть которых играют важную функциональную роль для планетарного организма. Как считают биологи, форма отражает функцию. Форма всегда связана с функцией как на планетарном уровне, так и в тех моделях, которые создает человек. И поэтому, Г.С. Франтов, изучая системность окружающего нас мира и придя к выводу о том, что в природе все целесообразно, правильно предполагает, что месторождения полезных ископаемых должны «нести в неживой природе свои функциональные нагрузки»[2].
Но, так или иначе, все сказанное выше и предлагаемые догадки являются базовой основой традиционного философского знания коренных народов, которое зародилось задолго до появления науки и находилось в виде интуитивного (внутреннего) знания, передаваясь из поколения в поколение посредством фольклора и народной философии.
Поэтому, современные открытия, осуществляемые в науке, только подтверждают значимость традиционного знания коренных народов, которое в течение многих веков оставалось невостребованным современниками.
Современные открытия в различных областях науки требуют более детального и серьезного изучения традиционного знания в комплексе с ними, так как познать космопланетарное состояние окружающей среды и представить его путь развития в дальнейшем возможно лишь, используя «диалектический синтез» (Е.В. Ушакова) знаний. В противном случае, неадекватные действия человека в огромном вселенском взаимодействующем мире могут привести к непоправимым социальным и экологическим последствиям.
Серьезность такого предположения можно проследить на примере Священной Каракольской долины, расположенной в центре Республики Алтай (Онгудайский район).
В верховьях Каракольской долины находится священная гора «Уч Энмек» (Три Темени) выполняющая функцию пуповины планетарного организма нашей планеты. Издревле почиталась вершина и раскинувшаяся у ее подножия долина племенами, и народами, проживавшими на этой территории. Здесь ученые насчитывают около 5 000 археологических памятников, датируемых эпохой бронзы, скифским периодом, тюркским средневековьем и т.п. Традиционно, Каракольская долина считается «отцовской частью» территории, где присутствует строгая закономерность в расположении памятников историко-культурного наследия, подчиненная невидимым энергетическим потокам.
Есть и вторая половина этой Священной земли (материнская часть) – Куротинская долина, расположенная в противоположном (северном) направлении от устья Каракольской долины, через долину реки Урсул. В верховьях этой долины расположена священная гора Сарлык (или Jал Мёнку) являющаяся еще одной вершиной в энергетической системе Алтая. В точке слиянии этих двух долин расположена гора Бай Туу, являющаяся своеобразным «очагом». В Куротинской долине преобладает женская, интуитивная энергия.
По этому же принципу строится традиционное алтайское жилище – аил. Внутренняя часть алтайского жилища функционально зонирована: левая (южная) часть от очага, расположенного в центре жилища, является мужской стороной, а правая (северная) – женской. Так как в мужчинах в основном преобладает логическое восприятие мира, а в женщинах – интуитивное, то можно предположить что каждая «часть» семьи располагается в соответствии с течением природных энергетических потоков, которые гармонизируются через огонь очага, расположенный посередине жилища между ними. Вот почему, огонь, а через него и очаг в традиционной жилище сакрализован и табуирован! В своей основе традиционный аил имеет шестигранную форму.
Мы живем в геометрически регулируемом мире, где действия физического плана повинуются законам математики. Об этом в свое время говорил известный астроном и математик Кеплер, который, по мнению В.А. Макарова, знаменит не открытием законов движения планет, а более ранним открытием таинственной связи расстояния между Солнцем и планетами со свойствами правильных многогранников или так называемых Платоновых тел. Значимость этого открытия, даже в настоящее время, до конца не оценено человечеством и научной средой. Знание этой закономерности может дать возможность не только увязать элементы сакральной геометрии священных земель с современными научными данными, но и может помочь в правильной научно-политической и социально-экономической интерпретации стратегии устойчивого развития государства. Сакральная геометрия определяет законы бытия и доводит их до человека посредством языка чисел, углов, форм и отношений. Она измеряет гармонические колебания, которые поддерживают жизнь на всех уровнях бытия. Сакральная геометрия объединяет материальные аспекты творения с духовной сущностью. Это взаимодействие видимого и невидимого, проявленного и непроявленного, конечного и бесконечного. Сакральная геометрия играла и играет основную роль в искусстве, архитектуре и философии многих культур на протяжении тысяч лет. И в этом алтайская культура не исключение. В ее отношениях с окружающей средой мы видим гармонию, выраженную эмоциями, чувствами и характеристиками, заключенными непосредственно внутри самих себя. Эта гармония просматривается в сакральных текстах алтайского героического эпоса, в сакральной геометрии Каракольской долины, проявленной посредством народной философии и рассматриваемой как Божественная Пропорция.
Различные обрядовые и культовые сооружения, расположенные в Каракольской долине по закону золотого сечения, взаимодействуя с природными аномальными объектами (Местами силы) создают свойственное лишь им одним торсионное поле, которое воздействует на мир долины, в т.ч. и на человека, информационно-энергетически. Сакральная геометрия, отражая структуру Вселенной, ее чистые формы и динамическое равновесие, служит высокой цели: достижение духовной цельности через самоотражение. И человек, правильно взаимодействующий с этими формами, приобщается к высшему знанию. Так же и настоящее произведение сакральной архитектуры выдается своими формами за пределы трехмерного пространства, оставляя для тех, кто сможет возвыситься до правильного его понимания, безграничное поле для духовной деятельности и расширения сознания. В этом одно из назначений Священных земель. Немаловажное, а может, первостепенное значение имеет целостное Знание, основанное на планетарном мышлении и передаваемое посредством Священных земель как этническое сознание, требующее личностного роста и осознания важности личного существования, которое сильно подавлено в нашем современном глобальном мире, духовно, политически и социально-экономически монополизированном. В любых государственных системах, основанных на управлении меньшинства большинством, пытаются обезличить «личность», заменив ее общими правилами, закрывающими путь к самосовершенствованию, к пониманию личностной важности как высшей категории жизни. Важной особенностью традиционной философии является полная личностная самостоятельность в проведении культовых церемоний и религиозной деятельности, означающая высшую форму демократии и личную ответственность за последствия своей деятельности.
В свое время, отмечались проблемы пагубного влияния массовой культуры на духовный облик этносов, являющихся, по мнению Е.В. Романовой, «…сложноорганизованной, многоуровневой системой, способной к самоорганизации и саморегуляции на основе обмена информацией с окружающей природой и другими этнокультурными системами»[3]. А с точки зрения основоположников Евразийства, этносы являются основными структурными элементами в биокультурном многообразии России-Евразии. Многие высказывания в учении евразийцев не утратили своего значения и сейчас. Провозглашаемое ими подобие законов развития природных и социокультурных систем позволяет нам рассматривать принципы евразийства и синергетики в качестве основной базисной матрицы политического и экологически устойчивого развития России в наступающей эпохе, отмеченной новыми геопланетарными принципами развития.
В современном мире, когда активизировались сложные энергоинформационные обмены, а социум все еще не готов к признанию особенностей Целостного знания о едином космопланетарном организме; а также для подтверждения необходимости признания принципов евразийства как фактора устойчивости Российского государства, предлагается на территории Каракольского (этно)природного парка «Уч Энмек», используемой в качестве модельной территории, где сохранилось гармоничное взаимодействие социума (этноса) и Священных земель, осуществить комплексные естественнонаучные и этнофилософские исследования, основанные на законах синергетики ипринципах традиционного этнического знания.
«Сознание организма — та сила, которая ведет организм и преобразует его. Организм — это объединенная действующая, самосущая система взаимоотношений, будь то клетка, человек или Солнечная система» [4].
На протяжении тысячелетий в качестве способа установления на Земле универсального порядка применялась сакральная геометрия. Один из вариантов ее конкретного воплощения — священные сооружения Каракольской долины. Вообще, Священным может быть не только грандиозный храмовый комплекс, но и природный объект (источник, гора) или даже просто место, выбранное человеком в ландшафте, на котором он совершает обряд. И искусственные сооружения становятся Священными только из-за наличия под ними или рядом с ними природных объектов, обладающих особыми качествами, инициированными благодаря кристаллической решетке планеты.
Сакральная геометрия Каракольской долины проявляется на нескольких уровнях: планетарном, региональном, ландшафтном и т.п. Эти уровни можно соотнести с этапами роста кристалла или одной из его граней. Вершины регионального уровня образуют сеть священных гор, каждая из которых отмечена наскальной живописью.
Теперь вернемся к кристаллографии долины. В центральной части Каракольской долины посетителю открывается восхитительный вид на вершину горы Уч Энмек, являющуюся «алмазной вершиной» кристалла Караколькой долины. Почему алмазной?
Кристалл алмаза имеет форму решетки в виде тетраэдра – четырехгранника с треугольными плоскостями. Один из варинтов перевода «Уч Энмек» — «Три ребра»
— определяет форму рельефа с тремя гранями, которая образует форму Тетраэдра! Есть понятие Платоновы тела, которое выявляет шесть основных форм кристаллической решетки, составляющих основу всех существующих форм. Известный философ, учитель, лекарь и физик Друнвало Мельхиседек, основываясь на законах сакральной геометрии, располагает эти тела в следующем порядке (см. рис 1).
- В основе природных кристаллов лежат Платоновы тела: тетраэдр, гексаэдр (куб), октаэдр, икосаэдр, додекаэдр и сфера.
- Простейшие платоновы тела: тетраэдр и куб олицетворяют левое полушарие, мужскую энергию, стихии огонь и земля;
- Взаимопереходящие сложные Платоновы тела: додекаэдр и икосаэдр олицетворяют правое полушарие, женскую энергию, стихии эфир и вода;
- Сфера – модель божественного мира, октаэдр – модель проявленного мира («Мировая Гора») – причина и следствие Бытия.
Тетраэдр и куб, — это мужской компонент сознания, левое полушарие мозга. Поверхности этих многогранников — треугольники или квадраты. Правый столб, содержащий додекаэдр и икосаэдр, — это женский компонент сознания, правое полушарие мозга, а поверхности многогранников — треугольники и пятиугольники. Центральный столб — это мозолистое тело, соединяющее левую и правую части. Отца и Мать объединяет Дитя – причина и следствие Бытия.
Итак, многогранники слева трех- и четырехугольные грани, а фигуры справа — трех- и пятиугольные. Из этого следует, что гора Уч Энмек, символизирующая тетраэдр, расположена в левой, мужской половине системы Курота-Каракол. И по всей видимости выполняет стихию Огня (тонкого), образно названного коренным народом Алтая «Пуповина Земли».
Сакральная геометрия объединяет мудрость народов и культур, существовавших задолго до нашей эры с современностью, составляя удивительный мир догадок и открытий. Эта наука признает все возможные и известные формы проявления знания, рассматривая их как сосуд, содержащий информацию о состоянии настоящего мира и о его воздействии на сегодняшнего человека. Эта мудрость гласит: «Все есть энергия и вибрация, а гармония между ними есть геометрия». Сакральные геометрические формы не являются просто произведениями искусства. Воспринимать их надо в связи с теми сокровенными явлениями, которые они помогают выразить и украсить. Сакральные геометрические формы не являются просто произведениями искусства. Воспринимать их надо в связи с теми сокровенными явлениями, которые они помогают выразить и украсить.
Из статьи Рональда Хольта «Спираль и голографическая матрица»: «…Каждый может начертить какую-нибудь геометрическую фигуру, которая представляет собой всего лишь геометрию; но когда вы связываете с ней Великий Дух или сознание и раскрытое сердце, то вы творите Сакральную Геометрию. Следовательно, Сакральная Геометрия занята тем, как раскрыть сердце и развить сознание через геометрические модели. Эти модели, как в зеркале, отражают ваше собственное сознание. Основная роль Сакральной Геометрии — сотворение Света/Сознания. Когда вы увидите, как геометрические формы плавно перетекают друг в друга, вы поймете и то, как они выходят за пределы и двигаются по направлению к структуре более высокого уровня развития. Когда вы поймете это, вы сможете соотнести Сакральную Геометрию с сердцем. И спираль — самый важный ключ».
Истинные Сакральные Геометрические формы никогда не являются жестко фиксированными. Напротив, они находятся в состоянии постоянного плавного перехода и изменения (эволюционного или регрессивного) от одной геометрической формы к другой со своей собственной скоростью или частотой. Вот почему, традиционная культура не имеет постоянства в ритуальных действиях и религиозного догмата! Потому что невозможно заранее описать и зафиксировать в тексте эти постоянные изменения природной среды. Их можно только прочувствовать в конкретное время. Это и есть высшая форма алтайской культуры проявленной в понятии Тенгрианства, или Космизма. Как говорил Рафаэль Бесертинов, один из исследователей феномена тенгрианства, что если наблюдать за природой, то природа и космос, или Тенгри, может стать самым верным обучающим предметом, развивающее логику и интуицию человека. А поскольку тенгрианская философия не придерживается каких-либо догм, которые основаны на высказываниях пророков и их священных книг, то этим самым отрицают действия по чужим критериям и понятиям. При этом он представляет Тенгрианство как свод знания о природе сложившейся естественным путем, связанные с отношением человека к окружающей природе и космосу – Тенгри». Или иными словами, Тенгрианство – это алтайская форма философии космизма, в основе которой лежат законы самоорганизации и саморазвития (Синергетики).
Библиографический список
- Данилова, В.С., Кожевников, Н.Н. Основные концепции современного естествознания. – М., 2001.
- Франтов, Г.С. Земля, природа и кристаллы». – СПб, 1999
- Романова, Е.В. Этнокультурная концепция основоположников Евразийства. Барнаул, 2010.
- Игн, И. Сакральная геометрия как принцип работы с пространством. [Э/р]. – Р/д: www.waylove.ru/sakralnaya_geometriya_kak_printsip_raboty_s_prostr
- Хольт, Р. Спираль и голографическая матрица. [Э/р]. – Р/д: http://www.e-puzzle.ru/page.php?id=1688
Referents
1. Danilova, V.S., Kozhevnikov, N.N. Osnovnihe koncepcii sovremennogo estestvoznaniya. – M., 2001.
2. Frantov, G.S. Zemlya, priroda i kristallih». – SPb, 1999
3. Romanova, E.V. Ehtnokuljturnaya koncepciya osnovopolozhnikov Evraziyjstva. Barnaul, 2010.
4. Ign, I. Sakraljnaya geometriya kak princip rabotih s prostranstvom. [Eh/r]. – R/d: www.waylove.ru/sakralnaya_geometriya_kak_printsip_raboty_s_prostr
5. Kholjt, R. Spiralj i golograficheskaya matrica. [Eh/r]. – R/d:
http://www.e-puzzle.ru/page.php?id=1688
Статья поступила в редакцию 02.04.12