-
Т.А. Вершинина
МОУ «Лицей №73», г.Барнаул, учитель русского языка и литературы, katka_vershinina@mail.ru - На примере фрагмента урока в 5 классе по произведению И.С.Шмелева «Лето Господне» (глава «Мартовская капель») в статье рассматривается возможность преподавания основ православной культуры через интеграцию с литературой.
- интеграция, православие, учебная деятельность
- Vershinina T.A.
- The possibility of teaching the basis of Orthodox culture through the integration with literature is considered in this article. The fragment of the lesson on I.S.Shmelev’s work «Leto gospodne» (head «March thaw») in the 5th form is treated as an example.
- integration, Orthodoxy, educational activity
- THE INTEGRATED LESSONS ON LITERATURE AND THE BASIS OF ORTHODOX CULTURE
Не секрет, что интерес к чтению у учащихся средней школы очень низок. Для учителей литературы эта проблема чрезвычайно актуальна. Что же необходимо сделать, чтобы привить ученикам интерес к чтению? На наш взгляд, необходимо учить детей анализировать произведение.
Но в анализе любого элемента «текста – конструктора» необходимо, чтобы учащимся было интересно то, чем они занимаются. Каждый раз они должны делать какое-либо открытие для себя. Сделать урок интересным и познавательным для своих учеников – вот основная задача учителя. В русле данной проблемы актуально звучат слова Луи де Бройля «Знания – дети удивления и любопытства». Интеллектуальные способности дают человеку возможность познать мир, а эмоции позволяют оценить его явления. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру. Кроме того, в последнее время эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех; фактором более существенным, чем интеллект. Интерес –та естественная эмоция, которая обеспечивает работоспособность человека.
Для активизации интереса на уроках литературы при работе с текстом можно использовать межпредметную интеграцию.
Интеграция учебной деятельности – актуальное направление педагогики, так как современный мир все больше требует от человека знаний, универсальных, глобальных, интегрированных. Интеграция на уроках достигается изменением информационной емкости содержания урока, позволяет выйти на более высокий уровень осмысления материала, формирует креативное мышление. Процесс усвоения темы в данном случае напоминает составление мозаики из различных кусочков цветного стекла, когда ученики соединяют различные знания в единую картину. Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных дисциплин. Чаще всего на уроках литературы осуществляется интеграция с историей. Но почему же не привлекается православие? Ведь вся русская литература отражает основы мировоззрения наших предков. Вспомним хотя бы «Песню про купца Калашникова..» М.Ю.Лермонтова, «Метель», «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, рассказ А.Платонова «Юшка», К.Паустовского «Теплый хлеб», И.Бунина «Лапти», не говоря уже о литературе 20 века: и А.Блок, и Л.Андреев, и М.Булгаков, и А.Ахматова, и В.Маяковский, и С.Есенин – все обращались к библейской тематике в своем творчестве. Обращение к интеграции в данном случае помогает убить сразу двух зайцев: вызвать интерес к анализу произведения, раскрыть его смыслы, но и ввести учащихся в мир православия, познакомить с основами родной культуры. Приобщение к материалам родной культуры (к православию) содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный минимум, но и знакомятся с неизвестными фактами родной культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения с учетом интересов школьников становится особенно эффективным. Работа с православными символами, архетипами, мифологемами в рамках анализа конкретного литературного произведения позволяет расширить рамки познаний учащихся, создать иное восприятие художественного текста, а через него и иное, глубокое восприятие окружающей действительности, не как мира пустого и агрессивного нам, а наполненного смыслами, глубокими и необходимыми каждому разумного и полноценного существования.
Мы предлагаем фрагмент урока, основанного на интеграции литературы и православия. Урок проводился в 5 классе по произведению И.Шмелева «Лето Господне», глава – «Мартовская капель».
Тема: И.С.Шмелев – певец старой России.
(Тема Храм Бога в храме слова).
Цель урока:
Проанализировать литературное произведение средствами православной культуры; использовать в работе приемы мифопоэтического анализа; развивать познавательный интерес к русским традициям; через анализ произведения определить традиционное мировоззрение русского народа, основанное на православном взгляде на мир.
Оборудование: основное – текст главы; дополнительное – свечи, музыкальное сопровождение (колокольный звон), ладан (можно любое ароматическое масло), репродукции храма, икон, храмового убранства.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Слово учителя о писателе и произведении раскрывает основные моменты, важные для понимания текста: произведение написано взрослым человеком, но мы видим мир глазами ребенка, мир глазами религиозного православного человека (текст отражает чувственное восприятие мира, пронизывающее чувство ностальгии).
2. Что значит православный человек? Что такое православие? (работа с данным понятием).
3. А что, по–вашему, является основными символами православия? (крест, храм)
Давайте попробуем заглянуть в храм. Подходя к храму, мы уже его можем слышать (звучит колокольный звон). Храм зовет нас, приглашает войти. Мы поднимаемся по лестнице, отрываемся от земли и приближаемся к Богу. Вот мы вошли в храм. Нас поражает сияние: свечи (зажигаются свечи), золото иконостаса, голубизна купола, свет из окон под куполом – мы видим храм. Но он еще и звучит (потрескивание свечей, хоралы, молитва, служба). А еще мы ощущаем запах ладана, воска (используем благовоние).
Храм так устроен, что мы его слышим, чувствуем, видим. Почему? Зачем?
А как человек общается с Богом? Через молитву, службу, т.е. через слово. Но и Бог творил словом. Слово – орудие Творца.
А можем ли мы назвать творцом писателя? Только лишь потому, что он творит словом? Он творец, потому что создает в своем произведении целый мир. А кого еще можно назвать творцом? Художника, музыканта …. А можно ли назвать творцом простого человека, нас с вами например?
Можно ли произведение искусства, художественный текст, назвать храмом? (вопрос не требует сразу окончательного ответа, он ставит перед учащимися проблему, которую нужно разрешить).
4. Работа над анализом текста И.Шмелева «Лето Господне» глава «Мартовская капель».
— почему глава так называется?
— можно ли сказать, что глава написана человеком, горячо любящим все то, о чем он пишет?
— что герою наиболее интересно в мартовской природе, что мы видим вместе с ним? Какими красками нарисован этот мир?
— слышим ли мы звуки? Чем необычно начало главы? Напоминает ли что-то?
— ощущаем ли мы запахи?
— одним из ярких образов главы становится ЛУЖА. Почему?
— какие основные стихии присутствуют в тексте? Где еще мы встречаем эти стихии? Почему? Каково их символическое значение?
— почему автор обратился именно к мартовскому дню? Чем этот месяц отличается от других для православного человека? Каково символическое значение поста?
— отчего стучит сердце мальчика? Что значит «безмятежно»?
5. Возвращаемся к проблемному вопросу: можно ли произведение искусства назвать храмом? Почему?
6. Выводы по уроку. Оценивание. Домашнее задание.
Библиографический список
1. Буслакова, Т.П. Как анализировать эпическое произведение: Учебное пособие. – М., 2004.
2. Ибикенова, М.К. Интегрированные уроки как один из способов приобщения обучающихся к культуре и творчеству. // Культуротворческий подход в современном образовании как один из факторов устойчивого развития. – Барнаул, 2007.
3. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 2003.
Referents
1. Buslakova, T.P. Kak analizirovatj ehpicheskoe proizvedenie: Uchebnoe posobie. – M., 2004.
2. Ibikenova, M.K. Integrirovannihe uroki kak odin iz sposobov priobtheniya obuchayuthikhsya k kuljture i tvorchestvu. // Kuljturotvorcheskiyj podkhod v sovremennom obrazovanii kak odin iz faktorov ustoyjchivogo razvitiya. – Barnaul, 2007.
3. Nikolina, N.A. Filologicheskiyj analiz teksta: Uchebnoe posobie dlya studentov vihsshikh pedagogicheskikh zavedeniyj. – M., 2003.
Статья поступила в редакцию 21.05.12