-
И.В. Рогозина,
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, зав. кафедрой английского языка, докт. филол.н., профессор, irogozi@mail.ru - В статье предпринимается попытка моделирования религиозного фрагмента молодежного сознания на основе данных ассоциативного эксперимента.
- религиозное сознание, концепт, ассоциативный эксперимент, языковая модель
- Rogozina I.V.
- The article presents an attempt of modeling the religious fragment of youth consciousness on the basis of the association experiment data.
- religious consciousness, concept, association experiment, language model
- THE CONCEPT «ORTHODOXY» IN YOUTH CONSCIOUSNESS
УДК 378
Проблема «язык и сознание» относится к числу основных языковедческих проблем. Ее частным случаем является проблема соотношения языка и религиозного сознания. По справедливому замечанию Д.В. Альжева, язык и религия представляют собой «две семиотики, два образа мира, две стихии в душе человека, уходящие корнями в подсознание, два самых глубоких, несхожих и взаимосвязанных начала в человеческой культуре» [1].
Сознание вообще и религиозное сознание, в частности, обладает сложной внутренней структурой. Поэтому ученые предлагают различные определения религиозного сознания, отражающие особенности тех парадигм, в которых проводятся соответствующие исследования. Наиболее релевантным для данной статьи, на наш взгляд, является определение, принадлежащее Н.Б. Мечковской, которая под религиозным сознанием понимает «огромный и сложный мир человеческой деятельности», сопряженный с религиозными чувствами, религиозными мыслями и желаниями, находящими выражение в речи, поступках, взаимоотношениях с людьми [3]. По сути, эта же мысль, но лишь в компрессированном виде выражена в дефиниции религиозного сознания, рассматривающего его с акцентом на конечный результат религиозной деятельности, связанной с усвоением божественного учения и следованием его канонам в повседневной жизни [6].
Следует отметить, что, помимо большого количества работ, посвященных выявлению особенностей религиозного сознания как такового, имеются исследования, ориентированные на выявление тенденций развития религиозного сознания россиян. Такие исследование, главным образом, опираются на результаты социологических исследований, согласно которым 60-70 % опрошенных считают себя православными, что позволяет исследователям рассматривать рост религиозности россиян в качестве ведущей тенденции [7]. Вместе с тем, изучение религиозного сознания посредством исключительно социологических методов представляется недостаточным и нуждается в верификации посредством иных экспериментальных методов, к числу которых относится используемый в психолингвистике метод ассоциативного эксперимента, позволяющий посредством вуалирования экспериментальной презумпции предъявлять испытуемым слова-стимулы и получать реакции, открывающие доступ к операциональным фрагментам сознания. Иными словами, о реальном состоянии религиозного сознания россиян можно получать более достоверное представление через выход на соответствующие языковые структуры, репрезентирующие структуры ментальные.
Для решения подобной задачи в 2012 г. был проведен эксперимент, в котором приняло участие 125 студентов различных специальностей Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. При выборе именно этой возрастной категории россиян мы исходили из понимания значимости попытки реконструкции фрагмента сознания, связанного с православием у молодежной части населения, поскольку наличие христианских религиозных ценностей, христианской морали особенно значимо для вступающих в активную трудовую жизнь.
Эксперимент носил комплексный характер, поскольку сначала испытуемым был предложен социологический опрос. Анкета содержала вопрос о том, считает ли себя участник эксперимента православным. Обработка данных анкетирования показала, что 65 % респондентов считают себя православными, что, следует признать, для этой возрастной группы показалось неожиданным, но, вместе с тем, совпало с общероссийской тенденцией.
После социологического опроса был проведен ассоциативный эксперимент, в процессе которого в качестве слова-стимула испытуемым была предложена лексема «православие». По ее предъявлении, сопровождавшемся заданием сразу же написать первое пришедшее в голову слово, было получено 123 реакции и 2 отказа. Прежде, чем перейти к анализу полученных в процессе эксперимента реакций, представляется необходимым дать их общую характеристику, исходя как из собственного опыта по обработке данных целой серии ассоциативных экспериментов [8], так и опыта других исследователей. Как правило, отражая состояние сознания испытуемого, ассоциативный эксперимент «извлекает», главным образом то, что операционально значимо для индивида т.е. те смыслы, которые сформированы под влиянием личного опыта. Именно поэтому наряду с некоторыми частотными реакциями на слово-стимул практически всегда наблюдается значительная диверсификация реакций, находящая выражение в большом количестве единичных реакций, фиксирующих сугубо личностный опыт, личностное переживание любой реалии. Однако ассоциативный эксперимент со словом-стимулом «православие» обнаружил противоположную тенденцию: 83 реакции (67,5 % от общего числа реакций) пришлось на три частотные реакции – религия (23), вера (31), церковь (29).
Прежде всего, обращает на себя внимание понятийный характер указанных частотных реакций, их отстраненность, абстрагированность от личностного переживания и личностного религиозного опыта, в то время как религиозное сознание – это «нечто большее, чем совокупность отдельных элементов, поддающихся рациональному обобщению, а прежде всего его сугубо личное, внутреннее переживание Бога» [6]. Иными словами, обыденное религиозное сознание, не может не фиксировать реальные религиозные практики: оно возникает и формируется за счет тех впечатлений, которые могут быть получены через отправление религиозных обрядов, посещения богослужений, присутствия на церковно-религиозных праздниках, чтения Библии. Поэтому православное религиозное сознание по определению должно быть непосредственно связано с православной религиозной жизнью, вбирая в себя различные грани религиозного знания.
Обращает на себя внимание, что и несколько других не частотных реакций, отнесенных нами к разряду понятийных, также не обнаруживают внутреннего переживания принадлежности к православию: христианство (2), христианин (1), верующий (1). Необходимо обратить внимание и на то, что приведенные реакции, имеющие понятийный характер, вместе с тем, указывают именно на «внешнюю» по отношению к православию понятийность. Этот вывод основывается на том, что ученые, занимающиеся вопросами религиозного сознания, выделяют в нем два уровня: концептуальный и обыденный. Концептуальный уровень «выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций», включающих в себя «учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения» [5]. Однако перечень полученных реакций не обнаруживают у испытуемых таких понятий, идей и принципов.
Примечательно, что получено всего три реакции Бог, что также косвенно подтверждает обнаруженную тенденцию. Ментальная структура, сформированная в результате гипостазирования Бога как объекта веры, является центральной структурной единицей религиозного сознания. Ее представленность в эксперименте лишь тремя реакциями также свидетельствует об отсутствии характерной для православного сознания связи Бога и человека.
Рассмотрев реакции, репрезентирующие понятийную (концептуальную) область сознания испытуемых, считаем необходимым обратиться к анализу ее обыденной составляющей. Обыденное религиозное сознание понимается как «совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке [5]. Если операциональной единицей хранения концептуального знания является понятие, то ментальным форматом хранения образов обыденного сознания служит представление, в основе которого лежит чувственная наглядность, причем речь идет о ментальных результатах работы всех пяти органов чувств человека. Зрение запечатлевает великолепие православных храмов, сияние лампад, свечей; слух звучание акафистов, псалмов, молитв и тропарей; обоняние – запах благовоний; осязание — прикосновение к кресту, иконам, а вкус включается в момент причастия [6].
Об этом пишет и современный исследователь русской иконописи В.В. Лепахин, приводя мнение известного русского священника Иоанна Кронштадского о том, что церковь «храмом и Богослужением действует на всего человека: … действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением певчих, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением писаний» [Цит. по: 6].
Важно еще раз подчеркнуть, что в подавляющем числе проведенных нами ассоциативных экспериментов именно на долю представления приходится самое большое количество реакций, однако количество реакций-представлений, полученных на слово-стимул «православие», составило 12, или 9,8 % от их общего числа: крест (4), крестик (2), четки (1), батюшка (3), патриарх (1), монах (1). Однако не только число, но и сам характер приведенных реакций свидетельствует об испытуемых скорее как о внешних наблюдателях, как о тех, у которых отсутствуют какие-либо особенности индивидуального религиозного опыта.
Для интерпретации полученных результатов значимым представляется понимание религиозного сознания как символической модели, формирующейся под влиянием как познавательного, так и эмоционального опыта, поскольку познание непосредственно связано и с эмоциональной сферой человеческой психики [4]. Исследователи утверждают, что особенностью сознания верующих является психика, «отличающаяся повышенной эмоциональностью, экзальтацией, мистикой, романтизмом, верой в сверхъестественное» [6]. Поэтому религиозное сознание должно включать в себя особое эмоционально-оценочное отношение человека к тем или иным религиозным идеям и теориям. Однако если это так, то количество эмоциональных реакций молодых людей, считающих себя православными на слово-стимул «провославие» говорит о несформированности религиозного сознания этой возрастной категории респондентов. Получено только 11 эмоционально-оценочных реакций (8,9 % от общего количества реакций), причем только 5 пришлось на положительную эмоцию/оценку – наше (1), истина (1), истинная вера (1), любовь (1), сострадание (1). В то же время другая половина реакций зафиксировала отрицательную эмоцию/оценку – не мое (1), обман (1), никому не нужное (1), бред (1), не понятно (1), фигня (1).
Таким образом, результаты эксперимента позволили построить модель фрагмента сознания испытуемых, принадлежащих к молодежной возрастной группе, 65% которых считает себя православными. Реконструируя определенный фрагмент религиозной ситуации в современной России, полученная языковая модель говорит о не обоснованном, субъективном отождествление опрашиваемых с православием. Кроме того, реконструированная модель не обладает сложной внутренней структурой, свойственной религиозному сознанию, поскольку реакции не обнаруживают причастности к религиозным идеям и ценностям. Полученный результат, на наш взгляд, закономерен: «ведь религиозная вера – это сложнейший и богатейший культурный феномен, она формируется всем укладом, всем образом жизни, передачей традиций на уровне образцов поведения, их воспроизведением непосредственно в жизни, во всех ее сферах, но вместе с тем и огромной внутренней работой – работой чувств, ума, души человека, которую не может заменить простое посещение церкви и даже старательное и добросовестное исполнение всех церковных обрядов» [1].
Литература
1. Альжев, Д.В. История и теория религий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/165755/read
2. Зенько, Ю.М. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zenko.htm
3. Мечковская, Н.Б. Язык и религия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Mechkov/index.php
4. Панкин, С.Ф. История и теория религий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/s_pankin/istoriya_i_teoriya_religiyi/read_online.html?page=1
5. Религиозное сознание [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/religioznoe-soznanie.html
6. Религиозное сознание: сущность, методология исследования, источники, уровни [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libsid.ru/istoriya-religii/religioznoe-soznanie-suschnost-metodologiya-issledovaniya-istochniki-urovni
7. Религиозность и религиозное сознание [Электронный ресурс] Режим доступа: www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20363
8. Рогозина И.В. Политический концепт-антропоним: экспериментальное исследование. Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал : материалы I международной научной конференции, 5-7 октября 2011 г. / Алтайская государственная педагогическая академия ; Лингвистический институт ; Общероссийская общественная «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов»; Алтайское региональное отделение; под ред. И,Ю. Колесова. _ Барнаул : АлтГПА, 2012. – С.299-301.
9. Рогозина И.В. Homo Politicus как объект изучения когнитивной медиалингвистики // Филология и человек. – 2011. – № 4. С. 37-48.
Referents
1. Aljzhev, D.V. Istoriya i teoriya religiyj [Ehlektronnihyj resurs] Rezhim dostupa: http://lib.rus.ec/b/165755/read
2. Zenjko, Yu.M. Psikhologiya religii: osnovnihe problemih i perspektivih razvitiya [Ehlektronnihyj resurs] Rezhim dostupa: http://psyfactor.org/lib/zenko.htm
3. Mechkovskaya, N.B. Yazihk i religiya [Ehlektronnihyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Mechkov/index.php
4. Pankin, S.F. Istoriya i teoriya religiyj [Ehlektronnihyj resurs] Rezhim dostupa: http://fictionbook.ru/author/s_pankin/istoriya_i_teoriya_religiyi/read_online.html?page=1
5. Religioznoe soznanie [Ehlektronnihyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/religioznoe-soznanie.html
6. Religioznoe soznanie: suthnostj, metodologiya issledovaniya, istochniki, urovni [Ehlektronnihyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.libsid.ru/istoriya-religii/religioznoe-soznanie-suschnost-metodologiya-issledovaniya-istochniki-urovni
7. Religioznostj i religioznoe soznanie [Ehlektronnihyj resurs] Rezhim dostupa: www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20363
8. Rogozina I.V. Politicheskiyj koncept-antroponim: ehksperimentaljnoe issledovanie. Funkcionaljno-kognitivnihyj analiz yazihkovihkh edinic i ego applikativnihyj potencial : materialih I mezhdunarodnoyj nauchnoyj konferencii, 5-7 oktyabrya 2011 g. / Altayjskaya gosudarstvennaya pedagogicheskaya akademiya ; Lingvisticheskiyj institut ; Obtherossiyjskaya obthestvennaya «Rossiyjskaya associaciya lingvistov-kognitologov» ; Altayjskoe regionaljnoe otdelenie ; pod red. I,Yu. Kolesova. _ Barnaul : AltGPA, 2012. – S.299-301.
9. Rogozina I.V. Homo Politicus kak objhekt izucheniya kognitivnoyj medialingvistiki // Filologiya i chelovek. – 2011. – № 4. S. 37-48.
Статья поступила в редакцию27.10.12