-
Д.И. Мамыев,
директор этно-природного парка «Уч Энмек», с. Онгудай, Республика Алтай, e—mail: danil-mamyev@yandex.ru -
В статье с точки зрения алтайской традиционной философии раскрываются механизмы взаимосвязи состояния планеты и живых существ, живущих на ее поверхности. Традиции коренных народов отношения ко всему в космическом пространстве как к изначально разумному и живому, позволили алтайской культуре выработать экологически ориентированные формы жизнедеятельности в природе.
-
алтайский космизм, экологически ориентированная жизнедеятельность
-
D.I.Mamyev,
director of ethno-natural park «Uch Enmek», v. Ongudayj, Republic Altai, e-mail: danil-mamyev@yandex.ru -
The mechanisms of interrelation of a condition of a planet and the live beings living on its surface are revealed in article from the point of view of the Altay traditional philosophy. Traditions of the indigenous peoples of the relation to all in a space as to initially of reasonable and live, have allowed the Altay culture to develop ecologically focused forms of ability to live in the nature.
- Altay cosmism, ecologically focused ability to live
-
ALTAY KOSMIZM AS THE BASIS OF THE EKOLOGO-FOCUSED ABILITY TO LIVE
УДК 167
Как было правильно замечено в предыдущих работах, состояние планеты, во многом зависит от состояния живых существ на ее поверхности. Более всего, от их энергетического состояния. А энергетическое состояние, как планеты, так и живых существ зависит от их психического состояния, или по иному, образа «мыслей». Много было сказано о представлениях человека европейской культуры о состоянии космоса и его взаимодействии с человеком. Действительно, в настоящее время, в силу новых научных открытий в области изучения энергии человека и природы, человечество начинает понимать, что экологические катастрофы и глобальные изменения климата во многом зависят от самого человека: как от взаимоотношений людей между собой, так и от их отношения к окружающей среде. В то же время, отмечается прогрессия в частоте этих катастроф и тяжести их последствий.
В связи с этим, в настоящее время, на больших международных и межгосударственных встречах, таких как ООН, ЮНЕСКО, и т.д., начинают искать пути решения социально-экономических проблем, видя в них причины изменений в природной среде. Но эти меры, пока не имеют особого успеха и, по всей видимости, не будут иметь. Потому что мы пытаемся разрешить эту проблему все тем же потребительским отношением к природе, что и привело общество к данной проблеме.
Необходимо изменить отношение современного человека к окружающей среде, изменив его представление о самом себе и о своей роли во всем космопланетарном пространстве. Для этого необходимо объединение совместных усилий науки, религии и философии коренных культур, которые пока еще, несмотря на достаточно сильные влияния современной техногенной цивилизации, сохранили древние знания о законах космоса и мироздания. Но в отличие от современного мира, в котором восприятие мира основано на эмпирическом опыте и логическом осмыслении выявленных фактов, в традиционных культурах знание передается устно и основано на интуитивном восприятии. В этом есть и минусы и плюсы. Самая большая проблема заключается в том, что такая форма информации «недоказуема» с точки зрения научной методологии познания. Она нигде не зафиксирована в виде материализованного текста.
Но ее большой плюс заключается в том, что такой способ во многом учитывает сиюминутное (здесь и сейчас происходящее) состояние ноосферы, планеты, социума. Естественно, для получения такого вида информации необходимо уметь комплексно воспринимать знания: не только уметь читать тексты, но и обладать определенной духовной культурой, что позволяет воспринимать информацию интуитивным способом, наравне с общепринятыми научными.
Рассмотрим понятие «космизм» с точки зрения алтайской традиционной философии. При этом сравним два способа познания: научный и традиционный (интуитивный).
Космос – на алтайском языке звучит «Тенгери» — Великое Синее Небо. Понятие ноосферы присутствует в философии коренных народов изначально, что позволило им выработать основы эколого-ориентированной жизнедеятельности. Если в современной европейской культуре ноосфера считается продуктом человеческой деятельности, то в культуре коренных народов планета Земля изначально обладает сферой разума. С точки зрения алтайцев, планета Земля – это живой организм, обладающий всеми органами, присущими для человека. При этом подразумевается, что принцип «живого организма» присутствует во всем космопланетарном пространстве. Поэтому в алтайской культуре человеческая жизнедеятельность основана на постоянном «общении» с этой живой планетой. Такое общение касается как религиозно-обрядовой стороны, так и повседневной деятельности. При этом в отличие от понятия современного человека, представляющего Землю своим домом, в традиционной культуре человек находится в этом Доме в гостях (временно) и поэтому старается не нарушать своим действием «традицию» этого дома или его хозяина. Поэтому, когда человек умирает, то обычно говорят что он ушел или отправился к себе Домой – к предкам, на Небо, к Тенгери. Это состояние «временности», по всей видимости, заставляло относиться к земле не как собственности, а как отдельному и самостоятельному индивидууму.
Представление о том, что земля — это более старший по возрасту разумный организм, чем человек, позволило коренным народам выработать основы устойчивого развития сообщества в этом доме, о котором в настоящее время так много говорят. Согласно общепринятому понятию, устойчивое развитие – это возможность обеспечения жизни, удовлетворяющая нужды настоящего и не подвергающая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Сохранение традиционной культуры и внедрение ее принципов мировосприятия в жизнь современного поколения – это вопрос не только самих представителей коренных культур, он имеет гораздо более широкое значение. Об этом говорит и международное сообщество: «…Дальнейшее разрушение наследия коренных народов будет иметь пагубные последствия не только для их самоопределения и развития, но и подорвет будущее развитие стран, в которых они живут. Для многих развивающихся стран знания коренных народов могут послужить «ключом» к достижению устойчивого национального развития без усиления зависимости от ввоза капитала, материалов и технологий»[1].
Концепция устойчивого развития имеет несколько уровней территориальной иерархии: космо-планетарный, государственный, региональный, местный, индивидуальный или личностный. Но при этом все они подчиняются единому принципу, и каждый последующий уровень зависит от предыдущего. Таким образом, система уровней образует органическое единство, где изменение одного элемента нарушает целостность всей системы и вызывает сложную цепь компенсирующих реакций.
Человек традиционной культуры, интуитивно представляющий весь мир в целостности, старался не нарушать этот космический принцип, а для согласования своих действий с этим разумным (ноосферным) пространством выработал особую религиозно-обрядовую систему. Именно такое представление позволило в течение более долгого времени, нежели современная техногенная цивилизация (которая началась примерно с начала 19-го века), сохранить природную систему в состоянии экологической устойчивости.
Поэтому, для достижения условий устойчивого развития в современном обществе необходимо изменить его представление о мире вообще. Не изменив представления об устройстве мира и правилах поведения человека в нем, нет возможности изменить развитие мира в сторону устойчивости.
Отношение ко всему космическому пространству как к изначально разумному и живому организму позволило алтайской культуре выработать и соответствующее отношение к окружающей среде, в том числе и планете Земля. По восприятию алтайцев, земля изначально имеет разум и способность реагировать на человеческую деятельность. Это утверждение – одно из фундаментальных отличий от высказываний представителей научного мира (Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский), которые утверждают, что сначала появилось живое вещество и только потом мысль, как результат самоорганизации вещества.
Как живой организм, планета, с точки зрения алтайской традиционной философии, имеет такие же органы, как и у обычного человека: уши, глаза, пупок, и т.д. И это понятие отражается в функциональной значимости каждой конкретной точки на поверхности земли. То есть, на теле планетарного организма есть точки или земли, выполняющие функцию ушей, глаз, и т.п. – точек взаимодействия с космическим пространством – Тенгери. Такие территории называются Священными землями. И поэтому, каждая такая территория имеет СВОИ «правила» поведения, свой ритм, свою энергетику. Понимание планеты Земля как живого организма, имеющего органы восприятия, в отличие от естественнонаучного космизма, дает более «живое» представление о ноосфере. Если в научном представлении ноосфера продукт живых существ, находящихся на поверхности «не живой» планеты, то в представлении коренных культур – ноосфера, это продукт живого планетарного организма. Поэтому священные земли можно представить в виде аккупунктурных точек на теле живой планеты. И так же, как при помощи точечного массажа на аккупунктурные точки своего тела, человек воздействует на отдельные органы своего организма, можно воздействовать и на планетный организм. При этом функцию иглы или массирующего пальца выполняет традиционный обряд, посредством которого выделяется особая психическая энергия человека.
А так как традиционная культура существовала задолго до появления научного знания, то утверждение В.Вернадского о начале складывания ноосферы, якобы произошедшем с зарождением научной мысли, является несколько односторонним. Это произошло, по всей видимости, потому, что во времена расцвета научного способа познания мира, традиции и знания коренных аборигенных культур считались отсталыми и не требующими особого внимания со стороны только зарождающейся науки. Так или иначе, преподносимые сегодня понятия ноосферы, психической энергии, энергии мысли и сверхсознания, как результат действия и творчества именно научной мысли, мягко говоря, не соответствует действительности.
Это знание существовало задолго до возникновения европейской науки, и оно активно и с успехом применялось в среде традиционных культур, даже в то время, когда европейская культура «по новому» открывала для себя этот факт. Поэтому сегодняшние открытия в области научной мысли, скорее, подтверждают знания и картину мира коренных культур, высокую экологичность традиционного мировоззрения, нежели открывают принципиально новые сферы знания. Но это не означает, что научное знание менее значимо, нежели древние знания: именно научное признание древних интуитивных открытий человечества способствует саморазвитию современного человека и его восхождению к Богу (Тейяр), или, по Вернадскому, сверхчеловеческому состоянию. Таким образом, Геолого-биохимический подход Вернадского и теологический Тейяра де Шардена еще раз подтвердили необходимость не только признания современным миром знания традиционных культур, но и внедрения в современную культуру его духовных основ в качестве базисного знания.
Вышеописанное утверждение традиционной культуры о планетарном живом организме, усиленное современным научным подтверждением, дает право на жизнь еще одной теории. Как всякое живое тело, планетарный организм осуществляет переработку не только психической энергии, но материального вещества. Это всем известное понятие «круговорот вещества в природе». Но результатом этого круговорота является не просто переход вещества из одного вида в другой, а образование новых веществ, необходимых для жизнедеятельности планетарного организма. Речь идет о различного рода минеральных образованиях, известных под названием «месторождения полезных ископаемых». Понятие «полезный» современный человек понимает только по отношению к себе. Но с точки зрения философии традиционной культуры они полезны, в первую очередь, для планетарного организма. Накопление рудных минералов, например, может выполнять роль (или функцию) железы (функционально важного органа) или почечного камня (продукта неправильного метаболизма, вызывающего болезнь организма) в теле планеты. Таким образом, напрашивается вывод о том, что некоторые месторождения необходимо разрабатывать (изымать из тела планеты), а с другими – этого делать ни в коем случае нельзя. Этот вопрос требует пристального научного изучения с привлечением традиционного знания для разработки методики выявления функциональной значимости для планеты каждого рудного месторождения.
Именно такой подход в современной картине мира может быть результативным: традиционное знание определяет принципы целостного видения проблемы, а наука обосновывает способы освоения природных, социальных, духовных ресурсов без деструктивных последствий для живой космопланетарной системы.
Понятие «ноосфера» определяет энерго-информационную структуру живого вещества планеты. Но если энергетический «кокон», действительно, представляет собой «сферу», окружающую нашу планету, то информационная структура космического пространства, скорее, напоминает некую сетку, имеющую ячеистую структуру, в элементах которой (в ячейках) хранится информация. Это определенная форма существования информационной базы данных. Таким образом, и человек как разумное существо, имеет свою информационную решетку, имеющую свою индивидуальную форму ячеек, а также свое место положения в информационной структуре Вселенной.
Планетарная сфера разума состоит из сфер разума всех живых существ, обитающих на поверхности земли, в том числе растений, животных, и т.д. При этом, все эти информационные решетки соединены друг с другом посредством Священных земель. Такие территории в современной науке получили определение «астро-ментальные линзы» (определение М.Ю.Шишина). Это места, излучающие мощные потоки земной энергии, которые «входят в резонанс» с космическими энергиями, образуя своеобразный канал космопланетарного обмена. Ментальная (мысленная) деятельность человека в этих местах приобретает особую остроту и плотность, что с древнейших времен определялось как магия. Некоторые территории Земли являются не просто «чистыми», заповедными местами, а как бы конденсирующими все излучения планеты, ее биологических объектов, а также духовные накопления человека. «Их роль… аккумулировать и трансмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размене энергий по линии Земля – Космос»[2]. Одной из таких мембран или «астрально-ментальных линз», по определению М.Ю.Шишина, является Горный Алтай.
И поэтому, священные земли являются не только местами прямого общения с другими сферами планеты, но неким каркасом, фиксирующим ноосферу земли в определенном состоянии. В зависимости от того, кто и как воздействует на Священные земли, зависит и состояние планеты как разумного существа. Коренные культуры издревле знали о значении и влиянии таких земель на экологическое, геологическое, геофизическое состояние планеты и поэтому выработали строгую систему поведения в таких землях. Если на территории священных земель человек будет вести себя непочтительно или агрессивно, тем самым он внесет энергетическую «грязь» или «вирус» в каналы энергоинформационного обмена между планетой и космосом. И тогда могут «заразиться» все сферы и начнет «болеть» вся космопланетарная система.
Таким образом, коренные народы являются смотрителями сакральных (священных) территорий, таких важных для эволюции планеты. А обрядовая культура коренных народов является энергетическим гармонизатором этих каналов.
В настоящее время, когда на Земле начинают проявляться явные признаки изменения планетной и космической системы, это знание необходимо учитывать для правильной интерпретации научных данных о природных взаимодействиях. И на основании этих данных необходимо разрабатывать стратегии развития общества в новых космопланетарных условиях.
Известно, что каждый человек, в зависимости от своего уровня знаний и развитости сознания, излучает определенной частоты электромагнитные вибрации. Важность этого утверждения заключается в том, что необходимо учитывать: насколько режим вибраций человека будет соответствовать режиму вибраций планетарного организма. Если они не будут совпадать по частоте, то рано или поздно, наступит момент разрушения планетарной решетки, и, следовательно, человек тоже перестанет существовать. Поэтому, во многих древних (особенно восточных) источниках особое значение придается энергиям, электромагнитным составляющим во взаимоотношении человека и окружающей среды.
Известный философ, физик, учитель и лекарь Друнвало Мельхиседек, обучившийся у 70 учителей мира, на основе законов сакральной геометрии и древних знаний американских индейцев, также утверждает, что такую решетку (решетку сознания Христа) имеет каждый биологический вид. По его данным, первоначально вокруг земли существовало более 30 млн. энергоинформационных решеток. В настоящее время их осталось от 13 до 15 млн. единиц и их количество постоянно сокращается, так как происходит исчезновение видов из-за неразумного поведения человека на земле.
Итак, в зависимости от того, каким оказывается состояние Священных земель, этих важных «акупунктурных» точек на теле планеты, будет зависеть состояние планетарных режимов Земли: геолого-физического, химико-биологического, солярно-климатического, гидрологического, энергоинформационного и т.п..
Чтобы высказанные соображения воплотились в твердый научный результат, потребуется немало скоординированных усилий ученых различных направлений. И эти усилия могут завершиться скачком в познании процессов взаимодействия Природы и Человека. Самое трудное предстоит в осознании и примирении физики вещества и сверхслабых взаимодействий, которые могут проявляться на примере взаимодействия древних сооружений, священных природных объектов и современного человека, о чем сильно заботился. В.В. Налимов говорил о вездесущности сознания и предлагал построению сверх единой теории поля, описывающей как видимые, так и невидимые проявления Мира. Поэтому, как бы ни были различны пути получения знания в научном мире и в традиционной культуре, необходимо объединение усилий трех направлений человеческой мысли: науки, религии и философии. Уже сегодня заметно, что в своих поисках Истины названные пути познания движутся навстречу друг другу. И недалек тот день, когда они придут к согласию и осознают, что выводы их едины, так как универсальны.
Для этого, помимо общих знаний, у человека должна быть высокоразвитая интуиция, своя путеводная звезда, озаряющая жизненный путь. Настоящее здоровье, настоящую бодрость и настоящее долголетие природе и обществу может дать только внутренний свет, исходящий от самого человека. Окружающая нас биосфера не нуждается в спасении, она была и будет, независимо от того останутся ли в ней люди. Спасать надо не флору и фауну, а человеческие души. И предначертание Алтая как особой, пока еще сохранившей свою чистоту, природной энергетической системы в том, чтобы в человеке развить тот интуитивный, духовно-экологический, внутренний свет, который является основой духовного возрождения, основой Экологии Жизни.
Это начало подготовки человеческого сознания к тому, что каждый человек ценен как носитель информации. Это правила сосуществования людей будущего: признание права на жизнь каждого (и не только человека). Право БЫТЬ. Это то время, о котором возвещали Вернадский, Тейяр де Шарден, Циолковский и многие другие. В это время обществом будет признана ценность каждого человека, вернее «свет» каждого человека.
С древних времен и до недавнего времени не требовалось от каждого отдельного человека излучения «собственного» света. Достаточно было энергии-света этноса, общества, группы. «Делай как все». Это девиз прошлого технократического общества, общества стандартов. Но в связи с изменениями, произошедшими в космических планах, потребность в такой «грубой» форме энергии-света в наступающем веке отпадает. Наступающий век требует более «тонких» энергий. Это значит, что будут иметь значение мысли, знания, действия каждого человека. Человек не будет страдать за «деяния» общества, государства, этноса. Ребенок не будет нести бремя родителей. В этом веке уже нельзя будет «отсидеться» за спинами других, прикрываясь законами общества, государства. В этом веке не будет необходимости «уходить» в скиты, пещеры.
Потребность наступающего века в «светящихся» личностях, живущих и действующих в обществе разнообразия, а значит в отсутствии догмы. Образно говоря, контрольный пункт качества конвейера развития человека в наступающем веке будет установлен на свет: не светящиеся объекты будут отправлены «на переплавку».
Библиографический список
- Доклад г-жи Эрики-Ирэн Даес – ООН, Управление Верховного комиссара по правам человека, Женева, 1997
- Шишин, М.Ю. Астрально-ментальная линза как особая структура Мира Высшей реальности над территорией Алтая // Алтай-Космос-Микрокосм. Тезисы докладов 2-й международной конференции. – Алтай, 1994
Referents
1. Doklad g-zhi Ehriki-Irehn Daes – OON, Upravlenie Verkhovnogo komissara po pravam cheloveka, Zheneva, 1997
2. Shishin, M.Yu. Astraljno-mentaljnaya linza kak osobaya struktura Mira Vihssheyj realjnosti nad territorieyj Altaya // Altayj-Kosmos-Mikrokosm. Tezisih dokladov 2-yj mezhdunarodnoyj konferencii. – Altayj, 1994
Статьяпоступилавредакцию 02.04.12